«Русаўки када из воды вылезуть, — поют. Насадяцца <вместе> и хор о шэ поють. Када на сушу выходить, то ходють по жыту, а потом ў морэ уходять» (Заболотье).
«Часом збиралися русалкы ў хво и ни, бралыся за рукы й почыналы спивать и гуляты» (Андроново).
«Русалка всегда ў жыти жыве: поють там, пирують… Русалки на Тро е цкой неделе гуляють ў жыти, хохочут» (Старые Боровичи).
«Кажуть, спивае <русалка>: „У мене косы, як полосы, у мене цыцки, як палян и цки“» (Тхорин).
«Русалкы по жыту ходять на Русалном тыжни, — диўчатка бигають по жыту. После Трийцы Русалны тыждень… Спивають, танцують. Оны — кажуть — спивають: „Не кладитэ хлиб на дижку, бо не буде сп о ру“. Танцують по жыту и присп е вують. Так оны росу позбивають на ж ы тове, шчо так гуляють, — росы не буде там. Это йих така д о ўжность: от, Русалны тыждень — и воны м у сять гуляты по жыти. <Откуда они приходят?> Оны з зэмли, мо, с кладбишч ходять…» (Нобель).
«Ў е е д о ўги косы. Влезе на д у ба, лезе русаўка та, кажуть, вельми высоко на дерево. Да пужала людей» (Симоничи).
|
|
«У жыте русалки лякают, у долони л я скают» (Рясное).
«Сяде на дерево и шуг а ецца, и п е е, п е е! Ўсюду были, — и на воде, и на деревьях» (Золотуха).
«Чы ў поле, чы на дереве шуг а лись. За г о лле ухопяцца да и колышуцца. Голые, не надетые…» (Золотуха).
«Игран а я неделя, — их тады бачат, а боле <в другое время> их не бачат. Як умрут, — и гуляют. У одёже, все раск о сманые були. Па лесу ены шуг а лись, аж лес трэшчыть, за дерево учэпяцца…» (Золотуха).
«Ум е рло нехр ы шчэнэ дитя на Русальном тыжни, ў Пятроўку, — и ено пошло ў русалки. Дак люди жнуть жито, а оне качаються на бер о зе да кажуть: „Мене мати породила, нехрышч э ну положила“» (Верхние Жары).
«Русалка ў жыци калышецца, касмата. Яны ў жыци, кали крас у ецца жыто, на ар э ли калышуцца» (Великий Бор).
«Голые, как девки. Волосы длиннющие. Сидят на березах, сидят и качаются… Подвязывают на березах снизу ветки и катаются» (Хоробичи).
«По дуб а х <русалки> лазили. Косы распущены, цыцки великие. На Троицу <их> бачат. По лесу ходили. Груша стояла, дак к у галася русалка по ней, с дитём мал е ньким» (Дяковичи).
«Яни голые хадили, ў косах. Ў лесу, де бярёзы длинные, тонкие стоять, — ани чапляюцца, делаюць ар э ли <т. е. качели> и калышуцца. Звьяжуть г о лля и калышуцца» (Картушино).
«Русаўки калышуцца на крястах на кладбишча ў дванаццать часоў ночи» (Картушино).
«Русальные берозы, — на них русалки качаються <т. е. на березах, ветки которых свисают до земли>» (Хоробичи).
«На деревьях сидели. Гут а ютца, калышуцца. За какат ы бярутца, за как о ття — и гут а ютца» (Семцы).
|
|
«Человек бачыў: на дереве калыхались. У белом в усём, на г о лле так калышуцца, да спивають, да крычать» (Дягова).
«Батько повел пасти коня на сенокосы. Это как раз было на Труйцу, это тые тро е цкие свята, — то русаўки, бул о , ходили. Так — каа — люг коло жыта, конь пасецца, а воны <русалки> стали спевати ў жыти. Спевали усякие песни, от як д е жку месишь, — на д е жку муки не сей…» (Радчицк).
VIII. Связь русалок с троицкой зеленью
«На Трийцу терник на землю к и дали ў хату, на столе ставили наўхрэст, по стенах ставили, — шчоб русаўки не ходили ў хату» (Вышевичи).
«Оп у цки (татарник) так е ставляють на о кне, липу, полынь. Цэ и ў дворе, — щоб русалки гойд а лися. Усю хату таку зелену зроблять» (Вышевичи).
«Як умруть на Троицу, дак ў гроб оп у цки (татарник), полынь кладут. На кладбишчэ повесять на хрэст опуцки, полын. То уже хто умре на Троицу. Сама бачыла: опуцки коло хрэстыка прыв’яже…» (Вышевичи).
«На Троицу ў Зэлэну субботу ложица трава: цэ шчытають, шо тые русалкы ходылы, шоб ноги у их нэ кол о лыся, потому шо воны ходять же б о сые. Дак шчэ ложать траву ягур, кладуть у хату <она лежит всю неделю>, а ў понэдилок встають рано, до сход сонця и траву тую собирають» (Днепровское).
«Шчоб русалки не зав о дились, — трясуть травою ў сенцах, ў хате, и понат ы кають клеч а нне ад русалок: клён, липа, бероза, верб а . Не йдёт <русалка> на клеч а нне» (Дягова).
«После Троицы перед Петром во дворе и в хате вешают ветки с листьями кленовыми и цвяты красив е нны, — ето русалок адганяють» (Старые Боровичи).
«Як умре <кто-нибудь в семье>, то на Трийци ставл я ют бэрэзы, закопають во дворе, шчоб русалка почэп и лась на яе да не йшла до хаты. Стромл я ют бэрэзы и ў м о гилок, — русалки придут да повесюцца на тэй бэр э зи» (Выступовичи).
«Цэ на Зэлэну недилю, кажуть, ў четверг чы ў пьятницу — русалка. Дак стирать не ходили на к о панку, на рэчку. Липу стрек а ли, леп е ху бросали на пол, шоб русалки не ходили» (Олбин).