VII. Привычки, пристрастия

 

«Русаўки када из воды вылезуть, — поют. Насадяцца <вместе> и хор о  шэ поють. Када на сушу выходить, то ходють по жыту, а потом ў морэ уходять» (Заболотье).

«Часом збиралися русалкы ў хво и  ни, бралыся за рукы й почыналы спивать и гуляты» (Андроново).

«Русалка всегда ў жыти жыве: поють там, пирують… Русалки на Тро е  цкой неделе гуляють ў жыти, хохочут» (Старые Боровичи).

«Кажуть, спивае <русалка>: „У мене косы, як полосы, у мене цыцки, як палян и  цки“» (Тхорин).

«Русалкы по жыту ходять на Русалном тыжни, — диўчатка бигають по жыту. После Трийцы Русалны тыждень… Спивають, танцують. Оны — кажуть — спивають: „Не кладитэ хлиб на дижку, бо не буде сп о  ру“. Танцують по жыту и присп е  вують. Так оны росу позбивають на ж ы  тове, шчо так гуляють, — росы не буде там. Это йих така д о  ўжность: от, Русалны тыждень — и воны м у  сять гуляты по жыти. <Откуда они приходят?> Оны з зэмли, мо, с кладбишч ходять…» (Нобель).

«Ў е е   д о  ўги косы. Влезе на д у  ба, лезе русаўка та, кажуть, вельми высоко на дерево. Да пужала людей» (Симоничи).

«У жыте русалки лякают, у долони л я  скают» (Рясное).

«Сяде на дерево и шуг а  ецца, и п е  е, п е  е! Ўсюду были, — и на воде, и на деревьях» (Золотуха).

«Чы ў поле, чы на дереве шуг а  лись. За г о  лле ухопяцца да и колышуцца. Голые, не надетые…» (Золотуха).

«Игран а  я неделя, — их тады бачат, а боле <в другое время> их не бачат. Як умрут, — и гуляют. У одёже, все раск о  сманые були. Па лесу ены шуг а  лись, аж лес трэшчыть, за дерево учэпяцца…» (Золотуха).

«Ум е  рло нехр ы  шчэнэ дитя на Русальном тыжни, ў Пятроўку, — и ено пошло ў русалки. Дак люди жнуть жито, а оне качаються на бер о  зе да кажуть: „Мене мати породила, нехрышч э  ну положила“» (Верхние Жары).

«Русалка ў жыци калышецца, касмата. Яны ў жыци, кали крас у  ецца жыто, на ар э  ли калышуцца» (Великий Бор).

«Голые, как девки. Волосы длиннющие. Сидят на березах, сидят и качаются… Подвязывают на березах снизу ветки и катаются» (Хоробичи).

«По дуб а  х <русалки> лазили. Косы распущены, цыцки великие. На Троицу <их> бачат. По лесу ходили. Груша стояла, дак к у  галася русалка по ней, с дитём мал е  ньким» (Дяковичи).

«Яни голые хадили, ў косах. Ў лесу, де бярёзы длинные, тонкие стоять, — ани чапляюцца, делаюць ар э  ли <т. е. качели> и калышуцца. Звьяжуть г о  лля и калышуцца» (Картушино).

«Русаўки калышуцца на крястах на кладбишча ў дванаццать часоў ночи» (Картушино).

«Русальные берозы, — на них русалки качаються <т. е. на березах, ветки которых свисают до земли>» (Хоробичи).

«На деревьях сидели. Гут а  ютца, калышуцца. За какат ы   бярутца, за как о  ття — и гут а  ютца» (Семцы).

«Человек бачыў: на дереве калыхались. У белом в усём, на г о  лле так калышуцца, да спивають, да крычать» (Дягова).

«Батько повел пасти коня на сенокосы. Это как раз было на Труйцу, это тые тро е  цкие свята, — то русаўки, бул о  , ходили. Так — каа — люг коло жыта, конь пасецца, а воны <русалки> стали спевати ў жыти. Спевали усякие песни, от як д е  жку месишь, — на д е  жку муки не сей…» (Радчицк).

 

VIII. Связь русалок с троицкой зеленью

 

«На Трийцу терник на землю к и  дали ў хату, на столе ставили наўхрэст, по стенах ставили, — шчоб русаўки не ходили ў хату» (Вышевичи).

«Оп у  цки (татарник) так е   ставляють на о  кне, липу, полынь. Цэ и ў дворе, — щоб русалки гойд а  лися. Усю хату таку зелену зроблять» (Вышевичи).

«Як умруть на Троицу, дак ў гроб оп у  цки (татарник), полынь кладут. На кладбишчэ повесять на хрэст опуцки, полын. То уже хто умре на Троицу. Сама бачыла: опуцки коло хрэстыка прыв’яже…» (Вышевичи).

«На Троицу ў Зэлэну субботу ложица трава: цэ шчытають, шо тые русалкы ходылы, шоб ноги у их нэ кол о  лыся, потому шо воны ходять же б о  сые. Дак шчэ ложать траву ягур, кладуть у хату <она лежит всю неделю>, а ў понэдилок встають рано, до сход сонця и траву тую собирають» (Днепровское).

«Шчоб русалки не зав о  дились, — трясуть травою ў сенцах, ў хате, и понат ы  кають клеч а  нне ад русалок: клён, липа, бероза, верб а  . Не йдёт <русалка> на клеч а  нне» (Дягова).

«После Троицы перед Петром во дворе и в хате вешают ветки с листьями кленовыми и цвяты красив е  нны, — ето русалок адганяють» (Старые Боровичи).

«Як умре <кто-нибудь в семье>, то на Трийци ставл я  ют бэрэзы, закопають во дворе, шчоб русалка почэп и  лась на яе да не йшла до хаты. Стромл я  ют бэрэзы и ў м о  гилок, — русалки придут да повесюцца на тэй бэр э  зи» (Выступовичи).

«Цэ на Зэлэну недилю, кажуть, ў четверг чы ў пьятницу — русалка. Дак стирать не ходили на к о  панку, на рэчку. Липу стрек а  ли, леп е  ху бросали на пол, шоб русалки не ходили» (Олбин).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: