«Як Сёмуха, ў суботу сим недиль от Великадня, — вылазят з вады русаўки да и ходят по полю. А ў вторак чэрэз тыждень идут ў воду» (Берестье).
«Вони ходят цэлый тыждень <после Троицы>. А ў понидилок ўсе сходяцца и уходят на сваю дорогу: хто утопиўса — иде ў воду, хто умрэ — иде ў свою дорогу, ў леса…» (Берестье).
«После Навской Трыйцы русалки ходят. На Русальном тыждне они ходють по полю, по льнове, по жыти. В лесу не ходють. Выходят с кладбишч, туда и уходят» (Ветлы).
«На Русавный тыждень воны цилый тыждень бувають. Од понэдилка до понэдилка. На лоз и моглы буты и ў жыти. До хаты зах о дылы, то же <люди> вэчэряты ставылы русавкам… З жыта вже выбиралиса на кладбишча. После Русальной недели провожалы русаўкы на м о гилки» (Забужье).
<Русалки> «засыпають з полевыми цветами, просыпаются, когда цветы полевые зацветают. Нельзя поўз жыта, поўз воду ходить, — значит, ены там…» (Злеев).
«На Троицу русалки выходять. Умре людына ў той день, шчо русалки встають, ў чэтвэрг перед Троицею, — и станут русалкой. После обида нич о го не робылы. У Сухый чэтверг <следующий после Троицы> русалочки перес у шуюцца и ховаюцца ў могилу. Провожають русалок» (Олбин).
«Русалки живут зимой в воде, а в Русальный тыждень выходят в жито, в поле, в лес. Жито красуется, — тогда там русалки» (Хоробичи).
V. Вредоносные действия
«Русалка як нападе, дак шлек о че, пока не умреш» (Тхорин).
«Русалки мушчын не трогали, а жэншчыну могли зашчэкотать» (Замошье).
«Ходят только один тыждень. По жытых ходят тэи русалки. З жыта вых о дили и детей ў воду тяг а ли» (Рясное).
«Як девочку поймают дак залоскочут аж до смерти» (Рясное).
<Русалка сбивает с пути> «Буде выйде диўка до часу на Русальной неделе, то и дорога знакома, а русаўка завертить… Одна так и заблудилась» (Вышевичи).
«Года тры назад русаўки ут я гли девочку на Тро е цком тыжни, етыми праздниками… Та девочка утопилась» (Вышевичи).
«К о лись по жыту ходили, як ж о нки молодые, неодетые бул и , а волосы так распущеные… Если прижме к своим грудям, дак задушит человека» (Дяковичи).
«Груди ў их велики, бутто горшок, чугун. Цыцки чорные, здаровые, — бы морские люди. Пайди тольки ў лес, — сх о пят, замучат цыцкаю ў рот, каб ссала и ссала… Ето русаўки самые» (Золотуха).
«К людям прих о дили, шчоб наказать, к тем, хто р о биў <т. е. не соблюдал запреты на определенные виды работ>, прих о дили и робили зло» (Возничи).
«Як тую русаўку стрэтыш, то можут хоробою наградыты» (Ласицк).
«На Грян о й няделе русалки ходят. Не сматри назад, а то галав у перекрутят назад» (Картушино).
«Нехорошо, пагано русалку побачыть. Якась неприятность буде ў роду, — може <кто-нибудь> повесицца, може утопицца. Вобщем, семейна неприятность» (Днепровское).
«Як встретишь русалку — бежы са ўсех ног: дагонить — памрешь» (Старые Боровичи).
«Се ж Русальны тыждень — русалки будут лякать. Оны як злюбять кого, — нэ чыпають, а як нэ злюбять, — залоскочуть. Каже, рогочэ чоловик, а не видно ж…» (Копачи).
«Кажуть, оны ходили да шкоду робили, — тые русалки. Жыто повминають, на гор о ди ужэ таи што пор о бицца, якая-то шкода. Дак на йих налож ы лы як е е-то закал я тте, шоб оны боўш нэ вых о дили. Так от, говорать, с тых пор ужэ як тэе закл я тте пройшло, оны ужэ нэ ходять» (Копачи).
<А можно было ее прогнать?> «Ну, как жэ ты прогониш? Ена тебе зашчыкочыть. Моўч а ть, бояцца ўси. Постепенно ужэ яны перевялись с а мы» (Радутино).
«Русалкы ў жыти <сидят>, з железными цыцками, паймають и застрык о чуть» (Присно).
«С кладбища вони прих о дили… Могут залоскотать, с собой забрать» (Перга).
«Говорыли, шо так вжэ воны лякають кое-кого, зловеть, — то коз ы кають» (Симоновичи).
«Як жыто вытоптано, по зелёному жыту желтые кольца бывают: ето они <русалки> ево высушивают» (Бостынь).
«В жыте русалки катаюцца, кажуть: „русалки в ы мяли жыто!“» (Днепровское).
«Русалка заплятае косы <коню>. Цы ана жэньшчына, цы шчо… Заплет е лошадь, если любить ана ее, и так лоўко, так красиво, шчо й чалавек так не сплят е . А если не нар а вицца конь, — буде аж шум стоять на ём, так гоняе» (Комаровичи).
«Если мать возьмет с собой в поле на работу дитя в колыске, — русалка подкрад е цца да в о зьме» (Загатье).
«На Ивана Купалу русалка будет по хлеву ходить да корову доить. Надо застрекать крапиву, чтобы она руки попекла» (Злеев).
«На Тро е шном тыжню я жыто жала. Бачыла: в леси на бэрози г о йдаюцца <русалки> да й усё! И по жыти ходят. Таки ў веночках, як и людэ. Баба казала, шчо як деўки, у одежы: ў якой жэ поховають, — в такой жэ и показуюцца. До ее, кажут, нэ трэ бал а каты, нэ трэ одзывацца: можут залоскотаты. Баба казала, шчо и дытя чуть нэ залоскоталы» (Журба).
VI. Полезные действия (безвредность)
«Русалку видеть — к добру. Як побачит хто русалку, — щасливым буде, в торговле буде хорошо» (Хоробичи).
«У жыти русалки грають, танцують, щоб цвил о , щоб урожай быў, — то оны гуляють» (Поворск).
«Як баба р о бить на поли, а дитя ў колысце, — яна <русалка> прид е и покол ы ше» (Дяковичи).
«Они паганого ничого не зробять, поховаюцца, — чоловик их не бачыть» (Кочище).
«Русалок не называють нэчыста сила, та людына щаслива, шо их побачить» (Поворск).
«Тильки праведни люди бачили русалок» (Свитязь).
«Русаўка — это дастойный человек, бэзгрэшный» (Жерелёво).
«Хто почул голос русалки, то шчасл и вая, бэсп е чна жинка пэрэд Богом» (Ветлы).
«Тильки мал э ньки диты, хорошие диты <становились русалками>. Они з раю, од Бога посл а ны. Веночкы з волошки. По жыту збирают и вьют… Летом на Ивана ходют. Как сонцэ сходит, — танцуют и поют. Хор о шеньки! Волос а ў их жолтые-жолтые, блыск у чые. Они не опасные, из воды выходют…» (Олтуш).
«Хто у Бога засл у женый, — той побачыть русалок» (Забужье).
«Як русалку побачыш, — то ты уг о дна у Бога, бо то вона пр а ведна…» (Щедрогор).