Классификация наблюдений

В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны».

По характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:

скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или «замаскировывается» под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру);

открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе.

В зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу два вида:

внешнее, за поведением других людей;

интроспекцию (от лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение.

относительно времени исследования различают наблюдение:

- однократное, единичное, производимое только один раз;

- периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;

- лонгитюдное (от англ, «долгота»), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть:

сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;

выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.).

По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:

констатирующее, где задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты;

оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.

По степени стандартизированности процедур выделяют:

свободное или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. п. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость.

21. Беседа как научный метод: понятие, виды, способы ведения и сбора исследовательской информации.

Беседу можно определить как метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Для проведения беседы необходимо сформулировать цель, общий план и программу беседы. Процесс ведения беседы предполагает постепенное включение собеседника в разговор с таким расчетом, что, добившись более непринужденной атмосферы, можно поддерживать у интервьюируемого интерес к беседе и вести ее по намеченному плану.

Виды беседы.

По содержанию беседа подразделяется на документальную и беседу-интервью мнений.

Целью документальной беседы является изучение событий прошлого, уточнение фактов Цель беседы-интервью мнений – выявление оценок, взглядов, суждений, точек зрения.

По технике проведения беседа может быть

Стандартизованная (или формализованная) беседа предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, четкую последовательность вопросов, их конструкцию, предполагаемые варианты возможных ответов.

Нестандартизованная (свободная) – это длительная беседа (может быть в течение нескольких часов) без строгой детализации вопросов, но в соответствии с продуманной общей программой.

Весьма распространенной является полустандартизированная беседа, в которой сочетаются особенности двух предыдущих вариантов, когда часть беседы проходит по строгому плану, включающему ряд обязательных вопросов, а часть– в свободном ключе.

В зависимости от особенностей процедуры метод беседы может подразделяться на клиническую беседу и фокусированную беседу-интервью.

Целью клинической ( глубокой) беседы является получение сведений о мотивах, глубинных побуждениях, склонностях опрашиваемого.

Фокусированная беседа -интервью направлена на выявление информации о реакциях субъекта на заданное воздействие. С ее помощью можно изучать, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (на средства массовой печати, лекции и т. п.). Причем текст информации здесь предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа. В фокусированной беседе стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались:

1) в центре внимания опрошенных;

2) на периферии;

3) чего вовсе не оказалось в памяти.

По способу организации выделяют коллективную, индивидуальную и телефонную беседу.

Коллективная (или групповая) беседа применяется сравнительно редко. Это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе.

Индивидуальная беседа проводится в отсутствии третьих лиц.

Телефонная используется для быстрого получения мнений по широкому кругу вопросов, что позволяет получить актуальную информацию от соответствующей аудитории.

Этапы организации и процедура проведения беседы

Первым этапом при использовании метода беседы следует считать разработку программы и плана исследования. Основная предпосылка для выбора принципиального плана исследований – состояние знаний исследователя к моменту сбора эмпирических данных и возможность для разработки гипотез. Можно выделить четыре варианта стратегии исследовательского поиска.

Тщательно разработанная программа исследований – гарантия его успеха. Программа всегда дополняется рабочим планом, в котором уточняются этапы беседы, сроки проведения, оцениваются ресурсы, необходимые для обеспечения успешного завершения беседы, учитываются особенности опрашиваемых, формулируются необходимые вопросы и возможные ответы на некоторые из них, определяется способ фиксации результатов беседы и т. д.

Установление первого контакта. Цель данного этапа – создать благоприятную атмосферу для разговора. Прямой контакт с опрашиваемым и отношения, которые устанавливается между ним и исследователем, создают немало преимуществ для получения информации о собеседнике. Эта фаза беседы определяет ее дальнейшее течение и эффективность достижения поставленной цели. Знакомство на стадии контакта может быть очным или заочным, однако исследователю желательно знать имя собеседника (до того, как он пришел), сферу его интересов, жизненные ценности. Беседу следует начать с так называемого нерефлексивного слушания, которое предполагает отсутствие оценочных суждений, минимальные ответы, словесные реакции, физическое выражение готовности слушать собеседника (т. е. элементы невербальной коммуникации – мимика, поза, жесты, интонация, тон, окраска голоса, визуальный контакт, способ организации межличностного пространства) – все это служит одной цели: помочь опрашиваемому высказаться, стимулировать его активность. Очень важно для поддержания контакта не пропустить момент в беседе, когда следует перейти от нерефлексивного слушания к рефлексивному. Иначе собеседник может подумать, что исследователь не оказывает ему должного интереса, что может привести к разрушению коммуникации. Слушать рефлексивно означает: расшифровать смысл сообщений говорящего, понимать его чувства, выяснять их реальное значение.

Виды и последовательность вопросов.

Прежде всего, можно выделить два вида: открытые и закрытые вопросы. Открытые не предполагают заранее подготовленных ведущим беседу ответов, а закрытые включают один-два или несколько возможных вариантов ответов.

Вопросы также могут носить характер прямых, косвенных, проективных, личных и безличных. В прямом вопросе звучит именно то, что хочет узнать исследователь, т. е. цель ведущего беседу не скрывается. Косвенные вопросы предполагают сокрытие цели беседы от опрашиваемого. Такие вопросы целесообразно использовать для выяснения мотивов, ценностных ориентаций. В проективных вопросах речь идет не о самом опрашиваемом, а о другом человеке или группе лиц, может быть, воображаемых. В ответе на такие вопросы человек, не сознавая того, раскрывает собственные взгляды, мнения. Однако сложность интерпретации таких ответов требует от исследователя очень высокой квалификации. Личный вопрос предполагает обращение к личности опрашиваемого: «Как ВЫ считаете?», а безличный предполагает подтверждение или отрицание мнения других людей: «Все думают...», «Некоторые считают...» и т. д.

Главный принцип построения беседы – рост интереса и желания отвечать. Поэтому первые вопросы должны приковывать внимание, заинтересовывать, но не должны быть дискуссионными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: