Задачи исследования — это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.
Среди значительного количества задач В.И. Загвязинский, Р. Атаханов предлагают различать три группы задач педагогического исследования:
- историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
- теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;
- практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.
Другие, более частные задачи относят чаще всего в качестве подзадач к основным.
Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы.
Определив объект и предмет исследования, его цель, необходимо сформулировать идею, замысел, гипотезу.
14. Научные (теоретические) гипотезы психолого-педагогического исследования. Основные принципы выдвижения и формулировки.
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.
Гипотеза – это утверждение, которое представляет собой вероятное решение проблемы.
Содержание понятия «гипотеза» характеризуется так:
• гипотеза является утверждающим или условным предложением;
• представляет собой предполагаемый или вероятный ответ на вопрос, который ставит исследовательская проблема;
• является предположением, что непосредственно не выходит из имеющихся знаний;
• представляет собой принципиальный подход к выяснению и предсказания явлений и зависимостей, еще неизвестных в науке.
Между исследовательскими проблемами и сформулированными гипотезами существует непосредственная методическая зависимость и, в первую очередь, – логическая и содержательная. Логическая связь выражается в том, что сформулированная гипотеза должна включать в себя предмет исследования. Содержательный – гипотеза должна давать вероятное решение определенной исследовательской проблемы в том объеме, в котором она была определена проблемным вопросом.
Содержание педагогических гипотез, например в теории воспитания, должно касаться:
– подбора воспитательных действий с точки зрения целей педагогического процесса и предвидение условий их реализации;
– подбора условий действий с точки зрения принятых целей воспитательного процесса и определение его принципов, методов и форм;
– достижения целей воспитательного процесса с точки зрения использования методов, форм и условий, в которых они будут реализоваться;
– использование условий, в которых должны реализоваться данные цели с помощью необходимых воспитательных действий;
– использование определенных воспитательных действий с точки зрения возможностей реализации определенных целей и создание необходимых условий для воспитательной деятельности.
В настоящее время учёные выделяют следующие условия для правильного построения и правильного применения педагогической гипотезы:
· 1. Гипотеза должна иметь достаточное обоснование, а также быть внутренне непротиворечивой.
· 2. Исследователь не должен допускать противоречия между гипотетическими и уже установленными положениями.
· 3. Процесс научно-педагогического познания необходимо строить так, чтобы гипотезы использовались наряду с иными формами научного познания.
Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.
15. Выборка в психолого-педагогическом исследовании: понятие, основные параметры, требования к составу.
Психолог-экспериментатор в большинстве случаев изучает какую-то определенную выборку людей, которая всегда отбирается из большей по численности группы. Такая объемлющая группа называется в статистике генеральной совокупностью. Таким образом, генеральная совокупность — это любая группа людей, которую психолог изучает по выборке. Теоретически считается, что объем генеральной совокупности не ограничен. Практически же объем генеральной совокупности всегда ограничен и может быть различным в зависимости от предмета наблюдения и той задачи, которую предстоит решать психологу.
Выборкой называется любая подгруппа элементов (испытуемых, респондентов), выделенная из генеральной совокупности для проведения эксперимента. При этом отдельный индивид из выборки, с которым работает психолог, называется испытуемым (респондентом).
Если психолог производит выбор ограниченного числа элементов из изучаемой (генеральной) совокупности, то такое исследование называют частичным, или выборочным.