Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач

Задачи исследования — это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Среди значительного количества задач В.И. Загвязинский, Р. Атаханов предлагают различать три группы задач педагогического исследования:

- историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

- теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;

- практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.

Другие, более частные задачи относят чаще всего в качестве подзадач к основным.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы.

Определив объект и предмет исследования, его цель, необходимо сформулировать идею, замысел, гипотезу.

14. Научные (теоретические) гипотезы психолого-педагогического исследования. Основные принципы выдвижения и формулировки.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотеза – это утверждение, которое представляет собой вероятное решение проблемы.

Содержание понятия «гипотеза» характеризуется так:

       • гипотеза является утверждающим или условным предложением;

       • представляет собой предполагаемый или вероятный ответ на вопрос, который ставит исследовательская проблема;

       • является предположением, что непосредственно не выходит из имеющихся знаний;

       • представляет собой принципиальный подход к выяснению и предсказания явлений и зависимостей, еще неизвестных в науке.

Между исследовательскими проблемами и сформулированными гипотезами существует непосредственная методическая зависимость и, в первую очередь, – логическая и содержательная. Логическая связь выражается в том, что сформулированная гипотеза должна включать в себя предмет исследования. Содержательный – гипотеза должна давать вероятное решение определенной исследовательской проблемы в том объеме, в котором она была определена проблемным вопросом.

Содержание педагогических гипотез, например в теории воспитания, должно касаться:

– подбора воспитательных действий с точки зрения целей педагогического процесса и предвидение условий их реализации;

– подбора условий действий с точки зрения принятых целей воспитательного процесса и определение его принципов, методов и форм;

– достижения целей воспитательного процесса с точки зрения использования методов, форм и условий, в которых они будут реализоваться;

– использование условий, в которых должны реализоваться данные цели с помощью необходимых воспитательных действий;

– использование определенных воспитательных действий с точки зрения возможностей реализации определенных целей и создание необходимых условий для воспитательной деятельности.

В настоящее время учёные выделяют следующие условия для правильного построения и правильного применения педагогической гипотезы:

· 1. Гипотеза должна иметь достаточное обоснование, а также быть внутренне непротиворечивой.

· 2. Исследователь не должен допускать противоречия между гипотетическими и уже установленными положениями.

· 3. Процесс научно-педагогического познания необходимо строить так, чтобы гипотезы использовались наряду с иными формами научного познания.

Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.

 

15. Выборка в психолого-педагогическом исследовании: понятие, основные параметры, требования к составу.

Психолог-экспериментатор в большинстве случаев изучает какую-то определенную выборку людей, которая всегда отбирается из большей по численности группы. Такая объемлющая группа называется в статистике генеральной совокупностью. Таким образом, генеральная совокупность — это любая группа людей, которую психолог изучает по выборке. Теоретически считается, что объем генеральной совокупности не ограничен. Практически же объем генеральной совокупности всегда ограничен и может быть различным в зависимости от предмета наблюдения и той задачи, которую предстоит решать психологу.

Выборкой называется любая подгруппа элементов (испытуемых, респондентов), выделенная из генеральной совокупности для проведения эксперимента. При этом отдельный индивид из выборки, с которым работает психолог, называется испытуемым (респондентом).

Если психолог производит выбор ограниченного числа элементов из изучаемой (генеральной) совокупности, то такое исследование называют частичным, или выборочным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: