Индивидуальная и социальная психогигиена. Психогигиеническое воспитание

 

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

Ее задачи:

• улучшение психического здоровья населения благодаря изменению социальных условий, окружающей среды, воспитания;

• изучение причин психических заболеваний с точки зрения их профилактики;

• интеграцию профилактической работы психиатров и представителей общей медицины.

Направления:

· экология человека - изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,

· забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,

· забота о правильном воспитании детей и подростков,

· рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;

· психологический климат в больших и малых социальных группах;

· разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;

· система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.

· эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологические исследования,

Основно й целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия а) избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, б) обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

Достижения психогигиены реализовываются путем:

· создания научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;

· передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения

· санитарно-просветительной психогигиенической работы, пропаганды психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Разделы психогигиены:

· психогигиена труда, или производственная психогигиена - влияние видов и условий труда на психическое здоровье,

· психогигиена детей и подростков

· школьная психогигиена — влияние условий обучения на психическое здоровье школьников

· психогигиена пожилого старческого возраста,

· психогигиена умственного труда,

· психогигиена семьи,

· психогигиена быта и др.

А также: личную (индивидуальную): факторы и условия окружающей социокультурной среды и профессиональной деятельности человека, негативно влияющие на развитие его индивидуальности, психологическое состояние. Специальные индивидуально подбираемые методы психогигиены позволяют сохранить и увеличить ресурс.

и общественную (социальную) психогигиену: состояние нервно-психического здоровья социальных групп (коллектив организации, семья и т.п.), его динамику в связи с разнообразными факторами внешней среды (природными, производственными, социально-бытовыми).

Гигиеническое воспитание

Это комплексная образовательная и воспитательная деятельность по формированию сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.

Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

· Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения психолога с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

· Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Радио- и телепередачи, публикации в прессе используются с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии здоровья народа и его отдельных групп.

 

Обучение основам психогигиены и психопрофилактики в высших и средних учебных заведениях.

Психогигиена имеет главную цель - сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни.

Психопрофилактика - деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств.

Обучение в школе и вузе (не медицинского и психолого-пед. профиля)

Основы психогигиены и психопрофилактики представляют «стресс-менеджмент», т.е. управление стрессом. Школьники и студенты должны знать причины возникновения стресса и различные способы снятия психоэмоционального напряжения и уменьшения разрушительного воздействия стрессовых факторов. Физическое состояние и психическая деятельность тесно взаимосвязаны. Стресс может стать причиной развития болезней, как и физическая болезнь, он может оказать негативное влияние на психику. Всесторонняя нормализация состояния человека является необходимой мерой психопрофилактики и психогигиены.

В профильных вузах

Основное внимание рассмотрению научных основ психогигиены и психопрофилактики, выявлению факторов риска нарушений психического здоровья человека на разных этапах онтогенеза, а также освоению и применению современных психогигиенических методов в профработе.

В программе осуществляется интеграция медицинских, психофизиологических, психологических, педагогических достижений зарубежной и отечественной науки в решении основных задач психогигиены: изучения причин возникновения психических нарушений, профилактика психических нарушений.

 Цель учебно-методического комплекса: формирование знаний о современных направлениях изучения психического здоровья людей, закономерностях развития психики в связи с влиянием различных биопсихосоциальных факторов и создании благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья людей.

Задачи курса:

- обеспечить усвоение основных понятий психогигиены и психопрофилактики;

- способствовать развитию и совершенствованию практических умений по оказанию психогигиенической помощи в условиях риска возникновения нарушений психического здоровья детей и взрослых;

- формировать приемы нормализации психоэмоционального состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: