Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.
Ее задачи:
• улучшение психического здоровья населения благодаря изменению социальных условий, окружающей среды, воспитания;
• изучение причин психических заболеваний с точки зрения их профилактики;
• интеграцию профилактической работы психиатров и представителей общей медицины.
Направления:
· экология человека - изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,
· забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,
· забота о правильном воспитании детей и подростков,
· рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;
· психологический климат в больших и малых социальных группах;
|
|
· разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;
· система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.
· эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологические исследования,
Основно й целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия а) избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, б) обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.
Достижения психогигиены реализовываются путем:
· создания научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;
· передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения
· санитарно-просветительной психогигиенической работы, пропаганды психогигиенических знаний различных общественных организаций.
Разделы психогигиены:
· психогигиена труда, или производственная психогигиена - влияние видов и условий труда на психическое здоровье,
· психогигиена детей и подростков
· школьная психогигиена — влияние условий обучения на психическое здоровье школьников
· психогигиена пожилого старческого возраста,
· психогигиена умственного труда,
· психогигиена семьи,
· психогигиена быта и др.
|
|
А также: личную (индивидуальную): факторы и условия окружающей социокультурной среды и профессиональной деятельности человека, негативно влияющие на развитие его индивидуальности, психологическое состояние. Специальные индивидуально подбираемые методы психогигиены позволяют сохранить и увеличить ресурс.
и общественную (социальную) психогигиену: состояние нервно-психического здоровья социальных групп (коллектив организации, семья и т.п.), его динамику в связи с разнообразными факторами внешней среды (природными, производственными, социально-бытовыми).
Гигиеническое воспитание
Это комплексная образовательная и воспитательная деятельность по формированию сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.
Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.
· Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения психолога с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
· Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Радио- и телепередачи, публикации в прессе используются с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии здоровья народа и его отдельных групп.
Обучение основам психогигиены и психопрофилактики в высших и средних учебных заведениях.
Психогигиена имеет главную цель - сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни.
Психопрофилактика - деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств.
Обучение в школе и вузе (не медицинского и психолого-пед. профиля)
Основы психогигиены и психопрофилактики представляют «стресс-менеджмент», т.е. управление стрессом. Школьники и студенты должны знать причины возникновения стресса и различные способы снятия психоэмоционального напряжения и уменьшения разрушительного воздействия стрессовых факторов. Физическое состояние и психическая деятельность тесно взаимосвязаны. Стресс может стать причиной развития болезней, как и физическая болезнь, он может оказать негативное влияние на психику. Всесторонняя нормализация состояния человека является необходимой мерой психопрофилактики и психогигиены.
В профильных вузах
Основное внимание рассмотрению научных основ психогигиены и психопрофилактики, выявлению факторов риска нарушений психического здоровья человека на разных этапах онтогенеза, а также освоению и применению современных психогигиенических методов в профработе.
В программе осуществляется интеграция медицинских, психофизиологических, психологических, педагогических достижений зарубежной и отечественной науки в решении основных задач психогигиены: изучения причин возникновения психических нарушений, профилактика психических нарушений.
Цель учебно-методического комплекса: формирование знаний о современных направлениях изучения психического здоровья людей, закономерностях развития психики в связи с влиянием различных биопсихосоциальных факторов и создании благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья людей.
|
|
Задачи курса:
- обеспечить усвоение основных понятий психогигиены и психопрофилактики;
- способствовать развитию и совершенствованию практических умений по оказанию психогигиенической помощи в условиях риска возникновения нарушений психического здоровья детей и взрослых;
- формировать приемы нормализации психоэмоционального состояния.