Службы и учреждения охраны и укрепления психического здоровья. Роль педагогов в формировании психического здоровья школьников

 

1. Службы охраны психического здоровья в системе здравоохранения:

1) службы охраны психического здоровья первичного медико-санитарного звена: лечебные и профилактические службы, а также услуги по укреплению здоровья, оказываемые врачами общей практики.

2) службы охраны психического здоровья больниц общего профиля: услуги, оказываемые в районных больницах общего профиля, больницах при учебных заведениях или центральных больницах. В них имеются психиатрические палаты для стационарных больных, места в общих палатах и отделениях неотложной помощи, а также психиатрические кабинеты в поликлиниках.

2. По месту жительства

Службы охраны психического здоровья по месту жительства могут быть государственными (реабилитационные службы, программы перевода кризисных пациентов из клиник в службы охраны психического здоровья по месту жительства, мобильные кризисные группы, терапевтические службы, службы поддержки и помощи на дому и службы по оказанию помощи лицам, страдающие психическими расстройствами вследствие полученной травмы, дети, подростки и престарелые) и частными (предоставляться частными лицами, не относящимися к врачам общей практики или узким специалистам-психиатрам или парапсихологам, включая целителей).

3. Институциональные психиатрические услуги включают специализированные институциональные услуги (лечение острых психических расстройств в отделениях строгого режима, отделениях для детей и лиц старшего возраста и отделениях судебной психиатрии) и психиатрические клиники. Ключевой особенностью таких услуг является особый независимый стиль их предоставления, хотя они могут иметь некоторую связь с остальной системой здравоохранения.

При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе наряду с рациональной организацией учебного процесса значительная роль принадлежит также взаимоотношениям учителя с учениками, особенно на начальном этапе обучения детей, когда «погода в классе» зависит от педагога и во многом определяет степень психологической адаптации детей к школе.

Причина прогрессирующей невротизации школьников в том, что значительную часть своей жизни ребенок проживает в стрессогенной среде. Болезненные переживания в связи с унизительными эпитетами, страхом оказаться несостоятельным на фоне сниженных функциональных возможностей и большой учебной нагрузки способствуют формированию болезненных нарушений психики. Существенная доля детских неврозов имеет дидактогенную природу.

В классах с авторитарным, недоброжелательным педагогом выше заболеваемость и число вновь возникающих неврологических расстройств, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом.

Для авторитарного педагога командный и громкий голос один из основных способов показать свое превосходство над подопечными, повысить свой статус. Комфортный для человека уровень шума — 10 дБ. Так журчит ручей и шумит листва. Обычный разговор спокойным тоном — это 40 дБ, многие педагоги говорят с громкостью 70 дБ и выше.

Акцент на доброжелательном, уважительном и справедливом отношении к ученику — важная составляющая профилактики нарушений здоровья детей и педагогов.

Вопросы обеспечения эмоционального комфорта ребенка в школе должны изучаться при повышения квалификации учителей и быть критерием оценки инновационных преобразований школьного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: