Что такое произвольность

Психолого-педагогические рекомендации для родителей детей не посещающих ГБДОУ

 

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

 

Возрастные особенности

 

Параметры Возрастные особенности
   
Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра
   
Игровая деятельность Продуктивные виды
  деятельности, сюжетно-ролевые
  игры, подвижные,
  дидактические,
  театрализованные
   
Речь Усвоение грамматического строя
  речи
   
Мышление Наглядно-образное
  (формирование образов и
  представлений)
   
Восприятие Формирование нового
  сенсорного опыта с опорой на
  имеющиеся представления о
  свойствах предметов и явлений.
  Ориентация во временной
  последовательности событий
   
Внимание и память Формирование произвольного
  внимания и запоминания
   
Воображение Воссоздающее (переплетение
  информации из сказок,
  мультиков, реальной жизни),
  опредмечивание образа,
  планирование деятельности
   
Отношения со взрослым Внеситуативно-познавательное,
  общение (деловые, партнерские
   

  отношения, взрослый –
  источник знаний, помощник)
   
Отношения со Сверстник – партнер по игре
сверстниками  
   
Мотивационно- Выход за пределы собственных
потребностная сфера потребностей, проявление
  интереса чувствам и нуждам
  других людей, проявление
  чувства сострадания,
  сопереживания
   
Эмоционально-личностная Развитие произвольности
сфера поведения; формирование
  устойчивых и осознанных
  желаний, морально-
  нравственных ценностей
   

 

 

Физическое развитие:

 

В 4 года – спускаться с лестницы не держась, бегать на носочках, поднимать с пола предметы, не сгибая ноги в коленях, лазать по деревьям, ловить и бросать мяч, ездить на 3-х колесном велосипеде

 

В 5 лет – бегать в припрыжку.

 

Навыки:

 

· В 4 года – может резать ножницами по проведенной на бумаге линии, может нанизывать на нитку бусинки.

 

· Умело обращается с ложкой и вилкой, умеет мыть и вытирать руки, чистить зубы, надевать и снимать самостоятельно одежду (кроме трудных застежек), завязывать шнурки.

 

· В 5 лет – активно обращается с вилкой и ножом, умеет вдевать нитку в иголку.

 

Рисование:

 

· В 4 года – может нарисовать крест;

 

· В 5 лет – может нарисовать человека с головой, туловищем, конечностями, круг, квадрат, треугольник, аккуратно раскрашивает картинки.


Речь:

 

· В 4 года – у 80 % детей формируется вразумительная речь, понятная для окружающих;

· Может назвать свое имя, адрес и возраст.

 

· В 5 лет – быстро и правильно говорит, поет детские песенки, рассказывает стишки.

 

Умственное развитие:

 

В 4 года - понимает значения слов «вчера», «завтра», «сегодня»;

 

В 4 года – понимает разницу между прошлым, настоящим и будущим;

 

В 5 лет – понимает размеры предметов, умеет считать до 15-ти, писать некоторые буквы, знает 10-12 цветов.

 

Игры:

 

Подвижные игры, игры с водой и песком, моделирование и рисование, сюжетно-ролевые игры со сверстниками, настольные дидактические игры, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация).

 

В 5 лет – придумывает ролевые игры с правилами.

 

Социальное развитие:

 

В 4-5 лет – активно общается со сверстниками, нуждается в их обществе, имеет лучшего друга.

 

Проявляет заботу и беспокойство о сестренках и братишках, утешает других детей.

 



ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

 

ВАЖНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ.

 

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ – УМЕНИЕ ПОДЧИНЯТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЗАДАННОМУ ПРАВИЛУ.

 

СТАНОВЛЕНИЕ ДАННОГО КАЧЕСТВА БЕРЕТ СВОЕ НАЧАЛО В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (С ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ) И ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ СВОЕВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА (ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ).

 

С РАЗВИТИЕМ ПАМЯТИ НА ЧЕТВЕРТОМ ГОДУ ЖИЗНИ РЕБЕНОК СПОСОБЕН ЗАПОМИНАТЬ БОЛЬШИЙ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРЫЙ И ЯВЛЯЕТСЯ ОПОРОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ОБЪЕКТЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ПОСТЕПЕННО ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО (НЕПРОИЗВОЛЬНОГО) К ОПОСРЕДОВАННОМУ, ТО ЕСТЬ ИМЕЮЩЕМУ ОПОРУ (ПРОИЗВОЛЬНОМУ).


ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ АКТИВНО ФОРМИРУЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

 

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра

 

Ролевая игра – способ вхождения в мир взрослых, стремление к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано в полной мере из-за недоступности и сложности орудий труда, предметов быта.

 

 

Парадокс игры дошкольника

 

Поведение ребенка в жизни Поведение ребенка в игре
   
Необходимость поступать вразрез Свобода в выборе деятельности
своим желаниям  
   
Вынужденное подчинение Добровольное подчинение
правилам (приносит огорчение) правилам (приносит
  удовольствие)
   

 

 

Значение сюжетно-ролевой игры

 

 Управление своим поведением

 

 Регуляция эмоций и желаний в соответствии с социальными нормами

 

 Четкое выполнение правил «сила закона»

 

 Формирование произвольности поведения

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: