Психолого-педагогические рекомендации для родителей детей не посещающих ГБДОУ
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Возрастные особенности
Параметры | Возрастные особенности |
Ведущая деятельность | Сюжетно-ролевая игра |
Игровая деятельность | Продуктивные виды |
деятельности, сюжетно-ролевые | |
игры, подвижные, | |
дидактические, | |
театрализованные | |
Речь | Усвоение грамматического строя |
речи | |
Мышление | Наглядно-образное |
(формирование образов и | |
представлений) | |
Восприятие | Формирование нового |
сенсорного опыта с опорой на | |
имеющиеся представления о | |
свойствах предметов и явлений. | |
Ориентация во временной | |
последовательности событий | |
Внимание и память | Формирование произвольного |
внимания и запоминания | |
Воображение | Воссоздающее (переплетение |
информации из сказок, | |
мультиков, реальной жизни), | |
опредмечивание образа, | |
планирование деятельности | |
Отношения со взрослым | Внеситуативно-познавательное, |
общение (деловые, партнерские | |
отношения, взрослый – | |
источник знаний, помощник) | |
Отношения со | Сверстник – партнер по игре |
сверстниками | |
Мотивационно- | Выход за пределы собственных |
потребностная сфера | потребностей, проявление |
интереса чувствам и нуждам | |
других людей, проявление | |
чувства сострадания, | |
сопереживания | |
Эмоционально-личностная | Развитие произвольности |
сфера | поведения; формирование |
устойчивых и осознанных | |
желаний, морально- | |
нравственных ценностей | |
Физическое развитие:
В 4 года – спускаться с лестницы не держась, бегать на носочках, поднимать с пола предметы, не сгибая ноги в коленях, лазать по деревьям, ловить и бросать мяч, ездить на 3-х колесном велосипеде
В 5 лет – бегать в припрыжку.
Навыки:
· В 4 года – может резать ножницами по проведенной на бумаге линии, может нанизывать на нитку бусинки.
· Умело обращается с ложкой и вилкой, умеет мыть и вытирать руки, чистить зубы, надевать и снимать самостоятельно одежду (кроме трудных застежек), завязывать шнурки.
· В 5 лет – активно обращается с вилкой и ножом, умеет вдевать нитку в иголку.
Рисование:
· В 4 года – может нарисовать крест;
· В 5 лет – может нарисовать человека с головой, туловищем, конечностями, круг, квадрат, треугольник, аккуратно раскрашивает картинки.
Речь:
· В 4 года – у 80 % детей формируется вразумительная речь, понятная для окружающих;
· Может назвать свое имя, адрес и возраст.
· В 5 лет – быстро и правильно говорит, поет детские песенки, рассказывает стишки.
Умственное развитие:
В 4 года - понимает значения слов «вчера», «завтра», «сегодня»;
В 4 года – понимает разницу между прошлым, настоящим и будущим;
В 5 лет – понимает размеры предметов, умеет считать до 15-ти, писать некоторые буквы, знает 10-12 цветов.
Игры:
Подвижные игры, игры с водой и песком, моделирование и рисование, сюжетно-ролевые игры со сверстниками, настольные дидактические игры, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация).
В 5 лет – придумывает ролевые игры с правилами.
Социальное развитие:
В 4-5 лет – активно общается со сверстниками, нуждается в их обществе, имеет лучшего друга.
Проявляет заботу и беспокойство о сестренках и братишках, утешает других детей.
ЧТО ТАКОЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ
ВАЖНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ.
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ – УМЕНИЕ ПОДЧИНЯТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЗАДАННОМУ ПРАВИЛУ.
СТАНОВЛЕНИЕ ДАННОГО КАЧЕСТВА БЕРЕТ СВОЕ НАЧАЛО В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (С ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ) И ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ СВОЕВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА (ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ).
С РАЗВИТИЕМ ПАМЯТИ НА ЧЕТВЕРТОМ ГОДУ ЖИЗНИ РЕБЕНОК СПОСОБЕН ЗАПОМИНАТЬ БОЛЬШИЙ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРЫЙ И ЯВЛЯЕТСЯ ОПОРОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ОБЪЕКТЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ПОСТЕПЕННО ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО (НЕПРОИЗВОЛЬНОГО) К ОПОСРЕДОВАННОМУ, ТО ЕСТЬ ИМЕЮЩЕМУ ОПОРУ (ПРОИЗВОЛЬНОМУ).
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ АКТИВНО ФОРМИРУЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра
Ролевая игра – способ вхождения в мир взрослых, стремление к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано в полной мере из-за недоступности и сложности орудий труда, предметов быта.
Парадокс игры дошкольника
Поведение ребенка в жизни | Поведение ребенка в игре |
Необходимость поступать вразрез | Свобода в выборе деятельности |
своим желаниям | |
Вынужденное подчинение | Добровольное подчинение |
правилам (приносит огорчение) | правилам (приносит |
удовольствие) | |
Значение сюжетно-ролевой игры
Управление своим поведением
Регуляция эмоций и желаний в соответствии с социальными нормами
Четкое выполнение правил «сила закона»
Формирование произвольности поведения