Реакция Востока на «вызов» Запада. Проблема соотношения традиции и модернизма

СВОБОДА

КИТАЙ: Конфуцианство - правитель служит Небу через жертвоприношения; лично вспахивая землю в ритуале первовспашки – служит Земле; заботясь о людях – служит Человеку. Правитель является воплощением в одном лице отца и матери для всех подданных, и люди должны следовать за ним, как дети

за родителями (идеологическое обоснование китайского императорского режима). Даосизм - полное безразличие к внешнему одобрению своего поведения. Правила и нормы даосы склонны не только игнорировать, но даже вызывающе презирать.

ИНДИЯ: Буддизм не ставит вопрос о свободе воли, так как фундаментальная буддийская доктрине анатмавада, отрицается само существование постоянного, души (атмана). Жизнь - как безличностный всеобщий процесс, который развивается в соответствии с законом кармы.

ИСЛАМ: Фатализм завязан на Аллахе. Предопределенность утверждается многочисленными стихами (аятами) Корана. Но абсолютный фатализм был поставлен под сомнение мусульманами – кадаритами. Кадариты отстаивали свободу воли человека и его ответственность за свои действия перед Аллахом. Так же богословы-мутазилиты – представители первого крупного направления в каламе. Именно они начали давать догматам ислама толкование, основанное на разуме.

РАВЕНСТВО

КИТАЙ: Иерархичность – основа. Древний Китай делился на «пять зон». Первая – центральная, управлялась императором; вторая – зона удельных княжеств; третья – усмиренная зона, завоеванная правящей династией; четвертая – зона, где проживали «варвары», частично контролируемые центром; пятая – «дикая зона», занимаемая неуправляемыми варварами.

ИНДИЯ: Согласно сакральным текстам брахманизма – четырем Ведам, бог Брахма определил для всех «имена, род деятельности и особое положение». Пуруша (модель космоса и одновременно человечества) рождает из разных частей тела разные касты: жрецов-брахманов, воинское сословие-кшатриев, торговый люд-вайшья, шудр (за пределами кастового деления остаются «неприкасаемые»). Только представители первых трех каст (варн) считаются «духовно родившимися». Шудрам предписывается служить членам высших каст, и прежде всего брахманам. Выход из одной касты и переход в другую при жизни невозможен, после смерти при строгом соблюдении правил при жизни возможен. Буддизм же учит, что люди отличаются в силу своей кармы, но они равны в том смысле, что устроены совершенно одинаково. Согласно махаяне в каждом человеке содержится «природа Будды», которую он может в себе раскрыть разными способами. Буддийское равенство – это равенство в возможности достигнуть спасения. В то же время буддизм поощряет отказ от собственности, жизнь в общине (сангхе). Однако со временем из сангхи вырастает иерархия священнослужителей.

ИСЛАМ: Цель - объединение людей, прежде всего арабов, в единое сообщество – умму, связанных верой. Ислам не признаёт расовых и языковых

различий. Во всех современных странах с преобладающим мусульманским населением рабство официально запрещено светским законом (адатом). Но в мусульманских странах сохраняется социальное неравенство; шариатом предусматривается дискриминация женщин; немусульманские граждане облагаются дополнительным налогом, лишаются некоторых прав. Иерархическая политическая структура общества предусматривалась даже самыми просвещенными представителями мусульманской культуры. На вершине ее – глава, превосходящий всех остальных граждан своими способностями и добродетельностью. Далее следуют люди, приближающиеся к этому главе по своим качествам, каждый из которых производит те действия, которые требуются для осуществления цели, преследуемой главой и т.д.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Считается ошибочным убеждение в том, что равенство достигается сведением к минимуму неравенства людей

Посттрадиционное, или либеральное общество отлично от традиционного по всем упомянутым выше параметрам: а) источник справедливости и судья, вершащий ее, – народ, в лице избранных им представительных законодательных и судебных органов; б) справедливость не мыслится в категориях запредельного мира; секуляризация культуры, которой ознаменовано Новое время, обратила упования на справедливость при земном существовании, хотя и будущих поколений; в) все и каждый имеют равные права на справедливость исключительно в соответствии с собственными поступками; г) справедливость и право нераздельны. Для незападных культур характерно отношение к природе, отмеченное как антропокосмизм - - комплекс представлений о гармоническом единстве человека и вселенной, об их взаимозависимости и взаимопроникновении.

Билет 52

Восток в эпоху глобализации.

В странах востока глобализация признается явлением объективным и неотвратимым. На сегодня её воздействие во многом имеет негативный характер.

Глобализация с точки зрения "Шив сены" (индусский вариант исламского фундаментализма)-разрушение местной культуры, нравственное извращение и т.д. Цель Шив Сены -очищение страны от чужеродных элементов.

Восточные и Азиатские страны, считают, что модернизация не обязательно должна проходить по западному образцу. Большинство полагают, что необходим диалог цивилизаций и культур.

Мир ислама пытается противостоять имперской модели глобализма по западному сценарию свой гегемонистский характер.

Китайская модель глобального мира исключает однополярное доминирование какой-либо державы.

В эпоху глобализации важен поиск путей к сохранению культурной идентичности, избегая изоляции.

В 1939- первая конференция Чарльз Мур, Гавайский университет и др, предложили провести конференцию философов с целью выявить возможность развития мировой философии через синтез идей и идеалов Востока и Запада (подобные намерения не сбылись). Очертания, даже самые общие, будущего глобального мироустройства пока не ясны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: