Условия развития художественной культуры в 1917 - 1930-е ГГ

Культура, наука и образование в России (СССР) в 1914—1945 гг.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Существенные изменения, которые произошли в сфере образования в 1914-1941 гг. были связаны не только с потребностями общественного развития, но и с тем, что в 1917 г. власть в стране захватили большевики.. Руководство деятельностью в сфере народного образования осуществлял Народный комиссариат просвещения РСФСР, который был образован в июне 1918 г. Наркомпрос возглавил А. В. Луначарский, его заместителем стал историк М.Н. Покровский.

Даты Главные преобразования в сфере народного образования
2 августа 1918 г. Вступил в силу декрет СНК «О правилах приёма в вузы». Согласно декрету, каждый гражданин, достигший 16 лет, мог быть принят в вуз без экзаменов; при этом документы о среднем образовании не требовались. Декрет предписывал принимать прежде всего «лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии». При университетах и институтах с целью ликвидации пробелов в школьном образовании и подготовки для дальнейшей учебы в вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки)  
30 сентября 1918 г. Издано «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Этот документ определил основные принципы новой школы: - светский характер обучения и связь обучения с производительным трудом; - замена старой школьной системы двухступенчатой школой: первая для детей от 8 до 13, вторая — с 13 до 17 лет; -
26 декабря 1919 г. Совнарком издал декрет «0 ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В городах и сёлах создавались пункты ликвидации неграмотности — ликбезы
осень 1923 г. Создано общество «Долой неграмотность!» во главе с М.И. Калининым
14 августа 1930 г. Принятие постановления ЦИК и СНК СССР «0 всеобщем обязательном начальном обучении»

 

 

 

Несмотря на все усилия, быстро победить неграмотность не удалось. По данным Всесоюзной переписи населения (декабрь 1926 г.), грамотность в РСФСР составляла 60,9 %, а в СССР в целом 56,6%. К 1930 г. грамотность возросла до 63 %. Согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4 %, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения.

РАЗВИТИЕ НАУКИ

Развитие отечественной науки проходило в сложных условиях. Весной 1918 г. установились рабочие контакты правительства с Академией наук. Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались более сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные учёные считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли политических и идеологических воззрений большевиков. Среди них были основоположник теории современного самолётостроения Н.Е. Жуковский, создатель геохимии и биохимии В.И. Вернадский, выдающийся химик Н.Д. Зелинский, биохимик А.Н. Бах, отец космонавтики К.Э. Циолковский, лауреат Нобелевской премии физиолог И. П. Павлов, агроном-испытатель И. В. Мичурин, растениевод К. А. Тимирязев и др. За 1918-1920 гг. было создано около 50 НИИ. Видные специалисты участвовали в разработке плана ГОЭЛРО. Значительно сложнее дело обстояло с положением общественных наук. Дореволюционные философия, социология, экономика, право, история считались «зараженными» буржуазной идеологией и в подавляющей части непригодными для победившего пролетариата. Активное неприятие носителей «реакционных» взглядов было продемонстрировано насильственной высылкой за рубеж по инициативе В. И. Ленина в сентябре и ноябре 1922 г. более 160 видных учёных-гуманитариев. Основную массу изгнанников составляли философы, в связи с чем пароход, увозивший их в Европу, получил название «философского». Вместе с философами отправлялись в изгнание «выброшенные с территории РСФСР» (такой была формулировка официального сообщения для печати) крупнейшие экономисты, психологи, юристы... В результате акции были высланы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зворыкин, В.И. Иванов, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, СЕ. Трубецкой, СЛ. Франк, Л.И. Шестов и многие другие.

 

 Переход от войны к миру в начале 1921 г. резко поднял значимость подлинной науки, особенно прикладных исследований, без которых планы модернизации страны в социалистическом духе остались бы неосуществимыми. Главную форму организации науки в стране представляла собой Российская академия наук (с 1925 г. Академия наук СССР). С 1917-го по 1936 г. её возглавлял геолог А. П. Карпинский. Другими центрами науки были университеты и специальные высшие учебные заведения, сочетавшие преподавание с научно-исследовательской деятельностью. В 20-е гг. советские ученые внесли существенный вклад в мировую науку.

Область науки Достижения и вклад в мировую науку
Математика И. М. Виноградов — выдающийся специалист в области теории чисел
Геохимия, минералогия, химия A. Е. Ферсман — внёс огромный вклад в создание минерально-сырьевой базы СССР целым рядом исследований. И. М. Губкин — организатор советской нефтяной геологии. B. И. Вернадский — основоположник комплекса современных наук о Земле, разработал учение о ноосфере. C. В. Лебедев — разработал метод получения синтетического каучука. В 1931 г. на построенном в Ленинграде Опытном заводе был получен первый блок синтетического каучука весом 260 килограммов
Физика Академик А. Ф. Иоффе внёс крупный вклад в разработку физики кристаллов. Роджественский сделал важные открытия в атомной спектроскопии. H. Семёнов успешно работал над теорией цепных реакций. П.Л. Капица — работы в области физики сверхсильных магнитных полей. С. И. Вавилов — изучение строения вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях  
Радиотехника А. Л. Минц создал ламповую радиостанцию, поступившую вооружение войск связи (1923). В октябре 1924 г. начались регулярные передачи созданной им Сокольнической радиостанции, в 1925 г. был организован первый радиорепортаж с Красной площади, проводились первые опыты передачи по радио концертов и спектаклей
Самолётостроение А.Н. Туполев — под его руководством был построен легкий спортивный самолет АНТ-1, положивший начало серии самолетов различных модификаций (1923). В мае 1924 г. был испытан в полёте АНТ-2 — первый советский цельнометаллический самолет. В 1934 туполевцы создали крупнейший в мире 8-моторный транспортный самолёт АНТ-20 «Максим Горький». Н.Н. Поликарпов — в 1928 г. сконструировал учебный двухместный самолет У-2 (с 1944 г. — По-2), выпускавшийся до 1959 г. А.С. Яковлев — сконструировал в 1927 г. лёгкий самолёт АИР-1
Ракетостроение К. Э. Циолковский в конце 20-х гг. приобрёл мировую известность как глава нового научного направления — ракетодинамики. Ф.А. Цандер разработал и в 1930 г. построил первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. Под руководством С. П. Королёва и созданной им группы работников по изучению реактивного движения 17 августа 1933г.  полигоне рядом с подмосковным посёлком Нахабино поднялась в воздух—космическое пространство, находилась в полёте всего 18 секунд и поднялась на высоту 400 м
Стрелковое оружие Ф.В. Токарев сконструировал пистолет ТТи самозарядную винтовку СВТ
Биология, генетика Н. И. Вавилов развивал учение о биологических основах селекции и центрах происхождения культурных растений. Под его руководством была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. И. В. Мичурин — широкую известность получила его деятельность по селекции новых сортов плодовых деревьев. В 1925 г. его питомник стал научным учреждением общегосударственного масштаба. Т.Д. Лысенко — агроном и биолог, занимался внедрением новых агротехнических приёмов, подвергнутых критике многими учёными биологами. С его именем связана развёрнутая в СССР кампания гонений против учёных-генетиков, в том числе и Н.И. Вавилова. Н.А. Семашко — большую роль сыграла его деятельность для развития системы советского здравоохранения и медицинской науки в СССР

Широкий размах приобрели географические исследования. Активно изучался и осваивался Север:   • 1930-1934 гг. — арктические экспедиции на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин» под руководством О.Ю. Шмидта. Цель — освоение Северного морского пути. Осенью 1933 г. корабль «Челюскин» попал в ледовое сжатие, после 5-месячного полярного дрейфа затонул, раздавленный льдами. В апреле 1934 г. советские лётчики сняли челюскинцев со льдины. За это семь полярных лётчиков первыми были удостоены звания Героя Советского Союза.


 • Май 1937 г. — февраль 1938 г. — работа первой в мире дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс — 1», под руководством И.Д. Папанина (папанинцы). Целью работы станции было исследование метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики. Большое внимание уделялось созданию авиации, способной действовать на высоких широтах. 1937 г. — экипаж лётчиков в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова совершил первый в мире беспосадочный перелёт через Северный полюс из СССР в США. Значительно скромнее в сравнении с естественными и точными науками были достижения гуманитарных наук, в наибольшей степени испытывавших на себе давление господствующей идеологии. В этот период появились труды по экономике Н.Д. Кондратьева (теоретически обосновал НЭП), А.В. Чаянова, в исторической науке работали Б.Д. Греков, Е.В. Тарле, М.Н. Тихомиров, М.В. Нечкина и др. Постановлением СНК от 20 декабря 1939 г. для поощрения выдающихся работ в области науки и искусства, за лучшие изобретения и выдающиеся достижения в области военных знаний» были учреждены Сталинские премии.  Панин

О.Ю. Шмидт, 1938.

Труд советских учёных стал важной составляющей победы над врагом в Великой Отечественной войне. Накануне войны и уже в ходе сражений на вооружение Красной армии поступили образцы вооружения, которые не только не уступали немецким аналогам, но и превосходили их.

Советское вооружение накануне и в ходе Великой Отечественной войны

Тип вооружения Конструктор
Танки Т-34 — М.И. Кошкин; KB и ИС — Ж. Я. Котин
Самолёты штурмовик ИЛ-2 — СВ. Ильюшин; истребители ЯК и ЛА — А.С. Яковлев и С. А. Лавочкин; бомбардировщики ТУ — А.Н.Туполев
Стрелковое оружие В.А. Дегтярёв — противотанковое однозарядное ружьё (ПТРД); Г. С. Шпагин — пистолет-пулемёт (ППШ); А. И. Судаев — пистолет-пулемёт (ППС
Артиллерийские системы А. Г. Костиков, И. И. Гвай создали реактивную систему залпового огня БМ-13 («Катюша»); Ф.Ф. Петров, В. Г. Грабин — артиллерийские системы

Метод автоматической сварки брони, разработанный Е.О. Патоном, позволил значительно увеличить выпуск танков. И.В. Курчатов не только разработал в начале войны метод размагничивания кораблей для защиты от магнитных мин, но и уже в 1942 г. приступил к работе над советским атомным проектом. Большинство раненых солдат в годы войны смогли вернуться в строй благодаря методам лечения, разработанным советскими медиками.

 

 

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 1917 - 1930-Е ГГ.

Итогом революционных событий 1917-1920 гг. стало разделение российской культуры, формирование трёх её потоков.

 • Первый, руководимый идеологическими аппаратами партии, «официальный».

 • Второй — «несоциалистическая» художественная культура, существовавшая в условиях советской легальности.

 • Третий — культура русского зарубежья. Характерной особенностью культурной жизни 1920-х гг. стала активная деятельность многочисленных литературных и других художественных объединений: Российская ассоциация пролетарских писателей, Ассоциация художников революционной России, Левый фронт искусства и т. п. Однако политика власти на признание искусства важнейшим орудием построения социализма приводит к полному подчинению сферы художественной культуры партийному руководству.

• В апреле 1932 г. выходит Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературнохудожественных организаций». Оно ликвидирует плюрализм направлений в художественной жизни страны.

• В 1930-е гг. создаются единые объединения творческих работников, например, Союз писателей СССР, Союз композиторов СССР и т. д.

• Единственно верным художественным методом признаётся социалистический реализм. Этот метод предлагал наполнить критический реализм социалистическим содержанием. Деятели культуры в своих произведениях должны были поддерживать курс правящей партии, пропагандировать идеи социализма, критиковать буржуазный строй. 1930-е гг. вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось:

• с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры;

 • другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества социалистической идеологии в качестве единой мировоззренческой основы. Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счёт не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

ЛИТЕРАТУРА

Многие авторы после событий 1917 г. основой своих произведений выбирают тему революции. В. В. Маяковский пишет стихотворения «Ода революции», «Левый марш», поэму «Хорошо!», А. А. Блок поэму «Двенадцать». В результате относительно свободного соревнования различных течений и группировок в 1920-е гг. были созданы выдающиеся произведения литературы. А.Н. Толстой написал романы «Сёстры» и «Восемнадцатый год»; В.В. Вересаев — «В тупике», «Пушкин в жизни». С.А. Есенин создал такие поэтические шедевры, как «Анна Онегина», «Чёрный человек». A.M. Горький, проведший большую часть 1920-х гг. за границей, написал «Мои университеты», «Дело Артамоновых». Эпоха Гражданской войны ярко отражена в романах Д. А. Фурманова «Чапаев» и «Мятеж», А.С. Серафимовича «Железный поток», М.А. Булгакова «Белая гвардия», М.А. Шолохова «Тихий Дон», цикле рассказов И.Э. Бабеля «Конармия». Одним из первых романов на тему восстановления промышленности стал «Цемент» Ф. В. Гладкова. Жизнь российской деревни в годы Гражданской войны в своей повести «Виринея» описала Л.Н. Сейфуллина. Критическое отношение писателей к советской действительности было ярко выражено в антиутопии «Мы» Е.И. Замятина, в повестях «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада» М.А. Булгакова, в «Повести непогашенной луны» В.А. Пильняка.   М.А. Булгаков, 1930г.

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Этот жанр был представлен рассказами М.М. Зощенко, романом И. А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В.В. Маяковского «Клоп», «Баня». В 1930-е гг. А.Н. Толстой дописал трилогию «Хождение по мукам», роман «Пётр I». Н.А. Островский написал во многом автобиографичный роман «Как закалялась сталь». Герой романа Павел Корчагин стал кумиром советской молодёжи. М.А. Шолохов завершил роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М.А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя). Писал романы А.П. Платонов («Чевенгур», «Котлован»). Детская литература была представлена книгами К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля, А. П. Гайдара и др. М-А- Булгаков, 1930 г. В годы Великой Отечественной войны многие литераторы стали военными корреспондентами. Их произведения пользовались огромной популярностью в тылу и на фронте, поднимали дух людей, вдохновляли на подвиг. Здесь надо назвать:

• «Книгу про бойца» А. Т. Твардовского, главным героем которой стал неунывающий солдат Василий Тёркин;

 • рассказ «Русский характер» А.Н. Толстого;

 • «Сталинградские очерки» B.C. Гроссмана;

 • лирику К.М. Симонова («Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Если дорог тебе твой дом»);

• публицистические произведения И. Г. Эренбурга;

 • «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму», написанные О.Ф. Берггольц в блокадном Ленинграде. С августа 1941 г. О.Ф. Берггольц работала на радио в блокадном Ленинграде, почти ежедневно обращалась к жителям города;

• цикл стихотворений, опубликованных под названием «Моабитская тетрадь», написанный татарским поэтом Мусой Джалилем в Моабитской тюрьме в Берлине и ставший известным после смерти поэта по окончании Великой Отечественной войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: