Ал. Невский. Худ. П. Д. Корин

СКУЛЬПТУРА

Памятник А.Н. Островскому возле Малого театра. Скульп. Н. А. Андреев

Развитию скульптурного искусства большевики уделяли большое внимание. Об этом свидетельствует утверждение уже в 1918 г. плана «монументальной пропаганды», разработанного В. И. Лениным. В рамках этого плана предполагалось установить монументы «великим людям в области революционной и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусства». В проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды», принимали участие скульпторы и архитекторы, ставшие впоследствии известными мастерами советского искусства: СТ. Конёнков, В.И. Мухина, С.Д. Меркуров, И.Д. Шадр. В Москве были установлены памятники «Булыжник — оружие пролетариата» И. Д. Шадра, памятники А. И. Герцену и Н. П. Огарёву у старого здания Московского университета 4* Памятник А.Н. Островскому возле Малого театра. Скульп. Н. А. Андреев ё «Булыжник — орудие пролетариата». Скульп. И. Д. Шадр и памятник А.Н. Островскому у Малого театра, созданные Н.А. Андреевым, памятник К.А. Тимирязеву у Никитских ворот скульптора С. Д. Меркурова. Реализация плана сопровождалась уничтожением памятников, воздвигнутых «в честь царей и их слуг». В.Е. Татлин — авангардист, родоначальник русского конструктивизма, в 1919 г. создал проект «Башни Третьего Интернационала» (модель памятника III Интернационалу). В 1937 г. В. И. Мухина создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на Международной выставке в Париже. В годы Великой Отечественной войны одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором были запечатлены образы героев войны. Мост на Ленинградском шоссе стал одним из первых памятников Победы над фашистами в Москве, ведь строительство его началось ещё в 1943 году, когда в войне наступил решающий перелом в пользу СССР. Идея битвы за Москву легла в основу скульптурной композиции моста, созданной Н. В. Томским и получившей название «Триумф Победы».

Проект памятника III Интернационалу. Скульп. В.Е. Татлин

ТЕАТР

В развитии театрального искусства в послереволюционные годы большую роль сыграла деятельность В. Э. Мейерхольда. В 1918 г. он осуществил постановку спектакля «Мистерия-буфф» по пьесе В. В. Маяковского (оформление К. С. Малевича). В 1920-е гг. В.Э. Мейерхольд руководит театром, названным его именем, а также некоторое время параллельно возглавляет Театр Революции. Творчество Мейерхольда отличало стремление к новаторству, поиску новых театральных форм. В 1930-е гг. Театр Мейерхольда был закрыт, сам режиссёр репрессирован. С конца 1920-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов — Н. Ф. Погодина («Человек с ружьём»), В.В. Вишневского («Оптимистическая В.Э.Мейерхольд трагедия») и др.

В.Э. Мейерхольд

Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нём собрались корифеи русского театра О.Л. Книппер-Чехова, В.И. Качалов, И.М. Москвин и актёры нового поколения О.Н. Андровская, А.Н. Грибов, Б.Н. Ливанов, А.К. Тарасова, М.М. Яншин и др. Всемерной поддержкой пользовалось оперное и балетное искусство. Ведущими музыкальными театрами были: Большой в Москве и Кировский (бывший Мариинский) в Ленинграде. Оперные исполнители: А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский и др. Артисты балета: Г.С. Уланова, О. В. Лепешинская и др. Театры продолжали работать во многих городах и тогда, когда началась Великая Отечественная война. Артисты часто выезжали на передовую, чтобы выступить перед бойцами в составе фронтовых бригад. Информация о положении на фронте в основном поступала по радио. Сообщения слушали из репродукторов, развешанных на улице, так как личные радиоприёмники изымались. Голос диктора Всесоюзного радио Ю.Б. Левитана, читавшего военные сводки, стал «голосом страны». Государственный академический Мариинский театр оперы и балета, Санкт-Петербург


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: