ЖИВОПИСЬ
Живопись, как и изобразительное искусство в целом, развивалась в 1920-е гг. в условиях борьбы и взаимодействия различных объединений. Важное место в творчестве художников этого периода занимала тема революции. Примерами таких произведений можно назвать «1918 год в Петрограде» К. С. Петрова-Водкина и «Большевик» Б.М. Кустодиева. Расцвет переживает после 1917 г. искусство плаката, так как в условиях низкого уровня грамотности населения плакат стал мощным средством пропаганды. Яркие образцы плакатного искусства в этот период создали Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помоги!»), В. Дени («Деникинская банда», «Кулак-мироед»). iianilit Intra! Iiuuln un ш». (in Hint!! «Деникинская банда». Худ. В. Дени «Ты записался добровольцем?» Худ. Д. Моор
«Деникинская банда». Худ. В. Дени «Ты записался добровольцем?» Худ. Д. Моор
В 1919 г. начинают выходить «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). «Окна РОСТА» представляли собой сатирические плакаты, снабжённые лаконичными стихотворными текстами. В создании как текстов, так и рисунков принимал участие В. В. Маяковский. Рисунки так же создавали К. С. Малевич, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Д. Моор и другие. В 1928 г. оформилась Ассоциация художников революционной России (АХРР): в основе творчества «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла своё воплощение в работах И. И. Бродского, создавшего многочисленные портреты лидеров партии и государства. Картины батального жанра, посвящённые событиям Гражданской войны, создаёт М.В. Греков («Тачанка», «Трубачи Первой Конной»). Среди картин в духе социалистического реализма, созданных в 1930-е гг., можно назвать работы:
|
|
• Б.В. Иогансона — «Рабфак идёт», «Допрос Худ. М.Б. Греков коммунистов» и др.;
«Рабфак идёт» Худ. Б.В. Иогансон «Новая Москва», худ. Ю.И. Пименов
• А.А. Дейнеки — «Будущие лётчики», мозаики московской станции метро «Маяковская»;
• Ю.И. Пименова («Новая Москва»),
• М.В. Нестерова — серия портретов советской интеллигенции и др.
«Трубачи Первой Конной», худ. М.Б. Греков
Уже в первые дни Великой Отечественной войны символом народного сопротивления врагу стал плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Большую роль для мобилизации сил на борьбу с врагом играли плакаты, созданные содружеством трёх художников под псевдонимом «Кукрыниксы» (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). Традицию «Окон РОСТА» продолжили ежедневные выпуски «Окон ТАСС». Это были плакаты с подписями известных поэтов и публицистов, сообщавшие о состоянии дел на фронте. В годы войны П.Д. Корин написал триптих «Александр Невский» (1942-1943 гг.), А.А. Дейнека создал одну их своих самых сильных картин «Оборона Севастополя» (1942 г.).
|
|
«Родина-мать зовёт!». Худ. И.М. Тоидзе Плакат содружества худ. «Кукрыниксы»