Охарактеризуйте концепцию “трех миров” Сковороды и сравните ее со знаменитой теорией К.Поппера (XX век)

Глава 9.

Русская философия

№1. Кратко охарактеризуйте основные периоды русской философии.

Период Хронология Особенности
1. Древнерусский (или период древнерусской философской мысли)   X-XVII вв.     Связан с появлением отечественной философии в Киевской Руси и христианского влияния на всю русскую культуру. Было написано множество произведений, связанных с развитием философии: "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона Киевского; письменная полемика царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, «Поучения Владимира Мономаха» и др.
2. Просветительский (или период просветительской философской традиции)   XVII-начало XIX вв.     Данный период начался после Петровских преобразований. Этот этап характеризуется секуляризацией общественной жизни и становлением русской философской парадигмы. Философская мысль данного периода была представлена трудами М. Ломоносова, А. Радищева, М. Щербатова и др.
3.Классический (или период классической российской философии) Вторая треть XIX века - начало XX века   Именно в это время, опираясь на предшествующий опыт теоретического исследования своих задач, русская философия не только утвердила свое право на самомышление, но и создала собственную самобытную проблематику, в центре которой Россия, революция, славянство. XIX век – это «золотой век» русской философии по богатству имён и учений. Начало этого периода связано с творчеством Чаадаева. Он один из первых анализировал особенности литературного развития России и Западной Европы. Его философия дала толчок к расколу русской философии. В 30 - 40 гг. XIX века в русской философии возникло два течения: славянофилы и западники. Нельзя не отметить и русскую религиозную философию XIX – XX вв. Она занимает особое место в истории русской духовности. Она развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада. Заметными личностями в русской религиозной философии XIX – XX вв. были Бердяев, Соловьёв, Флоренский.
4.Советский 1917-1991     Развитие философской мысли в России после 1917 года претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений, господствовавших в конце XIX - начале XX веков, были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциальной философии они продолжали в зарубежных странах. Марксистская же традиция получила благоприятные возможности для своего развития.

№2. Перечислите основные отличительные черты русской философии:

1. Отсутствие интереса к гносеологическим вопросам

2. Тесная связь философии с художественным и религиозным творчеством.

3. Онтологизм. Повышенный интерес к проблемам изучения бытия.

4. Антропоцентричность. Ориентация на решение нравственных вопросов; большое внимание к душевному миру человека.

5. Историософичность. Постоянный поиск смысла мировой истории, попытка формулирования мессианской роли России во всемирно-историческом процессе.

№3. С какими историческими событиями связывают возникновение русской философии.

Возникновение русской философии обычно связывают с принятием христианства на Руси в 988 году Владимиром Святым. В ходе христианизации Руси языческая мифология была вытеснена христианским мировоззрением, что определило религиозный характер русской философии на многие столетия отечественной истории.

№4. Кого считают первым русским философом?

Первым русским философом считают митрополита Киевского и всея Руси Илариона (умер ок. 1055 г.), написавшего “Слово о Законе и Благодати”. “Слово” было посвящено теме равноправности народов и критике учения о “богоизбранничестве” только одного народа.

 

 


№5. Заполните таблицу.

 

Мыслитель Время Основная идея Произведение
Климент Смолятич неизвестно – 1164 г. Мыслитель пытался защитить свое право – понимать “Священное Писание” с помощью иносказаний. Климент также дал ответы на вопросы древнерусского математика Кирика Новогородца, которые сохранились в изложении последнего. А в своём произведении Климент отклоняет упреки Фомы, обвиняющего его в том, что он “философ”, который ссылается только на Гомера, Платона и Аристотеля. “Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом”
Феодосий Печерский 1008–1074 гг. Феодосий призывал помогать каждому человеку, независимо от его вероисповедания: “Милостынею милуй не токмо своея веры, но и чужыя. Аще ли видиши нага, или голодна, или зимою или бедою одержима, аще ли ти будет жидовин, или срацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганых – всякого помилуй и от беды избави я, яже можеши, и мъзды от Бога не лишен будеши” 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу. основатель Киево-Печерской лавры
Нестор ок. 1056 – 1114 гг. Главнейшим историко-философским вопросом, которым занимался Нестор был: «Откуда пошла Земля Русская?» «Повесть временных лет» - первая попытка изложения истории Руси в рамках всемирно-исторического процесса.
Владимир Мономах 1053–1125 гг. Основная идея заключена в его произведении «Поучения Владимира Мономаха». Вот некоторые выдержки из него: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”; “не ленитесь, ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну”; “лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело”; “больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не одарив его добрым словом”; “не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь”     «Поучения Владимира Мономаха» - в них изложены житейские нормы морали, некоторые из которых актуальны и сегодня
Даниил Заточник XII или XIII век Основные вопросами, которыми занимался Даниил Заточник, были связаны с социальной справедливостью. Так он писал: “Господине мой! Не лиши хлеба мудрого нищего, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый – что золото в навозном сосуде, а богатый разодетый да глупый – что шелковая наволочка, соломой набитая”     Хотя, к сожалению, его биографических данных не сохранилось, но сохранилось так называние «Моление Даниила Заточника»
Митрополит Никифор XI в. — 1121 г. Его творчество стало олицетворением синтеза византийской культурной традиции и древнерусской церковной и общественной жизни. Никифор, используя метафорические формы, критиковал жадность ростовщиков. Мыслитель осуждал высокий долговой процент и называл его грехом “великого реза”. Он сравнивал берущего с ближнего высокий долговой процент с человеком, употребляющим в пищу “плоть брата” и убивающим его “злым ножом лихоимства”. Никифор сыграл большую роль в трансляции идей христианизированного платонизма на культурную почву Древней Руси.     Три послания и одно поучение – “Послание Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств”, “Послание Владимиру Мономаху о вере латинской”, “Послание князю Ярославу Святополчичу о ересях латинских” и “Поучение в неделю сыропустную”
Кирик Новгородец 1110 – не ранее 1156 или 58 гг. Основным вопросом, который интересовал Кирика Новгородца было время. Так он анализировал проблемы летоисчисления. Он систематизировал все известные ему в то время способы вычисления лет, месяцев, дней и часов. Также мыслитель попытался осмыслить само понятие времени через призму таких категорий, как протяженность и цикличность.     сочинение – “Учение им же ведати человеку числа всех лет”
Кирилл Туровский 1130–1182 гг. Его основная идея изложена в притче: суть притчи состоит в том, что некий хозяин устроил виноградник и поставил стеречь свои владения слепца и хромца. В конце концов сторожа соблазнились легкой добычей и украли все добро, за что и были подвергнуты наказанию. В аллегорической форме Кирилл порицал князя Андрея Боголюбского и его ставленника Феодора, намекая на то, что единство Руси не должно строиться на обмане.     Наиболее известное его произведение – “Притча о человеческой душе и теле” (другое наименование – “Слово о слепце и хромце”)

№6. Охарактеризуйте последствия монголо-татарского ига для культуры Руси.

В XIII веке органичное развитие Руси было нарушено вторжением монголо-татарских орд. Почти 250-лет (1237–1480 гг.) на территории Руси функционировала азиатская система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов. Встреча Руси с Востоком изменила ось развития отечественной истории и отдалила Русь от европейской культуры. Но философия продолжала жить в невербальных, то есть несловесных формах, таких как творения русских иконописцев (например, Андрей Рублёв (1375 – 1428 гг.) – “Троица”), деятельности, жизни и подвигах русских святых (Сергий Радонежский (1314 – 1392 гг.)). Разновидностью невербальной философии стал исихазм (от греч. “ἡσυχία” – безмолвие), основанный на безмолвной молитве и духовном сосредоточении. Хранителем русских культурных ценностей стала Православная церковь. К концу монгольского ига, то есть в конце XV века, традиционное религиозное философствование и литературная деятельность оживают в трудах Нила Сорского (1433 – 1508 гг.) и Максима Грека1 (1470 – 1556 гг.).

 

№7. Что такое невербальная форма философствования?

В XIII веке органичное развитие Руси было нарушено вторжением монголо-татарских орд. Почти 250-лет (1237–1480 гг.) на территории Руси функционировала азиатская система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголотатарских ханов. Но философия продолжала жить в невербальных, то есть несловесных формах, таких как творения русских иконописцев (например, Андрей Рублёв (1375 – 1428 гг.) – “Троица”), деятельности, жизни и подвигах русских святых (Сергий Радонежский (1314 – 1392 гг.)). Разновидностью невербальной философии стал исихазм (от греч. “ἡσυχία” – безмолвие), основанный на безмолвной молитве и духовном сосредоточении.

№8. Охарактеризуйте творчество Нила Сорского и Максима Грека.

И Нил Сорский и Максим Грек относилсь к такому понятию как нестяжатели. Нестяжание (произвольная нищета) — один из трёх монашеских обетов, которые даются при пострижении. Монах, уповающий на Царство Небесное, странник в этом мире, поэтому он отрицается не только земных богатств, но даже минимального имущества. К концу монгольского ига традиционное религиозное философствование и литературная деятельность оживают именно в их трудах, в которых и отражаются вышесказанные идеи.

№9. В первой половине XVI века в связи с усилением и централизаций Русского государства вокруг московского княжества, возникают общественно-политические теории. Одна из них – концепция старца Филофея (ок. 1465–1542 гг.) “Москва – третий Рим”. Дайте свою оценку высказыванию Филофея: “Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать … все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит”. Прокомментируйте высказывание.

Насколько я помню в школе нам рассказывали, что данная теория или даже вернее сказать концепция появилась в ус­ло­ви­ях ди­пло­ма­тических кон­так­тов Русского государства со Свя­щен­ной Римской им­пе­ри­ей на фо­не больших споров пра­во­слав­ных цер­ков­ных дея­те­лей про­тив ла­тин­ст­ва и пред­ска­за­ний о ско­ром кон­це све­та, про­дол­же­ния борь­бы Русской церк­ви за пол­ную ав­то­ке­фа­лию и дис­кус­сии о цар­ском ти­ту­ле русского мо­нар­ха, ко­то­рый был при­зван за­сви­де­тель­ст­во­вать его не­за­ви­си­мость от пра­ви­те­лей го­су­дарств - на­след­ни­ков Зо­ло­той Ор­ды. Пос­лед­няя бы­ла свя­за­на с тем, что пос­ле па­де­ния Ви­зан­тии (1453 год) Русское государство к началу XVI века яв­ля­лось един­ст­вен­ным не­за­ви­си­мым пра­во­слав­ным го­су­дар­ст­вом. Поэтому я считаю, что данная концепция была необходима, чтобы показать правопреемственность Русского государства от Византии. Москва как бы стала новым Римом, новым Константинополем, но только Москва будет являться тем праведным Римом, который никогда не падёт.

№10. Что оправдывала эта теория?

Эта теория оправдывала на религиозно-исторической основе претензии Москвы на руководство всей Русью. Москва именовалась “Третьим Римом”, так как два предыдущих пали (Рим (476 г.) и Константинополь (1453 г.)).

 

№11. В XVII веке Москва становится центром притяжения философов из славянских стран, так как именно Русь оставалась последним оплотом православной религии, поскольку Константинополь и Греция (до 1829 г.) были под властью турок. Охарактеризуйте творчество Юрия Крижанича.

Юрий Крижанич выдвинул идею самобытного славянского мира. Крижанич написал множество трудов: “Политика”, “О божественном Провидении”, “Толкование исторических пророчеств”, “О святом крещении”, “Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)”.

 

 

№12. Охарактеризуйте деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680).

В 1687 году по инициативе выдающегося просветителя Симеона Полоцкого в Москве открывается Славяно-греко-латинская Академия – первое русское высшее учебное заведение, учрежденное для подготовки государственных и церковных служащих.

№13. XVIII век стал для истории России переломным моментом, который был связан с политикой европеизации, проводимой Петром Великим. В конце своего царствования в 1724 году Петр I учредил Российскую академию наук. Во время реализации реформ молодой реформатор опирался на так называемую “ученую дружину”, в которую входили глава Синода Феофан Прокопович (1681–1736 гг.), известный российский историк Василий Никитич Татищев (1686–1750 гг.) и экономист Иван Тихонович Посошков (1652–1726 гг.).



Заполните таблицу.

Представитель Основная идея Произведение
Феофан Прокопович Прокопович был правой рукой Петра в делах церкви и старался подчинять церковь интересам государства. «Слово о власти и чести царской» (1718). «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме» (1721)
Василий Татищев Убеждал представителей власти и обычных людей в пользе и большой необходимости исторических знаний  Стал автором первого основательного труда по отечественной истории – “Истории Российской”.
Иван Посошков Пытался доказать, что для нормального развития в России необходимо ввести систему равномерного распределении общественного богатства и установить равенство экономических возможностей для различных сословий. Он писал: “… наши судьи нимало людей не берегут и тем небрежением все царство в скудость приводят, ибо в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем царстве будут люди убоги, то и царству тому не можно слыть богатому. Я сего не могу знать, что-то у наших судей за разум, что ничего в прок государству не прочат, только прочат имение себе…”   “Книга о скудости и богатстве”

№14. Охарактеризуйте вклад Михайло Васильевича Ломоносова (1711–1765 гг.).

Наука Создатель Московского университета; сформулировал закон сохранения материи: “Но как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте...”; выступал как антинорманист “О сохранении и размножении российского народа”; мыслитель утвердил традицию научного исследования, опирающегося не только на логические конструкции, но и на опытно-экспериментальную проверку.    
Искусство Наука о стекле: мозаики Ломоносова – «Полтавская баталия», его мастерской было выполнено 40 работ, до нашего времени сохранились 23 из них  
Поэзия Ученый разработал новую для российского языка систему стихосложения – syllabo-tonica (“силлабо-тоническую”), смысл которой заключается в однородности стихотворной стопы. В работе Мориса Баринга “Outline of Russian Literature” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.  
Теория русского языка Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что "обветшалая" система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы. Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения.    
Общественная деятельность Боролся с бюрократизмом и формализмом; Будучи ещё только адъюнктом Академии наук, М. В. Ломоносов активно выступал в 1742–1746 гг. с публичными лекциями по химии, естественной истории и физике, предпочитая говорить со слушателями на русском языке. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.    

№15. Проанализируйте высказывания М.В.Ломоносова.

“Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии”

В данном высказывании отражается позиция Ломоносова, которую можно сформулироват так: «Ни ученым, ни богословам не следует вступать в несвойственную им область». Также, возможно, здесь отражена его позиция о том, что «обветшалая» система церковно-книжной речи тормозит развитие науки и титературы в частности.

“Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей”

Данное высказывание - это выдержка из его трактата «О сохранении и размножении российского народа», в котором он предлагает меры по защите, сохранению и развитию русского народа. Данный трактат появился в условиях борьбы норманистов и антинорманистов, когда шли споры о том могли ли славяне создать собственное государство без помощи норманнов.

№16. Охарактеризуйте борьбу Михайло Васильевича с так называемыми “норманистами”, немецкими историками Миллером, Байером, Шлецером.

Заполните таблицу.

Тезисы Ломоносова Тезисы норманистов
Сомнение в подлинности легенды о призвании варягов (событие датируется второй половиной IX в., Повесть временных лет составлялась в нач. XII в.) Самые ранние скандинавские могильники на территории Древней Руси датируются второй половиной X в. Скандинавские саги не содержат информации русских князьях, правивших до Владимира Святого Пантеон языческих богов восточных славян не испытал никакого норманнского влияния Позиция о происхождении слова «Русь»     Термин «русь» имеет славянское происхождение и связан с названием реки Рось. Термин «русь» имеет иранское происхождение, пришедшее к восточным славянам от скифов и сарматов. Истоки термина следует искать на среднем Дунае (территории Норика – Ругиланда) или на южном побережье Балтийского моря (острове Рюген). Летописное свидетельство о призвании варягов из-за моря  Археологические находки: военное снаряжение, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями и т.д. Имена, указанные в договорах Руси с Византией X века, имеют скандинавское происхождение Известие «Бертинских анналов» (средневековой хроники), сообщающее о людях, называющих себя рос, но принадлежащих к народу «свеонов», т.е. шведов Позиция о происхождении слова «Русь»     Термин «русь» изначально обозначал отдельный слой населения Древнерусского государства, а именно – княжескую дружину, состоящую из норманнов. Термин «русь» происходит от финского слова «ruotsi», что в переводе означает Швеция. Термин «русь» связан с названиями шведских провинций Руден (Roden) или Руслаген (Roslagen).  

 

№17. Исследователь А.Д. Сухов писал: “Только большая известность Ломоносова и поддержка, которую ему оказывали патриотически настроенные лица в правящих кругах, не позволили произвести над ним задуманную расправу”.

О чем идет речь?

Михаил Васильевич Ломоносов свою научную деятельность совмещал с общественной: боролся с бюрократизмом и формализмом. И исследователь А.Д. Сухов пытается нам сказать, что если бы Ломоносова не поддерживали влиятельные люди и если бы не его известность, то вероятнее всего над ним бы совершили расправу те, против кого он боролся.

 

№18. Почему в работе Мориса Баринга “Outline of Russian Literature” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка (the Peter the Great of the Russian language).

Пётр I или Пётр Великий – крупнейший преобразователь всех сторон жизни и деятельности российского государства. Так и Ломоносов – крупнейший преобразователь русского языка: он явился создателем первой научной русской грамматики; ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что "обветшалая" система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы; он призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Поэтому я считаю, что Ломоносова по праву называют Петром Первым русского языка.

№19. Охарактеризуйте вклад М.В.Ломоносова в систему стихосложения.

Ученый разработал новую для российского языка систему стихосложения – syllabo-tonica (“силлабо-тоническую”), смысл которой заключается в однородности стихотворной стопы. В работе Мориса Баринга “Outline of Russian Literature” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка

Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.

 

№20. “Странствующим университетом” называли Григория Саввича Сковороду (1722–1794 гг.), украинского философа, поэта, музыканта, педагога, “жизнь и учение которого совершенно уклоняются от западноевропейской традиции и вводят нас в путь самобытной русской философии”. Философ пишет: “Всяк рожденный есть в мире сем пришелец, слепой или просвещенный. Не прекрасный ли храм пре­мудрого бога мир сей? Суть же три мира. Первый есть всеобщий и мир обительный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных мир-миров и есть великий мир. Другие два суть частные и малые миры. Первый – микрокосм, сиречь мирик, мирок, или человек. Второй мир символический, сиречь Библия”.

Охарактеризуйте концепцию “трех миров” Сковороды и сравните ее со знаменитой теорией К.Поппера (XX век).

Учение о “трех мирах” Сковороды Концепция К.Поппера
1. Первый есть всеобщий и мир обительный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных мир-миров и есть великий мир: природа 1. Мир физических состояний и объектов, будь то атомы, поля и силы или «твёрдые материальные тела» - деревья, столы и т.п. – это реальность, существующая объективно.    
2. Микрокосм, сиречь мирик, мирок, или человек: общество и человек 2. Мир состояний сознания, мыслительных состояний, знания в смысле «Я знаю» – субъективных состояний сознания, состояние сознания и его активность.    
3. Символический, сиречь Библия: Библия 3. Мир объективного содержания мышления и продуктов человеческого сознания. Это – гипотезы, проблемы, научные теории (истинные или ложные), проекты, материализованные в виде машин, скульптур, зданий, лежащие в библиотеках книги (которые, возможно, никем не будут прочитаны), и даже возможные в будущем следствия из имеющихся теорий.  

№21. Охарактеризуйте идеи русских просветителей конца XVIII столетия.

Представитель Основная идея Произведение
Радищев А.Н. (1749 - 1802)   В центре внимания просветителя были теории общественного договора, естественного права, приоритета закона. Он выступил с критикой самодержавия и крепостного права, религиозного фанатизма. “Путешествие из Петербурга в Москву”, “О человеке, его смертности и бессмертии”
Новиков Н.И. (1744—1818) В центре внимания просветителя была педагогика. Целью воспитания считал формирование активной добродетельной личности и призывал людей к нравственному самосовершенствованию «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772); «Древняя Российская Вивлиофика…»; «Древняя Российская Идрография»

№22. XIX век поистине становится веком формирования национальной русской философии. Основная проблема, с которой начинается русская философия, – это проблема идентичности русского народа. При решении этого вопроса оформилось два лагеря: западники и славянофилы. 

Причиной полемики между западниками и славянофилами были так называемые “Философические письма” Петра Яковлевича Чаадаева (1793–1856 гг.). Публикация писем вызвала острую реакцию как со стороны общества, так и со стороны власти. Высочайшим повелением Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Что же содержалось в его письмах?

Мыслитель поставил вопрос о роли России в мировом историческом процессе и ответил на него следующим образом: “Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру” Чаадаев писал: “раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом… мы должны бы были сочетать в себе два великих начала… Не эту роль предоставило нам провидение. Напротив, оно как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своем благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить”. Главную причину обособления России от Европы мыслитель видел в православии. В дальнейшем философ в работе “Апология сумасшедшего” изменил свою оценку исторической роли России.

Таким образом можно сделать вывод, что публикация писем расколола всё интеллектуальное сообщество России того времени на два лагеря: на западников и славянофилов.

№23. Охарактеризуйте высказывания П.Я. Чаадаева.

“Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру”.

 

Думаю, что в данном высказывании П. Я. Чаадаев говорит, скорее всего, о самобытности русского народа: «не входят составной частью в род человеческий». Также в данном высказывании прослеживается идея национального предназначения русского народа: «…чтобы преподать великий урок миру».

 

“раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом… мы должны бы были сочетать в себе два великих начала… Не эту роль предоставило нам провидение. Напротив, оно как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своем благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чем вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить”.

Здесь П.Я. Чаадаев также, как и в предыдущем высказывании указывает на самобытность русского народа. Он говорит, что мы хоть и находимся между востоком и западом и должны бы сочетать в себе и западную и восточную культуры. Но, как он называет это, «провидение» помешало этому, предоставив нас, таким образом, самим себе. Таким образом нас нельзя отнести ни к западу, ни к востоку, мы сохранили свою самобытность.


№24. Письма Чаадаева раскололи русское интеллектуальное сообщество XIX века на две части – славянофилов и западников. Охарактеризуйте их взгляды.

Славянофилы

Западники

А.С. Хомяков     Полагал, что истинное познание невозможно без веры и церкви; трактовал русскую историю посредством обоснования православия как начала всей русской национальной жизни   К.Д. Кавелин   Полагал, что отечественную историю определяет не только диалектическая борьба родового быта и государства, а, в первую очередь, развитие общества, обусловленное климатом и культурным влиянием. Является представителем либерального направления в русской философии  
К.С. Аксаков   Утверждал самобытность русской истории, право на собственный, непохожий на другие, путь исторического развития России   Б.Н. Чичерин     Выступал против крепостничества и царизма, выдвигая общедемократические требования - освобождение крестьян с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры  
И.В. Киреевский   Отличительными особенностями русской образованности считал влияние Церкви как общественного института, которая, с его точки зрения, и представляет собой источник просвещения народа в России   В.Г. Белинский     «Чтобы привести в порядок человека нужно изменить общество»; выступал за просвещение народа, гуманность; его называют «Вождём защитников от русского самодержавия»  
Ю.Ф. Самарин   Вера составляет «норму» и «закон» человеческого существования и помогает человеку осмыслить свое назначение Н.Г. Чернышевский   Представитель радикально-демократической политической мысли, из всех русских мыслителей домарксизма ближе всего подошёл к идеям научного социализма
    А.И. Герцен     Основоположник идеи «Русского крестьянского социализма», основа будущего социалистического общества – крестьянская поземельная община  
    Н.А. Добролюбов Видел в самодержавии, крепостном праве и либерализме главных врагов освободительной борьбы  
    Д.И. Писарев   Убежден в том, что уничтожение эксплуатации человека человеком невозможно без насильственного свержения существовавшего строя и что борьба за счастливое будущее человечества есть, прежде всего, борьба политическая

 

Какие два важнейших для русских людей вопроса удалось сформулировать западникам в одноименных произведениях.

1. Что делать?

2. Кто виноват?

№25. Органическим сочетанием взглядов западничества и славянофильства стало творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: