Охарактеризуйте их идеи

1. Л.П. Карсавин в своих трудах вслед за В.С. Соловьевым развивал идею всеединства, подчиняющегося Богу, как Пресвятой Троице. Мыслитель разработал оригинальную концепцию “симфонической личности”. Философ считал симфоническими личностями социальные группы, народы, человечество в целом и изображал весь мир как сложную иерархию личностей разной степени совершенства. Главная работа философа – “История европейской культуры” (1931–1937 гг.). Несмотря на репрессии и аресты, Карсавин продолжал творческую работу и создал множество религиознофилософских сочинений, в том числе философско-поэтическое произведение “Венок сонетов” и цикл “Терцины”. Квинтэссенцией философской концепции Карсавина является вопрос: “Возможен ли мир без личного своего бытия?”

2. Традиции всеединства следовал П.А. Флоренский (1882– 1937 гг.), который говорил о “двуединости” истины, соединяющей религиозные догматы и научные теории. Мыслитель полагал, что основной действующий в мире закон – это второй закон термодинамики или “закон энтропии”. Культура, согласно Флоренскому, является основным средством борьбы с “мировым уравниванием”, то есть энтропией.

3. Философию всеединства в ХХ веке развивал С.Н. Булгаков, который от увлечения марксизмом перешел к так называемой концепции “христианского социализма”. София для мыслителя – “живая связь между миром и Богом”

4. Братья Трубецкие принадлежат к группе рели­гиозных мыслителей в России, которая стремилась примирить философские идеи со строгой христианской догмой. Подобно многим другим русским мыслителям, Трубецкие были под сильным влиянием Владимира Соловьева, хотя они и вносили существенные изменения в некоторые из его идей. Трубецкие несомненно заслужили почётное место в истории русской философской и религиозной мысли.

 

5. Хотя Бердяев никогда не ставил перед собой задачу исследования русской философии во всем се объеме, в ряде своих работ он проанализировал практически всю ее историю от Чаадаева до Ленина. Поэтому его можно назвать одним из первых историков русской философской мысли. На протяжении всей жизни Бердяева центральными в его творчестве были этические проблемы, рассматриваемые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творчества и любви. Существенным моментом философии Бердяева является дифференциация бытия на две основные сферы (восходящая еще к элеатам, Платону, неоплатоникам, гностикам и христианской философии)


№28. Особый интерес представляет оригинальная русская философия – русский космизм, получивший развитие в конце XIX – начале XX века. Заполните таблицу.

Представитель Основная идея Произведение
Н.Ф.Федоров Сформулировал религиозную версию русского космизма. Мыслитель разрабатывал религиозную утопию, согласно которой человеку по силам справиться с космическим хаосом путем соединения науки и веры, создания братского отношения между людьми и объединения всех людей вокруг “Общего дела”. Федоров верил в воскрешение всех предков на основе использования научных методов. “Философия общего дела”
К.Э. Циолковский Полагал, что космос – это живое целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Он заявлял: “Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной”. Мыслитель полагал, что в будущем космос будет заселен человеком. Но прославился Циолковский не как философ, а как основоположник современной космонавтики, так как он впервые обосновал возможность использования ракет для космических полетов и предложил проект жидкостного ракетного двигателя. Повесть «На луну»; «Моноизм вселенной»
В.И. Вернадский Он создал комплекс наук о Земле, в частности, теорию биосферы как совокупности живого вещества Земли и концепцию ноосферы – сферы разума. «Автотрофность человечества»; «Биосфера и ноосфера»

№29. Охарактеризуйте высказывания мыслителей.

 В работе “Истоки и смысл русского коммунизма”, пытаясь анализировать причины распространения коммунизма в России, Бердяев писал: “Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны, он есть явление мировое и интернациональное, с другой – явление русское и национальное”.

 

Я считаю, что в данном высказывании Бердяев пытается сказать, что коммунизм это по природе нечто русское. Хотя коммунизм и носит мировое и интернациональное явление, но его, даже не знаю, идеология, его ценности, они близки русской нации, русскому человеку.

Павел Флоренский писал: “Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя её”

Я считаю, что в данном высказывании речь идёт о Троице-Сергиевой лавре, а под «основателем» имеется ввиду Сергий Радонежский. Думаю, что здесь имеется ввиду связь между Троице-Сергиевой лаврой, её основателем и Россией. Ведь в истории Троице-Сергиевой лавры отразились вехи истории России. Это Куликово поле, смутные времена, польская интервенция. Здесь были Петр I, Иван Грозный, Дмитрий Донской. Из монастыря вышли богатыри – герои Пересвет и Ослябя. Таким образом можно сказать, что это место, которое связано с историей России сильнее других. И чтобы понять эту историю, «надо понять лавру».

 

 Находясь в вынужденной эмиграции, И.А. Ильин писал о судьбах России, ее будущем. В статье “Очертания будущей России”, написанной в 1951 году, философ рассуждал о результатах Революции 1917 и ее последствиях для будущих поколений русских людей, которые будут жить уже после падения коммунистического режима: “Однажды это революционное наследство достанется русским людям следующего поколения: то, что они получат, будет зависеть не от них; но то, что они должны будут делать для спасения России, они должны знать и будут решать сами. Ответственность за это ляжет на них. Каково же будет это наследство? Русский народ выйдет из революции нищим …все будут бедны, переутомлены и ожесточены. Государственный центр, ограбивший всех, исчезнет… предстоит нищета граждан и государственное оскудение… …выступят десятки авантюристов, по-пугачевски лезущих «в генералы» и пристегивающихся к сепаратистским группам и народцам. Конечно, найдутся всевозможные иностранные “центры”, готовые субсидировать этих беспардонных «приключенцев»…. Национальные обиды и племенные претензии будут разжигаться снаружи – и иноземными врагами и “своими” предателями, давно уже мечтающими ликвидировать Россию. И ко всему этому прибавится разноголосица интеллигентски-эмигрантских «политических партий», заручившихся выдуманными «программами» и закулисными субсидиями.”

Я могу сказать, что действительно многое из того, что написано здесь является правдой. Во-первых, действительно, коммунизм пал. Сроазу после этого наши государственные деятели действительно заявлели в один голос, что Россию нужно спасать, нужно сохранить государственность. Как и говорит Ильин появилось множество авантюристов, национальных обид, появились сепаратистские «группировки народцев» (вспомним Чеченские войны) и т.д. В общем-то что ещё можно сказать? Да, Ильин прав, по сути всё случилось так как он и написал. Но я скажу, что, по моему мнению, это, как назвал Ильин, «новое поколение» справилось со своей главной задачу и сохранило российскую государственность. Посмотри, что будет дальше, но как по мне, всё могло быть в десятки, а то и в сотни раз хуже, чем есть сейчас.  

 

 

№30. Важнейшим философским направлением, определившим весь ход интеллектуальной истории России после 1917 года, стал марксистский вариант материализма. Охарактеризуйте идеи данных мыслителей.

Г. В. Плеханов В.И.Ленин А.А. Богданов
Мыслитель занимался проблемами истории философии, теории познания и материалистического понимания истории, этики, эстетики. Одной из особенностей философского творчества Плеханова является то, что он развивал марксизм в борьбе с теми, кто, по его мнению, фальсифицирует и ревизует это учение. Определяя статус исторического материализма в системе общественных наук, он отождествляет его с общесоциологической теорией марксизма. Исторический материализм Плеханов рассматривал как общую методологию для всех общественных наук, подразумевая под этим использование тех принципов, на которые опирается учение Маркса. Анализируя ход общественного развития, Плеханов отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений и одновременно движущими силами исторического процесса. Кроме того, производительные силы выступают как формирующая сила, влияя на изменение производительных отношений Анализируя в основном революционную часть марксистского учения, В.И. Ленин разработал теорию империализма как заключительной стадии капиталистической системы в работе “Империализм, как высшая стадия капитализма”. Традиционно считается, что данная работа есть прямое продолжение и развитие “Капитала” К. Маркса. Согласно Ленину, империализм – высшая и последняя стадия капитализма, которая обязательно завершится мировой социалистической революцией. Как философ, Ленин был сторонником материализма, он постоянно подвергал критике противников марксизма, в частности, эмпириокритицизм и все формы идеализма. В “Философских тетрадях” Ленин сформулировал классическое определение материи: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”   Богданов предложил идею создания новой науки – тектологии (от греч. “τέκτων” – плотник, строитель, творец и “λόγος” – слово, учение) – целостной теории организации и структуры систем, предвосхитил некоторые положения общей теории кибернетики (от др.-греч. “κυβερνητική” – искусство управления). В 1904 году Богданов написал работу “Новый мир (1904 – 1924 гг.)”, в которой он рассуждал об устранении “той узости и неполноты человеческого существа, которые создают неравенство, разнородность и психическое разъединение людей”. Богданов также создал труд “Эмпириомонизм”, согласно которому мир есть единый организационный опыт, существующий в разных формах (наука, искусство и т. д.). А если это так, то и есть единый сверхметод постижения данного опыта, который позволит избавить людей от фетишей и извращений, блокирующих творческие познавательные способности. Для формирования этого метода Богданов создал новую науку – тектологию. Она должна была объединить, интегрировать все формы познания в форме творческого постижения единого опыта. Тектология должна была помочь решить основную задачу сверхистории – переход к коммунизму.

№31. В СССР в 20 – 30-е годы официальный марксизм был представлен двумя школами – механистами и диалектиками. Охарактеризуйте суть спора. Кто стал победителем и почему?

После смерти Ленина советские философы были втянуты в дискуссию, расколовшую единый лагерь марксистов на две непримиримые группы. Группа “механистов” возглавлялась Л.И. Аксельродом и А.К. Тимирязевым, а группа “диалектиков” – А.М. Дебориным, учеником Г.В. Плеханова. Дискуссия развернулась, прежде всего, относительно статуса марксистской философии. Если “механисты” настаивали на том, что философия не может существовать отдельно от выводов естественных наук, то “диалектики” защищали позицию, согласно которой марксистская философия имела самостоятельный статус и оригинальное содержание как теория и методология познания. Победителями из спора вышли “диалектики”. Дальнейшее развитие советской философии шло по пути унификации и политизации марксизма. В условиях жесткой цензуры все интеллектуальные усилия философов вынужденно сводились к оправданию и защите марксистского учения в чрезвычайно радикальной и революционной версии. Любые самостоятельные толкования, отличные от ленинской трактовки марксизма и вообще идеалистические философские системы не допускались и достаточно жестко пресекались.

№32. Охарактеризуйте сущность догматизированного марксизма.

Догматизированный марксизм это такя форма учения Маркса, которая как бы едина и неизменяема, так, например, Ленин критиковал тех, кто пытался понять марксизм «по-своему». После смерти Ленина марксизм в стране стал по-настоящему догматизированным. Так в условиях жесткой цензуры все интеллектуальные усилия философов вынужденно сводились к оправданию и защите марксистского учения в чрезвычайно радикальной и революционной версии. Любые самостоятельные толкования, отличные от ленинской трактовки марксизма и вообще идеалистические философские системы не допускались и достаточно жестко пресекались

№33. Что такое “Философский пароход”?

«Философский пароход» — собирательное название для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberbürgermeister Haken (29—30 сентября 1922 года) и Preussen (16—17 ноября 1922 года), доставивших из Петрограда в Штеттин (Германия) более 160 высланных из Советской России представителей интеллигенции, включая философов.

Операция советских властей по высылке за границу деятелей науки и культуры была произведена по инициативе В. И. Ленина в 1922—1923 годах в рамках борьбы с инакомыслием. Пароходные рейсы из Петрограда были не единственными: высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию.

Всем высылаемым разрешалось взять с собой лишь по двое кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека; все деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискаци.


№34. Выдающиеся мыслители советской философии. Заполните таблицу.

Представитель Основная идея Произведение
А.Ф. Лосев Социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все   «Философия, мифология, культура»
В.Ф. Асмус Основная идея Асмуса состояла в том, что национал-социалистические идеологи отбрасывают в творчестве Канта всё самое прогрессивное, всё самое ценное, пытаясь выхватывать из него отдельные урывки мысли, цитаты для того, чтобы скомпилировать какую-то фальшивку, которая могла бы в той или иной степени использоваться в пропаганде   Философия и эстетика русского символизма; Проблема интуиции в философии и математике: Очерк истории: XVII — начало XX в.
Э.В. Ильенков Э.В. Ильенков был представителем “умного материализма”, и потому ему никогда и ни в чем не был помехой “умный идеализм”. Его приверженность к марксизму творческому, не догматическому покоилась на добротном философском фундаменте идей Декарта, Спинозы, Гегеля – его любимых философских героев     «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса»; «Школа должна учить мыслить»; «Космология духа»
Ю.М. Лотман Организовал в городе Тарту беспрецедентные по научному уровню Летние школы по проблемам семиотики (1964, 1966, 1968, 1970, 1974 г.), а также наладил выпуск серии “Труды по знаковым системам”. Базовый тезис мыслителя – это положение о культуре как “совокупности всей ненаследственной информации и способах ее организации и хранения”     «Сотворение Карамзина»; Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века).

 


№35. Особый интерес представляет философия Московского методологического кружка (ММК). Данный кружок объединил множество талантливых исследователей, среди которых большую роль играли такие философы, как А.А. Зиновьев, Б.А. Грушин, М.К. Мамардашвили и Г.П. Щедровицкий.

 

Основателем ММК и главным “генератором идей” традиционно считают советского философа Георгия Петровича Щедровицкого (1929–1994 гг.).







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: