УГОЛОВНОЕ ПРАВО (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)
Задания для семинарских занятий для групп сНБз18-1, 2, 3, 5, 6
(летняя сессия 2020 – дистанционное обучение)
Календарный план семинарских занятий
№ темы | Название темы | Даты семинаров в группах* | ||||
18-1 | 18-2 | 18-3 | 18-5 | 18-6 | ||
11 | Соучастие в преступлении (1 час)** | 03.07 | 06.07 | 03.07 | 02.07 | 02.07 |
12 | Обстоятельства, исключающие преступность деяния (1 час) | 03.07 | 06.07 | 03.07 | 02.07 | 02.07 |
13 | Множественность преступлений (1 час) | 03.07 | 06.07 | 06.07 | 02.07 | 02.07 |
14 | Понятие и виды уголовных наказаний (1 час) | 03.07 | 06.07 | 06.07 | 02.07 | 02.07 |
15 | Назначение наказания (1 час) | 04.07 | 08.07 | 06.07 | 07.07 | 07.07 |
16 | Освобождение от уголовной ответственности и освобождение от наказания(1 час) | 04.07 | 08.07 | 06.07 | 07.07 | 07.07 |
17 | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (1 час) | 04.07 | 08.07 | 08.07 | 07.07 | 10.07 |
18 | Иные меры уголовно-правового характера (1 час) | 04.07 | 08.07 | 08.07 | 07.07 | 10.07 |
* В расписании могут быть изменения.
**1 академический час = 40 мин. онлайн занятия
Рекомендации по подготовке к семинарам
1. Семинары будут проходить на платформе Zoom в соответствии с расписанием онлайн-занятий (шахматка). Ссылки на конференции, в которых будут проходить семинары, с указанием даты и времени начала занятия будут направляться на электронную почту старостам групп.
Каждый студент должен зарегистрироваться в программе Zoom, используя подлинную фамилию и имя, т.к. студенты будут запускаться в конференцию по списку. На семинаре все должны использовать видеоизображение, чтобы можно было идентифицировать каждого студента и оценить его работу. Студент и обстановка вокруг должны быть приведены в надлежащий вид. Под рукой у студентов должны быть УК РФ и все ППВС РФ по теме семинара.
2. Задания для семинарских занятий по каждой теме включают теоретические вопросы и задачи. На семинаре студенты должны быть готовы ответить на любой вопрос и решить любую задачу. Если позволит время, студентам будут предложены тесты, а также дополнительные задачи по теме семинара для самостоятельного решения.
3. В текущую сессию студентов есть возможность получить экзамен «автоматом». Для этого необходимо посещать все онлайн занятия и работать на них — отвечать на теоретические вопросы, дополнять ответы других студентов, задавать им вопросы, решать задачи и тесты. По результатам работы на всех 4 семинарах (по 8 темам) будут подведены итоги и объявлены заработанные оценки. Тот, кто с оценкой не согласен, может сдавать экзамен в общем порядке.
ТЕМА 11. СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ (1 час)
Литература
1. О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 г. № 1. — СПС «КонсультантПлюс».
2. О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней): Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 12. — СПС «КонсультантПлюс».
3. Арутюнов А.А. Соучастие в преступлении [Электронный ресурс]/ Арутюнов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Статут, 2013.— 408 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29070.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. Безбородов Д.А. Соучастие в преступлении. Понятие, признаки и юридическая природа [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Безбородов Д.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014.— 90 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65530.html.— ЭБС «IPRbooks»
5. Данелян Р.С. Квалификация преступлений, совершенных в соучастии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Данелян Р.С.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский городской педагогический университет, 2012.— 108 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26500.html.— ЭБС «IPRbooks»
6. Козлов А.П. Соучастие: традиции и реальность. — Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2001. — 362 с.
7. Пинчук В.И. Соучастие в преступлении: учебное пособие. — Санкт-Петербург: С.-Петерб. юрид. ин-т Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2002. — 44 с.
8. Шатов С.А. Соучастие в преступлении [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шатов С.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2012.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18046.html.— ЭБС «IPRbooks»
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие соучастия в преступлении.
2. Формы соучастия.
3. Виды соучастия.
4. Виды соучастников.
5. Ответственность соучастников.
Практическое задание:
Решение задач:
1. К. и З. зимой в ночное время шли по улице. Когда они стали приближаться к идущему впереди них прохожему, который держал в руке «дипломат», К., ничего не сказав, быстро догнал его и ударил сзади ногой в голову, а после того как тот упал – схватил оброненный им «дипломат» и стал убегать. Увидев, что с головы потерпевшего слетела меховая шапка, находившейся неподалеку З. схватил ее и побежал вслед за К. Есть ли в действиях указанных лиц признаки соучастия? Ответ обоснуйте.
2. Л. - супруга Ш., решила до развода убить своего мужа из-за наследуемого имущества, для чего склонила к совершению преступления М. и Т. Она предложила им вознаграждение за убийство мужа, разработала план совершения преступления, обсудила с ними детали преступного посягательства, показала место, где предполагается совершить задуманное, отвела на чердак дома и передала им орудие убийства – нож. Под надуманным предлогом Л. заманила своего мужа в условленное место, где М. и Т., нанеся потерпевшему множество ударов обломком металлической трубы и ножом, убили его. Определите роли каждого из указанных в задаче лиц. Изменилось ли бы условие задачи, если бы Л. непосредственно приняла участие в убийстве своего мужа?
3. Л.во время распития спиртных напитков сообщил Ф. о том, что его сосед халатно относится к сохранности чужого имущества и хранит его в неприспособленном для этого месте. Воспользовавшись этой информацией, Ф. совместно с двумя другими лицами на следующий день похитил названное имущество и временно оставил его у Л., сообщив тому о совершенном преступлении. Есть ли в действиях указанных в задаче лиц признаки соучастия? Решите вопрос об ответственности Л. Изменилось бы решение задачи, если бы Л. заранее до хищения пообещал временно подержать имущество у себя.
4. Д. договорился с И. и С. о хищении имущества из квартиры своего знакомого А., сообщив при этом о возможном нахождении там крупной суммы денег и об отсутствии самого А., который уехал на дачу. Во время хищения Д. находился на балконе и наблюдал за окружающей обстановкой, обеспечивая тем самым безопасность. И. и С. в ходе поиска денег в квартире А. обнаружили пистолет и, не сообщив о своей находке Д., похитили его. После чего найденные деньги Д., И. и С. разделили между собой и скрылись. Определите форму соучастия и виды соучастников в преступлении. Решите вопрос об ответственности указанных в задаче лиц.
5. К. стал случайным свидетелем издевательства над несовершеннолетним М.со стороны его сверстников, выражавшегося в оскорблениях и ударах по лицу. К. отогнал их и посоветовал М., чтобы тот не давал в следующий раз себя в обиду, набраться смелости и «прикончить» любого, кто посмеет на него поднять руку или оскорбить. Через несколько дней М. убил одного из своих обидчиков, нанеся ему удар камнем по голове. Совершено ли указанное преступление в соучастии?
ТЕМА 12. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,