Взаимодействие субъектов бюджетного контроля

Бюджетный контроль – составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании

денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.

Субъекты бюджетного контроля – законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований.

Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов.

Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.

Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих бюджетный контроль, различают следующие его виды:

а)общегосударственный контроль – проводится органами государственной власти с целью обеспечения интересов государства по поступлению доходов и при распределении государственных средств;

б)ведомственный контроль – осуществляется контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

в)внутрихозяйственный контроль – проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций;

г)общественный контроль – осуществляется неправительственными организациями, объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

д)независимый контроль – проводится специальными органами аудиторскими фирмами и другими службами.

Основные направления контроля за доходами и расходами.

К основным направлениям контроля за доходами можно отнести:

1) сохранение, развитие и увеличение доходной базы бюджетов;

2) контроль и стадии развития и совершенствования доходов бюджетов.

К основным направлениям контроля за расходами можно отнести:

1) оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов;

2) осуществление бюджетного планирования в соответствии со стратегией соц.-экономического развития территории;

3) повышение эффективности реализации приоритетных нацпроектов;

4) внедрение, исполнение и контроль программно-целевого метода планирования.

Правовое регулирование контрольной деятельности.

Правовое регулирование можно охарактеризовать как процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения упомянутых участников в субъектов правовых отношений.

Правовое регулирование контрольной деятельности основывается на: ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля»; ФЗ от 08.11.2010 №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций»; ФЗ от

29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий» и другие.

Роль Федерального Казначейства в контроле за доходами.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской

Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как на него возложено исполнение бюджета, а также осуществляет управления доходами и расходами федерального бюджета, и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках.

Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений - также бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей.

Федеральное казначейство играет большую роль в организации и осуществления контроля за исполнением бюджета. Представляя интересы государства, органы Федерального Казначейства берут под контроль действия участников процесса исполнения бюджета. Они следят за целевым использованием бюджетных средств, выясняют обоснованность предназначаемых объемов финансирования. Поэтому исполнение бюджета через казначейскую систему, сегодня является важным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: