Лекция 1 Архитектура. Определение и основные понятия

Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры. Что же такое - АРХИТЕКТУРА?

Среда, окружающая человека, может быть естественной и искусственной. Искусственная среда может быть духовной и материальной. Материальная среда в свою очередь может быть предметной и пространственной.

Архитектура - это искусственная, материальная, пространственная среда и процесс её создания.

Именно в создании необходимой для существования человека искусственной материальной пространственной среды основное назначение архитектуры. Характер и степень комфортности этой среды определяются уровнем развития общества. Процесс создания этой среды, включает в себя две составляющие: архитектурное проектирование (АП) и строительство (С). Результатом такого процесса являются здания, имеющие внутреннее пространство, а также комплексы зданий и сооружений, организующие наружное пространство - улицы, площади, города.

Даже на ранних ступенях исторического развития естественный инстинкт заставлял человека стремиться повлиять на место, где проходила его жизнь, так, чтобы оно в наибольшей степени было благоприятно для жизненных процессов. С глубокой древности в сознание человека вошло так же понятие и о том, что удобство, рациональность сооружения, надежность его конструкций неразрывно связаны с чувством красоты. Это определяет архитектуру как соединение материальной и духовной деятельности человека.

Формула единства "пользы, прочности, красоты" была провозглашена ещё в I в. до н. э. древним теоретиком архитектуры Витрувием. Многие архитекторы последующего времени пытались улучшить или исправить эту формулировку, однако и сейчас изменить ее существенно никому не удалось. Можно только объяснить, например, что понятие "польза" включает функциональную целесообразность сооружения (Ф), "прочность" - долговечную надежность и устойчивость конструкций (К). Связанная с этими двумя свойствами "красота" должна обеспечивать эмоциональную выразительность, соответствующую назначению здания и месту его среди природы (Э).

Таким образом, сущность создания архитектурного сооружения, сущность архитектурного проектирования можно представить формулой:

АП=Ф+К+Э

Только в органическом единстве пользы, прочности и красоты создаются подлинные произведения. Односторонний подход - пренебрежение или резкое выделение только одной из сторон - функциональной, технической или эстетической - ведёт к разрыву этого единства, к искажению самого смысла архитектуры.

Рассмотрим составляющие архитектурного проектирования подробнее.

Функциональная целесообразность:

Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей. Появление тех или иных типов архитектурных сооружений всегда определялось политическим устройством страны, ее общественным укладом, идеологическими требованиями, бытовыми условиями, системой религиозных верований, народными традициями. В Древнем Риме, к примеру, строили так называемые базилики, являвшиеся зданиями административно-судебного назначения, грандиозные бани-термы. В средние века надобность в этих сооружениях отпала, и они уже не возводились. В феодальную эпоху основными видами монументальных зданий были замки, монастыри, городские соборы. В эпоху капитализма, в XIX веке, формируется новый тип здания - многоэтажный "доходный" дом, чаще всего с замкнутым в его пределах тесным двором-колодцем и т.д.

Надёжность и устойчивость конструкций.

Сооружения, как правило, строятся на долгое время. Естественно, что прочность и устойчивость являются важнейшими условиями длительного существования зданий, а они, в свою очередь, зависят от конструкций и применяемого в них строительного материала. История архитектуры свидетельствует о постоянном изменении строительных материалов и создаваемых из них конструкций. Эти изменения обусловливались развитием производительных сил и теми новыми задачами, которые выдвигала жизнь. В Греции классического периода стены и колонны сооружений возводили из мраморных блоков. В Риме, в императорское время, монументальные здания строились из обожженного кирпича в сочетании с бетоном. Кирпично-бетонные конструкции облегчали и удешевляли строительство и вместе с тем предоставляли архитекторам широчайшие композиционные возможности. Замки, соборы средних веков возводились целиком из камня, причем техника его обработки в то время достигла совершенства. В последующее время, в эпоху Возрождения, в XV-XVI веках в западноевропейском строительстве камень вытесняется кирпичом, который становится основным материалом и для кладки стен домов, и для возведения сводчато-купольных конструкций. Кирпич облицовывался снаружи или камнем, или штукатуркой. Наряду с кирпичными сводами для перекрытия помещений использовались и деревянные балки. Эта строительная техника принципиально не изменялась вплоть до конца XIX века. В наше время старые полукустарные методы постройки зданий сменились новой индустриальной техникой, техникой сборных, крупноэлементных конструкций

Эстетическая выразительность.

Художественная ценность архитектурных сооружений определяется решением внешнего и внутреннего облика зданий. Красота, выразительность облика должны присутствовать в каждом здании. Сооружение воспринимается постоянно теми, кто им пользуется, для кого оно предназначено и, кроме того, бесчисленным количеством людей, которые наблюдают его извне. Отсюда - и желание строителей всех эпох придать своим постройкам в той или иной мере привлекательный облик. В различные времена у разных народов существовали свои особые представления о красоте и художественной гармонии. Развивались и изменялись эстетические критерии и в области архитектуры. То, что казалось выразительным и красивым в строительстве древним грекам и римлянам, совершенно не было понято зодчими средних веков; строители эпохи Возрождения, в свою очередь, отвергали готику - архитектурный стиль предшествующего времени. Современная архитектура руководствуется совершенно иными, чем ранее, художественными представлениями. То, что нравилось строителям XIX века, сейчас нас уже не удовлетворяет. У людей нашего времени новые художественные идеалы и понятия о красоте и гармонии архитектурного стиля.

В процессе развития архитектуры в строительном деле происходили постоянные и столь же крупные изменения, как и в разработке типов зданий и их внутренней планировке. Функциональная, конструктивная, и художественная особенности архитектуры являются историческими категориями, изменявшимися в ходе исторического процесса и находившими свое реальное воплощение в том или ином архитектурном стиле.

Архитектурные стили многочисленны и многообразны. Они многообразны так же, как и создававшая их культура народов, как многолика та социальная среда, которая явилась для них почвой. Но в каждом архитектурном стиле присутствовали своя внутренняя логика и четкая система. Определить их - наша задача. Для того чтобы достигнуть наиболее полного результата, необходимо достаточно хорошо знать исторический материал, и не только архитектурный, художественный, но и социально-исторический, общекультурный. То, что заключено в этих лекциях, - лишь первый шаг к цели.

Архитектура - одновременно и техника и искусство. Проектирование и возведение зданий ведется на основе инженерно-технических знаний. Вместе с тем она является искусством, так как архитектор, проектируя будущее здание, мыслит художественными, эмоциональными образами.

Архитектура - это не только отдельные здания. Архитектура - это и города, с их улицами, площадями, садами, парками, водоемами, павильонами, мостиками, скульптурой. Планировка городов, населенных мест - особый раздел архитектуры, именуемый градостроительством.

Планировка и вся пространственная композиция садов, парков также составляет часть понятия "архитектура". Это - садово-парковая архитектура. В наших лекциях вопросы градостроения и паркостроения будут затронуты в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия общего процесса развития мировой архитектуры и её стилей.

Органическую часть архитектуры составляют интерьер и включаемое в него убранство. В интерьер нередко вводятся живопись, скульптура, изделия прикладного искусства. Интерьер в принципе должен стилистически и художественно соответствовать внешнему облику сооружения.

Образование и развитие архитектурных форм продолжается и в наши дни. Для того чтобы заглянуть в завтрашний день эволюции архитектуры, надо представлять весь исторический путь, пройденный ею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: