Лекция 11. Архитектура стран Западной Европы XIV-XV веков. Возрождение

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Рубеж XIV - XV веков в Западной Европе был отмечен возникновением нового архитектурного стиля - Возрождения (Ренессанса). В каждой из стран архитектура Возрождения возникла в результате сочетания местных традиций и привнесенных извне общих признаков стиля.

Эпоха Возрождения - период огромных экономических и социальных преобразований в жизни европейских государств, в значительной мере обусловленный перемещением торговых путей и созданием новых торговых и промышленных центров в связи с открытием Америки и укреплением турок на Балканах, - связана также с радикальными изменениями области идеологии и культуры.

Зарождающийся класс буржуазии стремится создать свою собственную идеологическую систему. Возникает новое направление в философии, науке, литературе, в том числе и архитектуре. За исходное начало берется античное наследие, последовательный рационализм которого соответствовал целям и представлениям молодого класса. Отсюда огромный интерес к античности, к древним произведениям искусства, архитектуры.

Но Возрождения античного наследия в точном смысле слова быть не могло, так как функциональные требования и типы зданий, а также конструкции были совсем другими. Могло быть Возрождение только архитектурно-декоративных тем и мотивов, ордерной системы и определенного круга пластических, декоративных деталей, т.к. отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным. Без воспитанного средневековьем совершенства строительной и художественной техники архитектура Возрождения и связанный с ней синтез искусств были бы невозможны. Кроме того, в первой половине XV века еще существовала византийская архитектура, и влияние её на итальянское строительство было существенным.

Появление нового стиля впервые именно в Италии объясняется тем, что в XIV -XV веках произошли существенные политические изменения, отразившиеся и на экономике европейских стран, и на развитии их народов.

Если до середины XV в. развитие промышленности и торговли способствовало расцвету городов, то во второй половине этого столетия начался экономический кризис, связанный с расширением Оттоманской империи, подчинившей себе всю восточную половину Средиземноморского бассейна и захватившей Константинополь.

Великие географические открытия повлияли на изменение традиционных путей мировой торговли. Итальянские города перестали играть роль посредника в международной торговле. Казалось бы, строительство в этих городах должно было приостановиться. Но, напротив, оно приобрело ещё больший размах.

Развитие архитектуры Возрождения в Италии может быть разделено на три этапа: ранний период - XV век, высокий период - первые три десятилетия XVI века и поздний - 1530 - 1580 годы.

Строительные приёмы и конструкции

Одним из основных моментов в архитектуре Возрождения был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, простую, экономичную, достаточно гибкую и во многом облегчавшую труд архитектора. Это была система сооружений с кирпичными стенами и сводами (коробовыми, крестовыми, сомкнутыми, парусными, сферическими, купольными), в которых отчасти применялось и дерево (балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш).

Кирпичные конструкции покрывались облицовкой штукатурной или каменной, в том числе мраморной. Эта облицовка прикрывала основную конструкцию и использовалась в качестве внешнего слоя, приобретающего подчас самостоятельную декоративно-пластическую роль. Средства орнаментально-декоративного порядка были в значительной мере общими для всех стран. Новая система впервые проявилась в Италии, где традиции кирпичной техники не угасали, особенно в северной части страны, а затем распространилась по всей Европе.

К числу главных, наиболее характерных мотивов архитектуры раннего Возрождения следует отнести: аркаду на небольших колонках; филёнки в рамках, заполненные симметричным акантовым орнаментом или же содержащие рельефную скульптуру; лопатки или пилястры с цепочным, канделябровым орнаментом. Часто применялись мотивы руста для обработки фасадных стен и большой вынос (выступ) сильно развитого венчающего карниза на фасадах зданий (в Италии).

В эпоху Возрождения в области искусств и архитектуры на первый план выдвигается творческая личность мастера-художника, мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи "Готики". В мировую историю архитектуры эпоха Возрождения вписала великие имена Брунеллески, Альберти, Браманте, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.

Строительству обычно предшествовало выполнение эскизов чертежей и почти обязательно - моделей. Среди архитекторов, предлагавших свои проекты, происходило активное соперничество.

В первом известном со времен Витрувия архитектурном трактате Леона Баттисты Альберти "Десять книг о зодчестве" (около 50-х годов XV в.) - литературном документе по вопросам европейского зодчества, настоящей строительной энциклопедии, говорится и о назначении моделирования для расчета необходимых затрат и ресурсов. "Определив по отдельным частям модели весь план здания, - писал Альберти, - следует посоветоваться об этом с людьми сведущими и прежде чем строить, хорошо будет не только выяснить, откуда возьмутся средства, но и заготовить заранее все остальное, необходимое для строительства".

Архитекторы эпохи Возрождения были знакомы со знаменитым трактатом Витрувия. В конце XV - начале XVI в. одно за другим вышло несколько изданий этого трактата на латинском языке.

Во имя своих эстетических идеалов заказчики (а то и сами архитекторы, если удавалось их убедить) нередко шли на большие затраты материалов, труда и денег. Например, вместо одной стены строили две: кирпичную, создающую конструктивное ядро, и каменную, необходимую для облицовки. Причем вторая, облицовочная, стена иногда достигала внушительных размеров.

Но в эпоху Возрождения тратили средства вовсе не безрассудно, напротив, их экономному расходованию придавали первостепенное значение. Применяя в лицевой части стены камень и кирпич, иногда внутренние части стен заполняли более дешёвым материалом. Сооружая вместо деревянных мостов каменные, люди шли на большие затраты во имя долговечности сооружений.

Здания и архитектурные комплексы

На протяжении веков в Италии выработался вполне определенный тип городского дома, прямоугольного в плане, с замкнутым, прямоугольным же, часто квадратным двором. Богатые семьи строят в центральной части города крупные дома подобной планировочной структуры - особняки дворцового типа - палаццо. Во Флоренции, Венеции и в Риме они - обычно трехэтажные, в многочисленных городах Северной Италии - как правило, двухэтажные. Здания эти имели кубическую форму, фасады отличались плоскостностью, они были лишены каких-либо выступов. Единую поверхность фасада, облицованного в богатых домах полностью или частично камнем, завершал сильно выдвинутый вперед карниз. Крыша при этом со стороны улицы не была видна. Кровли в южном солнечном климате Италии со сравнительно редкими дождями имели небольшой уклон, обычно в сторону двора, крылись они черепицей.

Лучшие образцы палаццо XV века сосредоточены во Флоренции.

Черты, характеризующие палаццо определяют облик большинства других сооружений этого типа. Даже в конце XV века во Флоренции создавались дворцовые сооружения с чертами почти крепостной замкнутости и суровости. Примером может служить известное палаццо Строцци, воспринимающееся в виде огромного куба, завершаемого карнизом большого выноса. Внутренний двор палаццо строг и монументален.

Наряду с суровыми дворцовыми сооружениями типа палаццо Строцци во Флоренции в середине XV века появляются здания с несколько иной системой обработки фасадов, которая строится на применении ордеров. Наиболее известным и показательным является палаццо Ручеллаи, построенное крупнейшим архитектором того времени Л.-Б. Альберти. На фасадах палаццо Ручеллаи во всех трех этажах применены ордера в виде пилястр, поддерживающих антаблементы. Рваный руст сменяется гладким рустом. Приём разделения, отдельных этажей был выражен посредством применения ордеров - различных в каждом из этажей. Прежде стрельчатые надоконные перемычки становятся строго полуциркульными. Правильное чередование пилястр и арок оконных проемов создает впечатление римской ордерной аркады.

В области церковного строительства архитектура Италии XV и XVI веков представляла собой поле борьбы и поисков в определении нового типа храмового здания. Архитекторы стремились утвердить и довести до конца выработку нового центрально-купольного сооружения, жизнь же, традиции отбрасывали их назад к постройкам базиликального типа.

Для разработки центрально-купольных сооружений имела определяющее значение постройка архитектором Ф. Брунеллески самого крупного в Италии и Европе купола - над флорентийским собором Санта Мариа дель Фиоре, равного по диаметру куполу античного римского Пантеона (42 м). Начало строительства собора - 1296 г. Но строительство купола в результате конкурса было поручено Брунеллески в 1420 г.

Конструктивные средства, примененные Брунеллески, были использованы позже во всех крупных соборах Европы XVII - XVIII веков. Разработка конструкции купола большого диаметра имела огромное значение для всего последующего развития архитектуры. Строительная техника, растерявшая за время раннего средневековья секреты созданий подобных конструкций, встала на твердые рельсы.

Но сила традиции была велика, и строительство купольных церквей не получило поддержки у духовенства. Практически дело ограничилось возведением небольших церквей-часовен. В 1429 году Брунеллески строит во дворе церкви Санта Кроче во Флоренции капеллу семьи Пацци - прямоугольную в плане с лоджией на фасаде и квадратным в плане алтарём.

Высокий Ренессанс - краткий отрезок времени в три десятилетия, от начала XVI века. Рим становится архитектурной столицей Италии, сохраняя эту роль на протяжении всех последующих столетий, фактически вплоть до нашей современности.

Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Анжело Браманте, приглашенный в 1499 году из Милана в Рим. Здесь он расширяет и перестраивает папский дворец Ватикан. Открытые просторные дворы, широкие лестницы, их соединявшие, - все ознаменовало собой переход на следующую, более высокую стадию развития архитектуры Возрождения, когда в ней появляются идеи представительности и величественности. Архитектура обретает черты подчеркнутой монументальности. Эти изменения проявились еще более определенно в культовой архитектуре. Браманте был создан проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения - собора св. Петра на месте обветшалой раннехристианской базилики. Подробнее…

После смерти Браманте руководство проектными и строительными работами перешло в руки других архитекторов. Зодчие, принужденные считаться с реально возведенными частями сооружения и под воздействием духовенства, стремились найти компромиссное решение плана: сохраняя основной квадрат здания, они пытались развить, удлинить входную, западную часть сооружения, что соответствовало бы архитектурным традициям. Добиться органичности решения было нелегко, каждый из вариантов имел уязвимые стороны. В 1546 году строительство перешло в руки Микеланджело, который разработал новый вариант проекта и практически завершил строительство собора.

Построенное здание представляло собой центрально-купольное сооружение, в своей плановой основе близкое к исходному проекту Браманте Микеланджело оценил по достоинству идею Браманте, он значительно упростил структуру плана, сделав его более компактным. Зодчий установил единую высоту всех частей храма, фасад оформил огромными коринфскими пилястрами, выше антаблемента создал аттик. Огромный купол вознесся над единым массивом основной части сооружения. Мелкие объёмы и членения, обильные декоративные мотивы отпали. Собор выиграл в единстве впечатления, сделался еще более монументальным и величавым. Замечателен изящный купол собора, барабан которого расчленён пилястрами коринфского ордера.

В последующее время сооружение не осталось в том виде, какой был придан ему Микеланджело. В начале XVII века архитектор К. Мадерна по настоянию духовенства значительно выдвинул вперед входную часть здания и переделал главный фасад (см. лекцию №12). В результате центральная часть здания с куполом как бы отошла назад, и последний, несмотря на свои огромные размеры, полностью обозревается лишь на большом удалении от сооружения.

В эпоху Возрождения строили много. Не только короли и крупные сеньоры хотели обладать особняками, построенными в новом изящном стиле, но и высшие должностные лица, купцы. Однако внутри укрепленных ограждений, оставшихся в большинстве городов ещё с былых времен, земля стала уже редка и дорога. В предместьях, за пределами городских стен, не строили. Возникла необходимость экономить городскую территорию. Поэтому строили главным образом в высоту, планируя "компактные" здания.

Вместе с возрождением многих идей античного искусства в эту эпоху вновь возникают теории "идеального" города, учитывающие, разумеется, новые общественные условия и социальные перемены.

Позднее Возрождение (1530 - 1580 гг.) - отнюдь не время упадка, это период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке, что передалось искусству и архитектуре. Архитектура этого времени сочетала две различные тенденции, которые, переплетаясь, дополняли друг друга. Первая связана была с дальнейшим ростом классицистических, академических настроений, вторая - с усилением признаков декоративизма.

Наиболее крупными зодчими этого времени были Джакомо Виньола и Андреа Палладио.

Виньола написал пользующийся мировой известностью и практически используемый вплоть до XX века трактат "Правила пяти ордеров", в котором изложена простейшая система построения ордеров, основанная на кратных числовых соотношениях. Одним из лучших его произведений является вилла папы Юлия III к северу от Рима. Подробнее…

Андреа Палладио - современник Виньолы, его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко за пределы Северной Италии. Работы Палладио характеризуют совершенство в построении ордера, прекрасная отработка деталей и особая пластичность, мягкость всех элементов архитектуры.

Наиболее известная вилла Палладио - вилла Ротонда. План её квадратный. Четыре идентичных фасада наделены колонными портиками с фронтонами. Здание увенчано плоским куполом, его центрирующим. Как всегда у Палладио, в этом сооружении пленяет изумительная гармоничность пропорций.

Творчество Палладио оказало огромное воздействие на мировую архитектуру, прежде всего на архитектуру классицизма второй половины XVIII и первой половины XIX века.

Архитектура итальянского Возрождения, составляющая первый этап в развитии западноевропейской архитектуры позднего средневековья и нового времени, в значительной мере повлияла на архитектуру Франции и других европейских стран.

Архитектура Возрождения во Франции запаздывает по сравнению с Италией на целое столетие - признаки этого стиля отмечаются здесь лишь в начале XVI века, что объясняется устойчивостью в стране феодализма, а также исключительно широким развитием в строительстве готической системы.

Архитектурный стиль Возрождения в Англии отмечается лишь с середины XVI века, что по сравнению с Италией позднее на целых 150 лет, а с Францией - на полстолетия. Возникнув поздно, Ренессанс в Англии задержался до середины XVII века - периода английской промышленной революции. Тематически монументальное строительство этого времени в Англии близко к французскому. В основном это замки аристократии, королевские дворцовые сооружения, отчасти - городские жилые дома и общественные здания.

Особенности и достижения архитектуры эпохи Возрождения

1. Архитектура Возрождения означала новую стадию в развитии мировой архитектуры. Изменилась тематика в сторону увеличения масштабов гражданского, светского строительства. Иной характер приобретают культовые сооружения.

2. Стремление зодчих XV - XVI веков вывести архитектуру на путь следования античным приемам и формам ограничилось воспроизведением в общем характере ордерных средств и связанных с ними декоративных элементов.

3. Особенности стиля Возрождения во многом связаны с национальными особенностями архитектуры (каждая из европейских стран, подобно Италии, имела национальные черты архитектуры), но среди них могут быть выделены главные, сохраняющие своё значение в архитектуре всех стран; это - симметрия композиции, деление здания посредством горизонтальных тяг на этажи, четкий метрический порядок в размещении оконных проемов и архитектурных деталей - распределение их на равных расстояниях друг от друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: