Лекция 10. Готическая архитектура XI - XV вв

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Важнейшей причиной формирования готического стиля явились кардинальные изменения в структуре средневекового общества второй половины XII: началось формирования централизованных государств, росли и укреплялись города. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Готическая архитектура возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход её на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в основном в одних и тех же социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приёмы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.

Строительные приёмы и конструкции

В эпоху готики задача строительства гигантских храмов для сильно выросших городов потребовала радикального усовершенствования конструкции.

Следовало разработать оптимальный вариант такой конструктивной системы, которая давала бы возможность осуществлять с наименьшей затратой строительных материалов и рабочей силы строительство обширных и величественных храмов. Система эта должна была быть прочна и устойчива. Многого уже добились, совершенствуя каменную конструкцию, романские строители.

Готические строители отказываются от массивных конструкций романской эпохи и переходят к принципу каркасности. Задачу эту начинают решать с наиболее сложного, трудно исполнимого, ключевого элемента - свода, и, прежде всего свода центрального нефа, имевшего наибольший пролёт. Новый толчок в развитии строительных конструкций дали крестовые походы (XI - XII вв.), которые позволили европейцам познакомиться с достижениями и приёмами восточной архитектуры. Готические строители смело вводят стрельчатую арку (она уже начала применяться до этого клюнийскими строителями, воспринявшими её с Востока).

Стрельчатая форма давала также возможность сохранить характер кривой по всей высоте арки, что облегчало вытёсывание камней. Арочные грани-рёбра свода вырабатывались как элементы каркаса. Эти нервюры по существу образовывали конструктивную статически-напряженную каркасную сетку. Именно они принимали на себя нагрузку от тонких плит, на них накладывавшихся и образовывавших поверхность свода, и они же (нервюры) передавали эту нагрузку на опорные точки - столбы (пилоны). Стены в готических соборах между пилонами ликвидируются и заменяются огромными оконными проёмами. При такой каркасной системе места приложения сил и опорные точки надлежало всемерно укрепить. В связи с этим приобретают особую роль контрфорсы, для большей устойчивости которых им придавали уступчатую форму и нагружали декоративными башнями - пинаклями.

В готической архитектуре появляются так называемые аркбутаны, являвшиеся важнейшим элементом в общей системе равновесия здания.

Таким образом, готические мастера создали качественно новую каркасную систему, которая позволила предельно облегчить здание, добиться минимальной толщины конструктивных элементов. Основными элементами готической конструкции являются: внутренние колонны чрезвычайно ограниченного сечения - пилоны, нервюры сводов, аркбутаны, контрфорсы и оконные простенки минимального сечения. Конструкция здания приобрела скелетный каркасный характер.

Единственной массивной частью храмового готического здания (собора) являлся главный фасад. В большинстве случаев, прежде всего во французской архитектуре, явившей поистине классические образцы готического стиля, на главном фасаде располагались две огромные массивные башни, ограничивавшие по сторонам центральное поле этого фасада. В романских храмах часто можно было наблюдать четыре башни, расположенные попарно и, кроме того, пятую, самую большую, массивную башню, заменяющую купол. В готических церквах сохраняются только две башни - на главном фасаде, причем они сильно увеличиваются в размерах. Башня на средокрестье превращается в тонкий шпиль.

В романской архитектуре активную роль играло скульптурное убранство. Круглая и рельефная скульптура, архитектурная орнаментация применялись во многих сооружениях. Внутри сооружений использовались и настенные росписи. В готических сооружениях монументальная скульптура приобретает особенное развитие, хотя в большинстве крупных соборов возможности её применения были ограничены из-за каркасной структуры сооружений. Преимущественным местом её расположения были массивы стены западной, входной части здания (главный фасад, порталы, башни). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Фресковые росписи из-за той же каркасности конструкций используются всё реже, и ведущая роль переходит к витражам, порой огромных размеров и необычайно выразительных по рисунку и колориту.

В эпоху готики строили много соборов. Вслед за расходами на войну строительство соборов было самым дорогостоящим занятием того времени.

Архитекторы соборов были выходцами из мирского населения, выбор архитектора, по крайней мере, в XIV и XV вв., осуществлялся путём конкурса.

На протяжении средневековья единственным (не считая знаний, почерпнутых в практической работе) источником строительного искусства была та наука, которую зрелые мастера постепенно передавали своим наследникам.

В готической архитектуре возведению здания обычно предшествовал проект, который представлял собой чертежи, выполненные на больших листах пергамента. На чертежах сравнительно точно были определены основные конструктивные и архитектурные элементы здания.

Строительству в готический период весьма препятствовали трудности, связанные с транспортировкой материалов.

Изыскивались пути строительства с возможно меньшей затратой материалов, комбинация масс заменялась искусной конструкцией.

Готическим мастерам удалось создать совершенные технические методы возведения зданий.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие соборы романской эпохи. Они поражают своим величием даже человека, знакомого с успехами современной строительной техники.

Здания и архитектурные комплексы

Ведущая роль в развитии готической архитектуры Европы принадлежала Франции. Крупнейшим памятником ранней французской готики является собор Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери; вторая половина XII - первая половина XIII в). Подробнее…

XIII век - время расцвета и наиболее ярких проявлений готического зодчества. К нему относятся прославленные соборы Реймса, Амьена и других городов. Реймский собор (1212 - 1311 гг.) строился 100 лет.

Особую роль в общей системе готического интерьера играют витражи. Отсутствие больших поверхностей стен делало невозможным применение фресок или мозаик. Огромные оконные проёмы, простирающиеся от опоры до опоры, покрывались яркими многоцветными композициями.

Чрезвычайно интересна капелла Сен-Шапель на острове Ситэ в Париже, входившая в свое время в состав королевского дворца Людовика IX (1243 - 1248 гг.).

Поздняя готика относится к XIV - XV векам, её называют иногда "пламенеющей", так как приобретающие усложненный характер декоративные формы, переплеты окон и другие включают тяги, стержни, нередко изгибающиеся причудливо, наподобие языков пламени. Очень часто в этом стиле выполнялись пристройки к зданиям или отдельные элементы, ранее остававшиеся невыполненными (башня Руанского собора и проч.).

Примером крупного феодального замка времени готики может служить замок Куси (1220 - 1230), основным ядром которого, как и в более ранних замках, являлся донжон.

Строительство замков с конца XIII века сократилось. В результате усиления в стране королевской власти новые замки могли строиться лишь по разрешению короля. В XIV веке замки возводят, как правило, лишь король и его приближенные. Кроме того, меняется и сам тип сооружения. Начинают строиться парадно-увеселительные, охотничьи замки. Внутренние помещения в них отделываются с учетом как художественно-эстетических требований, так и удобства.

В противоположность замкам, городское строительство приобретает с течением времени всё большие масштабы и значение.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы.

В центре города строились главный собор и здание городского самоуправления - ратуша, являвшиеся в системе застройки основными акцентами планировки.

Городской собор был не только самой крупной церковью города, но и его общественным центром.

Башнеобразные постройки, высокие крыши, стрельчатые арки въездных ворот и большого окна в центральной части фасада, скульптура, орнаментация - все это является характерными элементами готического зодчества.

Готическая архитектура Германии создала также значительные соборы. Но вследствие политической раздробленности страны процесс складывания готического стиля здесь запаздывает и в целом готика в Германии не дает столь четкой картины, как во Франции. Основные готические соборы Германии начинают строиться в XIII столетии.

Значительный вклад в готическую культовую архитектуру внесла Австрия. Центральный средневековый памятник Вены - собор св. Стефана принадлежит к числу крупнейших готических храмов Западной Европы XIII - XV веков. Собор построен по "зальной системе", все его нефы равны по высоте, главный фасад включает одну башню огромных размеров.

К XIV веку относится подъем строительной деятельности в Чехии. Именно в это время в Праге был сооружен огромный собор св. Вита - центральный храм всей Чехии, (начало строительства - 1344 г.).

Готическая архитектура в Англии охватывает период XII - XV вв. Целиком построенных в готических формах соборов здесь относительно немного, так как до этого в стране были сооружены очень крупные романские храмы, которые были достаточны для сравнительно немногочисленного населения городов.

Особый характер стиля носит итальянская готика. В этой стране, как уже отмечалось, всегда были сильны традиции кирпичной архитектуры и, наоборот, сравнительно слабо применялись каменные конструкции.

Одним из значительных гражданских сооружений периода готики является знаменитое палаццо Дукале (дворец Дожей) в Венеции (начат в 1309 г.).

Архитектура здания строится на сильном контрасте "прозрачных" двух нижних этажей и верхнего массивного яруса. Декоративные средства очень ограничены. Обращает на себя внимание, тонко разработанное сплетение арочных увенчаний галереи второго этажа. Сходно решены завершения окон третьего этажа. Тонко нарисован зубчатый парапет, увенчивающий здание.

Готика распространилась на все европейские страны. Памятники готики сохранились и в пределах прибалтийских республик - культовые, общественные и жилые здания. В Прибалтике, как и в северных странах Западной Европы - Голландии, Дании, Северной Германии, распространена была кирпичная архитектура. Значительные памятники кирпичной готики находятся в Латвии и Эстонии.

Особенности и достижения Готической архитектуры

1. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка.

2. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий.

3. Особое место в искусстве готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

4. Смелая и сложная каркасная конструкция соборов эпохи готики позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, намного увеличить внутреннее пространство. Применение стрельчатых сводов на рёбрах с облегченной оболочкой самого свода значительно снизило его массу; внутренние столбы готических соборов несут главным образом вертикальную нагрузку, а большая часть распора сводов передается на контрфорсы. Все это предопределило экономичность готических сооружений, если сравнивать их (в принципе) с сооружениями предшествующей романской эпохи.

5. Готическая архитектура была архитектурой общества, которое стремилось к созданию грандиозных сооружений, обладая ограниченными средствами. Для того чтобы согласовать между собой желания и возможности, приходилось быть изобретательными. Мастерам готического периода удалось изобрести остроумные методы строительства. Развивая достижения романского периода, строители готических сооружений искали более совершенные методы возведения зданий, позволяющие облегчить конструкцию и экономно расходовать материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: