Культура литовско – польского времени: борьба православья и католицизма как ситуация культурного выбора

Українці, постійно перебуваючи під владою чужоземних держав, зазнавали асиміляційного тиску з боку панівної культури. Безпосереднє сусідство з католиками-поляками призвело до гострої релігійної та культурної боротьби українців і поляків.

Православна релігія була поставлена в складні умови. Православні ієрархи замінювалися уніатськими, у монастирів відбиралися маєтності, а самі вони перетворювалися на уніатські. Православні купці, ремісники та шляхтичі обмежувалися в правах.

Борьба православия против Католицизма

Не все шло гладко, как того хотелось польскому королю и католическим иерархам. Их намерения и действия не остались безответными. Значительная часть православного духовенства и монахов остались верными своей религии. В ответ на усиление террора, насилия и лингвоцида нашлись патриоты, которые решительно выступили против, ведя за собой огромную массу мирян. Видя предательства некоторых высших сановников, они взяли инициативу в свои руки и возглавили борьбу за права своего народа и интересы православной церкви, стали организовывать из патриотически настроенных монахов и мирян религиозно-просветительные братства при православных церквях и монастырях. По структуре эти братства напоминали средневековые ремесленные цеха, имели свой устав и правила поведения. Прикрываясь просветительной миссией, открывали церковноприходские школы, сплачивали вокруг себя православных христиан. Братства организовали печатание небольших книг, брошюр и букварей. В открытых ими школа обучали детей начальной грамоте и воспитывали их в духе требований православной веры. Одним из таких общественно-религиозных обществ надо считать Львовское успенское ставропигийское братство, открытое в 1586 году. Весть об этом разлилась по всем землям бывшего Галицко-Волынского княжества. По примеру Львовского, вскоре братства открываются в Рогатине, Дрогобыче, Перемышле, Галиче, Луцке. В 1615 году было открыто братство в Киеве. Одним из организаторов его был винницкий церковный деятель Исайя Копинский (?-1640), ярый противник Брестской унии и сторонник воссоединения Украины с Россией. Братства привлекли на свою сторону много православных шляхтичей, крестьян, городских мещан, но самое главное - все Запорожское казачество во главе с гетманом Петром Сагайдачным.

Просветительская деятельность братств и братских школ

В условиях сравнительного демократизма и правопорядка Великого княжества Литовского деятельность этих православных братств получила широкое распространение. Братства основывали церковные школы, типографии, храмы и монастыри с правом патроната над ними. В братских школах вначале преподают греческий и славянский языки, но затем включают в состав преподавания латинский и польский. Утверждается особая должность проповедника. Проповедниками могут быть и учащиеся, и светские ученые люди, как это было в древней Церкви. Эти братства занимались преимущественно благотворительной деятельностью — учреждали госпитали, школы и богадельни. Впоследствии братчики начинают заботиться и о духовном просвещении — в круг своих занятий вводят изучение Библии, занимаются издательской деятельностью, религиозным воспитанием.

Надо отметить, что уже в этот период отдельные братства выходят за строго канонические уставные рамки и возлагают на себя "бремена неудобоносимые". Ревнуя не по разуму о благе Церкви, как они его понимают, братства стремятся к контролю над православными убеждениями и поведением не только сочленов, но и людей посторонних, не только мирян, но и епископов. Это вызывает недовольство защитников иерархического принципа как среди православных, так и среди католиков и униатов: они обвиняют братства в превышении их прав и полномочий.

С вхождением западной Руси в состав Московского централизованного государства в XVIII веке политическое значение православных братств пошло на убыль. Заметно уменьшилось и значение организованных братствами духовно-просветительских школ и учреждений. Братства в больших городах исчезают.

Возрождение православных братств в России произошло в 60-е годы XIX столетия — в "эпоху великих реформ" — и было вызвано к жизни социально-общественными преобразованиями: отменой крепостного права (1861), судебной и земской реформами. Тогдашняя "перестройка", естественно, не могла пройти бесследно для церковной жизни. Состоялись съезды духовенства, было учреждено "Присутствие по делам православного духовенства”, изданы новые законы о братствах и попечительствах, преобразованы духовно-учебные заведения.

Всему этому предшествовали преобразования в церковной жизни, осуществленные святителем Филаретом Дроздовым, митрополитом Московским (1782-1867). В 1852 году митрополит Филарет составил "Правила благоустройства монашеских братств в Москве", которые по решению Синода были введены в употребление в московских епархиальных монастырях.

В 1862 году в Киеве по инициативе митрополита Арсения Москвина (1860-1876) был выработан проект устава для учреждения православных братств. 30 апреля 1864 года министр внутренних дел внес в комитет министров записку с правилами для учреждения православных братств.

Ко второй половине прошлого столетия относится интенсивный рост православных братств почти во всех епархиях России. К началу 1893 года насчитывалось 159 братств, объединявших около сорока тысяч членов ("братчиков"). Все эти братства можно разделить на 4 группы: (1) религиозно-нравственные, (2) миссионерские (противораскольничьи, противосектантские), (3) благотворительные (в их ведении были различные богадельни), (4) церковно-благоустроительные (заботились о благолепии, благоустройстве, реставрации старых и построении новых храмов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: