1. Особенности развития украинской культуры в 13-15 в..
2. Развитие науки и образования.
3. Развитие книжного дела.
4. Архитектура и изобразительное искусство.
Граф логической структуры
Жанры: летопись, сказки, новеллы, легенды, притчи, пословицы,
Поговорки, обрядовые песни
3.Источники информации:
1. Качановський В.В. История культуры Западной Европы. - Минск; Екоперспектива, 1998 - С. 68-95.
2. История мировой культуры. - К. Лыбидь.1994 - С. 225-238.
1994 - С. 15-52.
3. История украинской культуры\ За ред. І. Крипяковича, - К. Лыбидь, 1994 - С. 15-52.
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей учебы.
Тест 1.В Галицко-волынском княжестве была основана собственная митрополия с кафедрами:
А. в Перемишле;
В. во Владимире;
С. в Луцке;
Д. в Холме и Туру;
Е. все верно.
Тест 2. Какое время можно считать наиболее трагическим в истории Киевской Руси?
А. 1223-1233;
В. 1323-1350;
С. 1225-1450;
Д. 1235-1245;
Е. 1237-1240.
Тест 3.Под чьим контролем находилась русская митрополия?
А. Русского митрополита;
В. Крымского ханства;
С. Константинополя;
Д. Турции;
Е.Козацтва.
Тест 4.Какой жанр литературы является самым распространенным жанром 13в.?
А. историографии;
В. рулевые книги;
С. летописи;
Д. сборники слов;
Е. торжесвеники.
Котроткие методические указания к работе на практическом занятии
Форма проведения занятия - двухчасовый семинар. Занятие проводится в соответствии с технологической картой. В начале занятия четко ставится проблемный вопрос относительно существования разных составляющих возникновения и дальнейшего развития украинской культуры.
Основой учебы является работа в соответствии с планом семинарского занятия.
Докладчики делают сообщение по теоретическим вопросам, содокладчики - дополняют, уточняют, анализируют сообщение, оппоненты - задают дополнительные вопросы. После рассмотрения теоретического вопроса, делаются выводы. Преподаватель, анализируя выступления, корректирует и уточняет их, указывает на ошибки в ответах.
Для закрепления полученных знаний проводится итоговый тестовый контроль.
В конце занятия подводятся итоги.
Тема 4.Развитие украинской культуры в условиях национально-освободительного движения (XVI - XVIIIст.)
Актуальность темы. Не принимая во внимание национально-освободительное движение украинского народа, ему удалось сохранить развитую материальную и духовную культуру, стал возможный подъем украинской культуры и культурное возрождение в 19 в. Важную роль в развитии украинской культуры этого периода играла позиция социальной элиты. Само казачество подхватило традицию национальной государственности: выступило в качестве защитника православной церкви, украинского языка. Невзирая на неблагоприятные условия, в частности, национальное притеснение, наблюдается активное и многогранное развитие культуры Украины.
Цели учебы:
Общая:
- уметь определять активное и многогранное развитие украинской культуры, невзирая на национальное притеснение.
Конкретные: уметь
1) довести предпосылки культурного поднесения в 16 в.;
2) показать культурную роль изобретения И. Гуттенберга, как предпосылки развития книжного дела в Европе и Украине;
3) показать производство книг на Украине в связи с развитием книгопечатания, литературы, образования;
4) Идеи Пантеизма в философии, антропоцентризму в искусстве, отказ от схоластики в науке- как источник формирования украинской культуры
Содержание учебы в соответствии с целями