До Мольера жанр комедии во Франции, да и вообще в Европе считался низким, неудивительно, что казалось бы способный и образованный Жан-Батист Поклен оскорбил своим выбором судьбы актёра своих родителей.
Именно это решения заставило его стать комедиографом, ибо с 1650 года, когда он возглавил свою труппу он начал писать свои комедии. Нужно это было для того, чтобы расширять репертуар постоянно находящейся в разъездах труппы. Ранние комедии Мольера богаты фарсом, т.е. описания в комичном свете каких-либо бытовых ситуаций, связано это было с тем, что на тот момент зрителями Мольера были простолюдины. В этих сюжетах было много характеров взятых из жизни, постоянно поддерживаемая интрига и импровизация актёров.
В 1658 году, труппа Мольера прибывает в Париж. Перед королём Людовиком 14 его труппа исполняет комедию, которая поражает короля, отчего она становится под его покровительство. Король видел в Мольере талантливого комедиографа, который в короткий срок мог написать и подготовить со своей труппой достойную показа при дворе комедию. Но у Мольера были недоброжелатели, этакие снобы, которые как и его отец считали комедию недостойным жанром.
Новаторством Мольера в комедии явилось создание жанра комедии балета. Такой жанр был очень зрелищен, ибо он сочетал в себе драматургию, музыку и танец. Такое новшество современники оценили, да и такой стиль появился и в других литературных родах, так появились опера, трагедия в музыка ну и комические оперы.
Яркой комедией Мольера является “Смешные жеманницы”. Самому Жану-Батисту не были приятны снобы, которые ставят себя чересчур манерными, поэтому они и высмеяны в этой комедии. Персонажи Като и Мадлон как раз-таки и являются такими прециозными личностями. Отчасти их желания можно понять, ибо патриархальность общества, где брак - сделка, не очень приятна для прогрессивных людей. Для отхода и отвлечения от требований их родителя эти девушки углубляются в прочтение романов, где воспевается свобода отношений мужчины и женщины, но они воспринимают это слишком близко, начиная вести себя так же “надменно”, как и девушки этих романов. Ситуация усугубляется ещё и тем, что это провинциальные девушки, прибывшие в Париж, получается, что они строят из себя хрен пойми что.
Получается, что Мольер жанром комедии начал вводить некую правду жизни, что похоже и явилось его новаторством. Он стремился описать потребности и желательные поступки прогрессивного человека, который прислушивался бы в своём развитии к голосу разума, а не бездумно бы всё впитывал, как жеманницы. Так Мольер ещё и ввёл комедию в арсенал классицизма, где через призму насмешки внедряются благие мысли при помощи некоего контраста.
Драматургия Лопе де Вега: эстетические взгляды, обзор творческого наследия, пьесы “Овечий источник…”, “Собака на сене”, “Дурочка”.
Можно говорить о том, что драматургия Лопе де Веги разнообразна, её сюжеты могут содержать, испанские романсы, итальянские новеллы, Библейские сюжеты, рассказы путешественников и прочее. Это говорит о том, что Лопе - разносторонний и любознательный человек, который при помощи этих сюжетов пытался историю человечества сопоставить с политической ситуацией, происходящей в то время в Испании.
Сам Лопе характеризовал своё творчество так, что в основу построения композиции какого-либо произведения должны идти не какие-либо устоявшиеся правила, но стремление драматурга угодить широкому кругу зрителей. То есть не зритель должен подстраиваться под правила построения произведения, но правила построения произведения должны подстраиваться под зрителя.
При этом драматург не брезговал обращениями с помощью к древним драматургам, но мы все знаем, что те пытались создать некую науку театра, поэтому Лопе брал у них обращение к природе, как творящему и правильному началу (можно вспомнить мифологическое сознание), но при этом отказываясь от всего сверхъестественного и мистицичного.
Творчество Лопе было направлено на широкую публику, среди которой были простолюдины (Эразм, та самая Глупость), поэтому произведения были просты и отчасти жизнерадостны (радость жителей Овечьего источника при изгнании командора), что вписывалось в Ренессансную эпоху.
При этом произведения Лопе характеризуются принятием прав человека, независимо от того к какому сословию он принадлежит. Если вспомнить “Овечий источник”, то здесь показана борьба простых людей за своё нормальное существование, которое омрачается появлением похотливого командора. У людей есть самосознание, отчасти это можно трактовать и политически - в это время Испания становится сильным государством и испанцы начинают себя уважать, поэтому они не позволяют кому-либо ущемлять свои права. Также стоит сказать, что персонажи у Лопе, те которые простолюдины, не глупы, они способны размышлять о хороших вещах (размышления Менго о любви), да и само их самосознание говорит об их умственных способностях. Эти люди отличны от аристократии лишь тем, что их мировосприятие создано тесным контактом с природой, которая наверняка будет почище, чем воспитание в царских домах.






