Вольтер: обзор творческого наследия, роль в развитии мировой философской мысли, социальные взгляды

Вольтер был довольно-так радикальным хулителем развращённой власти, началось всё в 1718 году, когда его впервые закрыли в Бастилию по неоправданному обвинению в сочинении памфлета на регента Филиппа Орлеанского. Также Вольтер критически относился к католической церкви, которая в своих интересах могла использовать любые средства для обвинения человека. Так в 1670-х годах церковь выдвинула ложное обвинение протестанту Жану Каласу. Из этого человека пытками вытаскивали признание, на суде привлекались лжесвидетели, но Жан так и не признал свою вину, но это не помешало вынести приговор - казнь. С произволом решил разобраться Вольтер. Долгое время он занимался сбором фактов и добивался пересмотра дела, плодами чего явилась реабилитация семьи Калас.

По своим философским взглядам Вольтер был агностиком, но вместе с этим он отрицал существование бессмертной и нематериальной души. Также в своём труде “Трактат о метафизике” Вольтер приводил pros and cons существования бога, при этом выводя несостоятельность того и другого и не вынося окончательного вердикта. Этот человек был классицистом, поэтому он отрицал любые религиозные догмы, которые по своему определению отбрасывают любую их умственную обработку. При этом критику религии он позволял лишь просвещённой элите, простым людям нужна умеренная религия, которая будет служить созданием моральных устоев человека.


 


Дени Дидро: эстетические взгляды, повесть “Монахиня” (исповедь как новый жанр светской литературы, разоблачение института монашества), романы “Племянник Рамо” (тема соотношения гениальности и зла, специфика формы - диалог), “Жак-фаталист и его хозяин”.

Одним из крупнейших достижений Дидро является объединение сильнейших учёных того времени, для создания 35-томной Энциклопедии”. В создании этого труда принимали участие философы и учёные самых разных областей. Цель этого труда было создание в разумах людей реалистичной, материалистичной картины мира - освобождение человеческого разума от религиозных догматов. Из-за этого создание Энциклопедии было нелегальным. Сам Дидро создал в этом труде огромное количество статей, которые пересекались с его мировоззрением - Дидро был материалистом, поэтому он считал, что кроме материи ничего не существует. Из этого он выводил, что материя познаваема, а мораль он воспринимал как социальную категорию, которая зависит лишь от общества. Атеизм Дидро выходил из его материалистических взглядов на мир, такой человек просто не мог быть верующим, но его атеизм был не радикален, но последователен. Церковь же в его восприятии была институтом, затуманивающим сознание людей, отчасти их порабощающим.

Романы диалоги Дидро наверное являются плодом его воззрения - основой красоты искусства он считал гармоничное подражание жизни, изображение жизненной правды, в то время как именно диалог заставляет людей приводить свои мнения и обсуждать их, Сократ ещё говорил про то, что истина рождается в споре. Само же подражание жизни как раз-таки и заключается в ярком, но гармоничном воссоздании жизненных ситуаций, различных явлений действительности. По этому диалогу можно говорить о том, что Дидро стал ещё более прогрессивным человеком, он ушёл дальше, чем классицизм. Персонаж Рамо вынужден гнуться и унижать себя перед сильными мира сего для простого прокормления себя, из этого сам Рамо выводит идею того, что в обществе того времени один класс поглощает другой, что останавливает дальнейшее развитие человеческого общества. При этом Дидро сделал Рамо признающим свои пороки и свою низость, но заставил персонажа мириться с этим и даже восхвалять это, что уже говорит о том, что современное общество, современный его уклад развращает людей просто для того, чтобы они могли существовать.

Если же вспомнить “Монахиню”, то её жанр - исповедь, он отчасти может напомнить дневник, такая книжица, в которой записываются события произошедшие в действительности, и очень странно было бы, если человек записывал бы в дневник неправду. Получается, что “Монахиня” Дидро как раз-таки и соответствует его мысли о том, что красота искусства - сбалансированное подражание жизни. Сюзанна пишет в своей исповеди всё, что с ней произошло без утаивания каких-либо фактов, изображает её жизнь такой, какая она была, разве это не сбалансированное изображение жизни? Также в начале произведения очень ярко просвечивает неприязнь Дидро к церкви, да и матерью Сюзанны изображён человек, который впал в рабство церкви.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: