Драматургия П. Кальдерона в контексте художественных исканий барокко (“Жизнь (есть) сон”, “Поклонение кресту”)

Вряд ли у меня получится сказать за всё барокко в этих двух произведениях Калдерона, скажу лишь то, что знаю.

Во всяком случае “Жизнь есть сон” точно больше, чем просто барокко. Да, черты барокко здесь бесспорно есть - вычурный сюжет, в котором Росаура, рождённая незаконно, ищущая своего отца по наущению матери, причём мать не сказала, как зовут отца; извращения короля Басилио с предсказаниями о рождении его сына и заточение его в башне с момента рождения. Уже, кстати, в этом сюжете присутствует расщепление эпох:

● Здесь можно увидеть нарушение принципов гуманизма, по которым недопустимо сотворение из человека зверя, каковым по воле отца стал Сехисмундо. При этом при обстоятельствах в Сехисмундо есть и гуманизм, он обретает друзей в лице Росауры, за которых готов стоять горой;

● Бесспроно классицистические идеи преследовал Басилио - желая защитить своё государство от тирана, он плюнул на гуманизм и заточил своего сына в темнице. Также его классицизм может проявляться в том, что он желал сохранить трон за своей династией, дав Сехисмундо шанс на правление;

● Сентиментализм. Он здесь есть, ведь Сехисмундо воспринимает не как какая-то личность, но как “комок чувств”, из-за этих чувств он и совершает свои порой недостойные, порой прекрасные поступки.


 


Д. Мильтон “Потерянный рай”: религиозные искания и концепция человека. Обзор творческого наследия Мильтона.

Бросается в глаза то, что Сатана, описанный Мильтонов, в отличие от библейского Лукавого, - довольно-таки колоритная личность. И ведь действительно, надо обладать не слабой харизмой и силой воли, чтобы не только самому пойти против создателя мира но повести за собой огромное количество подобных созданных Им. В этом уже проявляется отличие произведения Мильтона от традиционных христианских догматов.

Вообще “Потерянный Рай” помимо того, что расширяет знания о грехопадении человека, ещё и заставляет иначе переосмыслить всё это действо. При помощи расширения образов Творца и Падшего ангела расширяется и сама картина, при этом эти две крайне сильных личности переосмысливаются. Бог перестаёт быть однозначно добрым, обида Сатаны выставляет его как очень жестокого и тираничного монарха, который в интересах своего творения способен отправить в аут любое количество ему неугодных (здесь даже чувствуется некая деспотичность). Сатана же, несмотря на то, что он нарушил порядок мироздания, неосознанно начинает восприниматься читателем как великий деятель, который некогда был оскорблён, обижен своим отцом, из-за этого он и мстит, при этом чувствуется его величие, он ведёт за собой войска, его разум способен создать такие идеи, которые не придут простаку в голову, Сатана - гений, злой гений, которым нельзя не восхищаться.

Сма же мир, во всей этой петрушке, является лишь плодом конфликта отца и сына, от этого человек становится ещё ниже, но при этом образ Адама сохраняет достоинство человека. Человек начинает смиренно сносить все невзгоды, которые обрушились на него из-за того самого конфликта. Получается, что по канонам христианства не учитывается тот факт, что корнем грехопадения является Сатана, в то время как Мильтон сделал это основным фактором, сделал человека жертвой произвола обиженного сына и деспотичного отца.


 


Вольтер “Кандид или Оптимизм” как пример жанра философской повести. Размышления о счастливом обществе, роль автора, композиция, юмористическое начало. Стилистические особенности Вольтера.

Кандид. Странная личность довольно-таки. Постоянно ищет что-то положительное в вещах, которые даже разрушают его, даже тогда когда жизнь его жестоко пинает. Оптимизм. Какой-то довольно-таки странный оптимизм при том, что он ничего не выносит дельного из этих ситуаций. Постоянная его мысль “Что ни делается - то к лучшему”. Довольно-таки странно, что смерть близких ему людей - к лучшему, это очень печально, а у него нездоровый оптимизм.

Хотя Кандид таков, каким его сделал его учитель Панглос, который даже находясь в рабстве на корабле восхвалял своё местоположение из-за того, что это может привести к чему-то лучшему.

Интересно то, что все эти ситуации, в которых главные герои страдают, становятся грустно смешными из-за отношения Кандида к ним. Создаётся такое ощущение, что Кандид блаженный, но уже в мироустройстве того времени таких людей не будут жаловать, таких людей будут гнать палками, а они всё так же будут надеятся, что всё будет лучше и что так и надо. Они видят идеальный мир, при том, что он не идеален.

При этом всём при чтении произведения создаётся такое же чувство блаженства как у Кандида. Начинаешь чувствовать лёгкость, появляется желание плыть по течению, подобно героям произведения. Но затем появляется рациональный, разумный взгляд на произведения, плодом которого является осознание того, что Кандид и прочие являются лишь игрушками судьбы, от воли которых ничего не зависит, которые не способны сами созидать мир, что противоречит как раз-таки классицизму и гуманизму, целью которых является приучение человека к созидательной (гуманизм) и разумной (классицизм) деятельности. А смех лишь укрепляет то, что вся жизнедеятельность Кандида пуста.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: