Часто высказывалась мысль о том, что Гражданский кодекс представлял собой закон-компромисс «старого режима» и революции. Избрав своим методом эмпиризм,
редакторы Гражданского кодекса должны были открыть дорогу новым идеям, таким, как собственность, свободная от феодальных повинностей, свобода договора, гражданский брак, развод. Это были яркие, бросающиеся в глаза установления, выраженные в чеканных формулировках^ Все те, кто издалека следил за положением дел во Франции, — эмигранты, иностранцы — даже не подозревали, какие прочные позиции завоевали за десять лет эти революционные новшества. То, что уже стало политической реальностью, они считали всего лишь философской доктриной. Гражданский кодекс клеймили как олицетворение индивидуализма. Борьба с индивидуализмом требовала восстановления и прославления таких «коллективных ценностей», как страна, церковь, семья — особенно семья. И в той мере, в какой внимание к коллективным явлениям и обычаям всегда требует определенной доли социологического мышления, враги Гражданского кодекса, сами того не ведая, были вынуждены прибегать (в небольших дозах) к социологии 19.
|
|
В этом традиционалистском, а точнее, реакционном течении выделяются два имени: Жозеф де Местр и Луи де Бональд (особенно последний20). Единственный случай возврата к старому праву, которым может похвастаться Реставрация,— это Закон Бональда 1816 года, отменивший развод.
2. огюст конт
В намерения Конт а не входило выделение специальных отраслей социологии. Но то, что он сделал для общей социологии, впоследствии помогло и юридической социологии. И если эта наука тем не менее большей частью не считает Конта «своим», то происходит это, несомненно, в силу устоявшегося мнения, что у Конта была аллергия на право. Однако негативное отношение, в котором его упрекают, относилось к субъективному праву («Никто не имеет иного нрава, кроме права всегда исполнять свой долг»). Что же касается объективного права, то оно постоянно присутствует в его системе под именем «гражданский порядок».
Отношение Конта к праву социологично в двояком плане. Во-первых, по предложенному им методу законодательства: закон должен рождаться из опыта, а не из априорных понятий, как это было у законодателей
88
1804 года, проникнутых метафизическим духом. Во-вторых, по предпочтению, которое Конт, говоря о праве, отдавал обществу (в отличпе от Кодекса Наполеона, основанного на индивидуализме — «атомизме»). Его критика Кодекса, чуждая юристам того времени, вылилась в органическую концепцию семьи (которую он называл «самым маленьким обществом») и включала в себя осуждение развода и требование свободы завещания21. В этом плане Огюст Конт близок к Бональду и Жозефу де Местру и предвосхищает Ле-Пле.
|
|
3. ФРЕДЕРИК ЛЕ-ПЛЕ ;
Этот ученый всегда имел приверженцев, но враждебность к нему Дюркгейма привела к тому, что определенное время он был не в чести. Для нас он представляет прямой интерес. Его социология имела своим объектом такие институты — семья, наследование, завещание, — которые являются правовыми, а более точно — институтами гражданского права. И поскольку эта социология стремилась оказать помощь законодательным решениям, в ней можно видеть один из наиболее отчетливых прообразов юридической социологии, как теоретической, так и прикладной 22.
Три аспекта трудов Ле-Пле заслуживают внимания. Метод. Это главным образом «монографический метод» (к нему мы еще вернемся в дальнейшем). Последователи Дюркгейма обвиняли Ле-Пле в «микроскопической социо-трафии», а другими словами, в излишней описательности на уровне частных проблем с нагромождением малозначительных деталей. Теперь от подобной оценки отказались. Ле-Пле, инженер по образованию, успешно работавший в промышленности и бывший вдобавок большим путешественником, обладал не литературным, а строго позитивист-•ским стилем мышления. Его исследования семьи — рабочей семьи, крестьянской семьи — сохранили — как особый научный жанр — значимость и по сей день, несмотря на развитие количественных методов.
Доктрина. Взгляды Ле-Пле носили традиционалистский, а точнее, реакционный характер как по отношению к либеральной, индивидуалистской философии Гражданского кодекса, так и по отношению к возникавшим различным социалистическим течениям. Ле-Пле желал социальной реформы, н этим именем названо одно из его сочине-
ний и школа, которую он основал. По мнению Ле-Пле, социальную реформу можно осуществить лишь с помощью моральной реформы, которую была призвана обеспечить властная перестройка семьи. Отсюда вытекало четкое законодательное требование: для восстановления во всей ее силе родительской власти необходима полная свобода завещания. Ле-Пле, как религиозный католик, верил, что ключ к любой социальной реформе — возврат к десяти заповедям. Поэтому к нему особенно прислушивались клерикалы. Но он привлек внимание также и тем, что собрал огромный эмпирический материал, опираясь на который старался показать, что наследственный режим, установленный Кодексом (ограничение прав главы семьи, наследование в равных долях, дробившее земельную собственность), влечет за собой разрушение семьи.
Влияние. Идеи Ле-Пле не переставали пользоваться известным влиянием во Франции в консервативной интеллектуальной и политической среде. Оно было особенно заметно в канун второй мировой войны (не говоря уже о режиме Виши) и нашло в этот период даже законодатель-нос отражение. В 1938 году французский законодатель, проводя реформу наследственного права, определенным образом отошел от принципа равенства наследников и тем самым впервые отказался от идеологии Гражданского кодекса. Если проследить в исторической последовательности факторы, подготовившие такое решение, то среди них обнаружатся и идеи Ле-Пле. С этими идеями и деятельностью последователей Ле-Пле связано и законодательство, усиливавшее ответственность за производство аборта.
4. НЕМЕЦКАЯ ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА
Немецкие юристы имели дело с правом, которое еще не было заключено в рамки кодификации и двигалось своим спонтанным историческим путем. Поэтому эти юристы более свободно, чем французы, могли идти навстречу социологии. Две такие встречи получили широкую известность.
В первой трети прошлого века появилась историческая школа права, чьим знаменосцем был Савиньи. Наиболее известные положения этой школы имели социологический резонанс. Они сводились к следующему: право — это не порождение случайной и произвольной воли суверена, оно — продукт спонтанного и анонимного развития в недрах нации. Правовые системы разнообразны, и это связано
|
|
91
I
с национальными различиями. Юридические явления не следует отграничивать от других национальных явлений— политики, нравов и особенно языка23. Право черпает свои жизненность и силу из народного духа (это напоминает «коллективные представления» Дюркгейма, но на самом деле ближе к opinio necessitatis в том виде, как понимали эту формулу теоретики обычая).
Однако при более детальном анализе позиций исторической школы социологов ожидает разочарование. Приняв на веру столь частое использование ее представителями понятия «народ», можно было бы подумать, что эта школа действительно отводит основную роль народу, под которым понимается народная масса, класс (противостоящий аристократии или буржуазии) или хотя бы масса простых людей в отличие от слоя профессиональных юристов. Однако в трактовке исторической школы понятие народ приобретает националистический смысл: это нация во главе с феодалами, а также юристами как наиболее квалифицированными истолкователями народного духа. Вот почему, несмотря на несколько важных положительных моментов, общий социологический баланс исторической школы весьма худосочен. Кроме того, специализация Савиньи как романиста поставила его в парадоксальную и одновременно проигрышную позицию. Он прилагал отчаянные усилия, чтобы представить римское право в качестве национального права Германии, тогда как в социологическом плане правильнее было бы подходить к современному ему пандектному праву как явлению юридической аккультурации; рецепция же римского права в XV веке была принудительным внедрением этого права в сферу германских
обычаев.
Идея — в какой-то мере социологическая — о том, что право, как и язык, — это продукт национальной истории, встречается уже у Гердера, а после Савиньи — у одного из его почитателей, Якоба Гримма. У него эта идея выглядит даже более убедительно, потому что право, которое он выводит из недр германской истории, — это не рецепци-рованное римское право, право ученых, а именно германское право. Благодаря своей книге «Юридические древности германцев» (1828) Гримм считается одним из основателей юридической фольклористики.
|
|
В последний трети XIX века на авансцену выступает Иеринг, романист, как и Савиньи, но личность более блистательная. Был ли он социологом? Да, был, благодаря то-
92
му, как он использовал сравнительный метод. Прогресс этнологии позволил ему рассматривать римское право не изолированно, а в группе индоевропейских правовых систем. Вместе с тем Иеринг испытывал склонность к философии (здесь он был не более чем любителем, утверждают его критики), и она уводила его от социологии. Это выражалось, в частности, в преувеличении роли индивидуальной энергии, волевых действий в процессе создания права — воли сторон в договоре, сторон в процессе, воли борцов за объективное право и за свои субъективные права. В отличие от такой позиции подлинный социолог скорее акцентировал бы внимание на безличных импульсах, исходящих из общества. Однако следует тем не менее учесть, что юридический волевой акт как проявление индивидуальной психологии, будучи многократно повторен, становится уже явлением, относящимся к социальной психологии, и таким образом может войти в глобальное видение общества. Кроме того, внимание Иеринга привлекала не спящая, а сражающаяся воля, столкновение воль, конфликт интересов, антагонизм сил. В этой концепции есть что-то от Дарвина («Борьба за право» как бы скопирована с «Борьбы за существование») и одновременно от Бисмарка («Право — это политика силы»). Этого, разумеется, недостаточно, чтобы создать социологию, но такой реализм без иллюзии обладает хотя бы социологической зрелостью. Он в какой-то мере заставил юристов почувствовать некоторую бесплодность понятийных конструкций, приучил их осмысливать право по преимуществу в понятиях интересов (откуда и идет название «юриспруденция интереса»). В то же время этот реализм не страдал пессимизмом. Во взглядах Иеринга чувствуется нечто вроде юридического витализма: право — это срез жизни, но жизни насыщенной, здоровой. Право вплетено в повседневную жизнь. И, выявляя его в этой повседневности, по логике вещей нельзя не прийти к нравам, к инфраюридическим структурам. Социологическая заслуга Иеринга в том, что он нащупал эту сторону права. Правда, эта заслуга осталась в значительной мере незамеченной, поскольку автор обращался к этой теме в своих второстепенных работах23.
АНГЛИЙСКИЙ ЭМПИРИЗМ
Три автора, о которых пойдет речь, отнюдь не образуют единой школы. Они жили в разное время, у них различная специализация. Неодинакова и та степень внима-
93
ния, которое они уделяют праву, и степень социологично-сти в их взглядах на право. Однако подход этих авторов к праву был всегда скорее эмпирическим, чем теоретическим. Во многом потому, что они были англичанами.
Бентам. Он известен как философ утилитаризма. Применив эту философию к гражданскому и уголовному законодательству, он встретился с проблематикой социологии права. И действительно, отождествить справедливое и полезное, как требуют утилитаристские доктрины, — это значит, по существу, наметить переход от факта к праву, от констатации к норме. Именно к этому и стремится прийти социология законодательства (подробнее об этом ниже). Концепция права, исповедовавшаяся Бентамом, была весьма оптимистичной, и это облегчало ему такой переход. Право, утверждал Бентам, представляет собой не что иное, как идеи удовольствия, удовлетворенности и
безопасности.
Бентам может привлечь внимание социологов права еще и соображениями о способах законодательствования. Именно в этой связи он затронул проблему юридической аккультурации. Им была сформулирована гипотеза о том, как приспособить к условиям Бенгалии право, сложившееся в Англии. (Попутно отметим, что ситуация в Индии способствовала развитию социологической мысли у английских юристов.) Затем он разработал комплекс утилитарных правил, которыми следовало руководствоваться при такого рода трансплантации. Уже после смерти Бен-тама их использовал Маколей, издавая законы для Индии. Польза измерима, а соответственно измеримо и законодательное искусство, основанное на критерии пользы. Для этого нужно изучить, какие последствия в социальной среде имеет введение нового закона. Из предполагаемого позитивного результата реформы следует вычесть те недовольства, которые она может вызвать. Эта вторая часть проблемы не привлекает внимания большинства законодателей. Эти потенциальные недовольства могут быть измерены с помощью различных показателей: число недовольных, степень их влиятельности, размеры недовольства и (далеко не малосущественный фактор) его длительность. Перед нами вся арифметика законодательной психосоциологии24.
Мэн. Сэр Генри Мэн представлял собой удачное сочетание историка английского права и знатока индусского права, которое он изучал, будучи колониальным чиновни-
94
ком. Это двойное знание вооружило его сравнительным методом, и он по достоинству считается основателем сравнительного права. Но этого мало. Проводя исследования и во времени (в историческом плане), и в пространстве (сравнивая сосуществующие правовые системы), Мэн неизбежно должен был встретиться с понятием живое прошлое. Так он оказался у истоков юридической этноло-
гии
25
Социологи права особенно охотно считают Г. Мэна одним из своих предшественников потому, что он был откровенным эволюционистом. В его представлении эволюция юридических институтов — это медленное, постепенное развитие на базе обычая. Другими словами, это эволюция по-англосаксонски, и эволюционизм Мэна, как это ни кажется странным, вел к консервативной политике. Хотя, в глазах Мэна, человеческая природа, бесспорно, постоянна (что, по его мнению, недооценивал Монтескье), это не может воспрепятствовать развитию общества, а следовательно, и права. Вместе с тем постоянство человеческой природы сопротивляется развитию, и это сопротивление не менее важный феномен, чем само развитие.
Профессия историка, изучение архаических правовых систем — всего этого было бы вполне достаточно, чтобы привести автора к эволюционизму. Но он был еще и современником Дарвина, и в его эволюционизме под влиянием дарвинизма оказались элементы материализма и детерминизма. Он полагал, что развитие правовых систем управляется некоторыми общими тенденциями, если не строгими научными законами. Одну из этих тенденций он выразил в формуле «от статута к договору», и впоследствии эта формула получила название Закон Мэна (о чем будет сказано ниже).
Трудам Мэна был уготован длительный успех как у социологов, так и у юристов не только в Англии, но и во Франции. Все его книги тотчас же переводились на французский язык, и благодаря ему в нашей юридической доктрине утвердилось понимание относительности права. Это представление возникло не из прямого сопоставления современных институтов и совершенно отличных от них правовых институтов прошлого, но из чувства, что современные институты как бы мало-помалу вышли из старых путем длительной трансформации. Это была хорошая подготовка для понимания того, что дал позднее Дюркгейм.
Спенсер. Он был утилитарист, как Бентам, эволюцпо-
95
нист, как Мэн, но при этом больший социолог, чем каждый из них. С другой стороны, его отношение к праву выражено значительно менее отчетливо. Проводя вслед за Аристотелем и другими авторами аналогию между обществом и организмом, он отводил при этом немалое место судьям и армии как защитникам общества от возможных опасностей. В трудах Спенсера затронуты лишь отдельные вопросы юридической социологии» Такова его типология законов или его достаточно тонкий психологический анализ, позволивший еще до Мосса выдвинуть гипотезу о том, что дарение (бесплатная передача) — это примитивная форма обмена.