Отличительные черты средств графики (линии, пятна, штриха) в передаче настроения работ

Введение

Офорты испанского гравера Франсиско Гойи вызывают интерес не только со стороны сюжета композиций и образного ряда, но и с характера художественного языка. В то время как его эстампы наполнены таинственными масками и острыми карикатурами из внешнего мира Испании XVIII века, его графика скрывает в себе внутренний мир самого художника. Этот мир наполнен тревогами и мучительными размышлениями, которые выплескивались на листы его гравюр, наделяя их эмоциональной силой. Импульс его переживаний проходил сквозь инструменты, процарапывался на металле и сохранял свою силу на последующих оттисках. В каждом его штрихе и в каждом тоновом пятне чувствуется темперамент гравера.

Экспрессия графического языка становится перманентной особенностью эстампов Гойи. Она отражает внутреннее содержание произведения в его истинном значении. Ее выход на первый план в гравюрах объясняется преобладанием душевного потрясения и пылкости чувств над сюжетом.

Чтобы увидеть экспрессивную манеру в его офортах, необходимо рассмотреть художественные приемы, благодаря которым Гойя добился такой эмоциональной выразительности. Проследить его художественные приемы в серии «Капричос», которая определяет его специфику гравюры – цель этого реферата.


 


Особенности художественного языка Гойи

Для рассмотрения художественного языка Гойи, следует обратиться к изучению вопроса о технике, в которой он преимущественно работал на рубеже XVIII- XIX вв.

 

Возможности офорта в передаче образов и символики

Офорт, будучи известным в европейском искусстве еще с XVI в, к эпохе Гойи быстро набрал популярность среди других видов глубокой гравюры. По технике исполнения он имеет отличие от резцовой гравюры в нанесении углубленного изображения. В офорте рисунок, нанесенный на металлическую доску иглой, получается в результате травления химическим раствором. В свою очередь, в резцовой гравюре рисунок получается с помощью физического воздействия – проработки резцом. Сравнивая эти техники, можно уже сделать вывод о том, что среди способов обработки печатной формы, офорт занимает главное место по разнообразию изобразительных возможностей. Эти изобразительные возможности стоят отдельного внимания.

Возможности офорта в области черной графики не имеют себе равных среди всех графических материалов благодаря наибольшему диапазону тональной насыщенности, ясно выраженной рельефности красочного слоя на оттиске, обусловленной этим сочности и бархатистости изображения и той особой мягкости, которая характерна только для глубокой гравюры.[1] Все эти графические характеристики играют большую роль в этом исследовании, т.к. именно из них складывается портрет художественного языка Гойи.

Офорты Гойи, независимо от того, к какому циклу они принадлежат, представляют собой синтез графического и литературного образа. В рамках этого исследования, интерес вызывает графическая составляющая его образного ряда, в том числе, как возможности офорта раскрывают идеи и символику его произведений.

Для того, чтобы обозначить особенности этого графического образа в исполнении Гойи, следует поверхностно задеть историю развития гравюры к этому периоду. Гравюра на рубеже XVIII- XIX вв. испытывает переломный момент, который происходит в рамках идейных направлений. Возникшая в XVII в. академическая гравюра, с ее опосредованным художественным мышлением, сталкивается с новой идейной системой — романтизмом. Свойственные системе академизма принципы, такие как, поверхностная тематика, законченность, начинают отвергаться новыми умами живописцев и трансформироваться в противоположную сторону. Из множества выработанных новых принципов в области гравюры нас интересует возникновение экспрессивно-личностного момента в произведении. Именно этот принцип находит яркое отражение в творчестве Гойи. Личное отношение автора к тематике произведения, выраженное на уровне технической составляющей, стало отличительной чертой его творчества. Острая эмоциональность, фактурность и драматическая выразительность позволяют назвать Гойю основоположником гравюры Нового времени.

Таким образом, главной характеристикой эстампов, выполненных в технике офорта в исполнении Франсиско Гойи, является экспрессия графического языка, о которой более подробно мы поговорим в следующей части.

 

Отличительные черты средств графики (линии, пятна, штриха) в передаче настроения работ

Средства графики, из которых составляется графический образ, влияют на общее восприятие произведения. В этом разделе мы рассмотрим, из характера и формы этих средств складывается новизна художественного языка.

Как уже упоминалось выше, эстампы Гойи отличаются эмоциональностью. Эта эмоциональность достигается не только динамичной композицией и внутренней историей, но и особенностью техники офорта, которая нас и интересует. Характер линии, штриха, пятна, а также их взаимодействие на листе определяет настроение произведений. Рассмотрим каждый из этих средств.

 Свободное рисование, которое появилось благодаря травлению, породило возможность проявления индивидуальной манеры художника. Свобода заключается в движении иглы, использовании различных комбинаций графических средств, их взаимопроникновение, которое выливается в отсутствие чистоты и пустоты. Чистописание и вычерченность всегда приводят в офорте к жесткости и «замученности».[2]

Гойя изменяет графическую манеру сплетая фигуры и формы из скопища штрихов и пятен, имеющие свое внутреннее движение. Он сознательно отказывается от тщательной моделировки фигур и правильности рисунка, отдавая предпочтение характерной выразительности беглой, почти паутинной линии и светотеневым контрастам, создающим впечатление мгновенности, неуловимости и подвижности изображения.[3]

Штриховка имеет своенравный характер. Она размашистая, порывистая и царапающая. Это отдельная фигура в офорте, которая связывает все элементы своим движением. Движением, которое цепляется за каждую форму, проникая в нее и добавляя свой ритм, звучание и настрой. Через инструмент мастера – иглу – передается импульс эмоциональности, который наполняет силой каждое углубление. Оно же, в свою очередь, придает изображению большую глубину в физическом и смысловом планах. Порывистая штриховка создает угловатые силуэты, изломанные контуры фигур, искажая форму своим нравом, что можно проследить в офорте «Правда умерла» из серии «Бедствия войны» (см. приложение 1). Беспокойство пронизывает весь офорт.

Что касается пятен, то их тон добавляет зловещую атмосферу гравюрам, отражая душевное потрясение художника. Темные пятна впитывают в себя единую массу линий, контуров и штрихов, передавая мрак глубинной ночи, тьму склепа и черствость теплой земли. Контрасты темных и светлых пятен подчеркивают экспрессию графики Гойи, как, например, в офорте «Вверх и вниз» из серии «Капричос» (см. приложение 2). Здесь наш газ видит скольжение ритма, за счет передвижения пятен, лишь потом за этой монохромной динамикой появляются привычные глазу формы искривленных конечностей.

Использование контрастов в гравюрах не случайно. Они – символичное отображение идеи Гойи, которая раскрывается через противопоставление реальности и фантазии, трезвого анализа и социальной сатиры, внутреннего света и угнетающей тьмы. Свет и тьма — символы истины и мрачных хаотических сил, окружающих человека.[4]

Таким образом, средства графики занимают повествовательную роль произведения, дополняя своим экспрессивным характером образный ряд. Сюжет гравюр уступает место графической составляющей. Гойя выражает свое душевное потрясение и свои чувства с помощью графических средств, которые способны передать экспрессивно-личностный характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: