Синтез нескольких техник в серии «Капричос»

Серия «Капричос» вбирает в себя контрасты как в графическом, так и в смысловом моменте, поэтому на ее офортах стоит задержаться поподробнее, чтобы рассмотреть новизну художественного языка. Эта серия позволяет проникнуть в мир ощущений и чувств Гойи, которые раскрывают символический подтекст. Она полна экспрессии и в идее, и в графике. Эмоциональность этих гравюр лучше всего отражает офортный почерк Гойи.

Нам же она интересна, еще и своим отличительным синтезом нескольких техник: офорта, акватинты и сухой иглы. Такие комбинации в исполнении Ф. Гойи придали новые смыслы и возможности.

 

Выразительные черты офорта с акватинтой

Техника акватинты в сочетании с офортом была творческой находкой для напряженного и эмоционального искусства Гойи. Сама акватинта является отдельным видом гравюры, которая получается в результате травления кислотой металлической доски с припудриванием рисунка канифольной пылью. После такого травления и запыления канифолью на доске образуется мелкая зернистость, которая задерживает печатную краску и дает однородный тон.

Акватинта имеет различие с техникой травления штриха. Это различие проявляется в темпе работы с травлением. В акватинте длительность травления светлого тона исчисляется секундами. В то время как более темные участки протравливаются дольше.

В чем же заключается преимущества такого сочетания? Техника акватинты дополняет офорт декоративно-пластическими качествами, которые являются недоступными другим техникам. В отличие от травленого штриха и сухой иглы, где основным изобразительным средством является штрих, акватинта дает другое изобразительное средство — однородное тонирование больших поверхностей, которому может быть придана любая сила, от светлого тона до черноты.[5] Такой полутоновой эффект аналогичен полутоновому рисунку кистью, который полноценно дополняет контурные линии и мелкие штриховые детали в офорте.

Смелым примером сочетания широких пятен акватинты и травленого штриха являются офорты из серии «Капричос». Листы этой серии представляют собой применение темпераментного штрихового рисунка и крупнозернистые широкие пятна акватинты, создающие зловещие и мрачные фоны.

Ф. Гойя не был новатором в сочетании этих двух техник. Он был новатором в том, как они использовались. Как отмечает А.Н. Севастьянов: «Гойя же орудует сплошными тоновыми плоскостями большой насыщенности. Зерно его акватинт нарочито крупное, грубое, контрасты светотени резкие».[6]

Обратимся к некоторым офортам для наглядного рассмотрения индивидуальных особенностей такого синтеза. В листе «Когда рассвет, мы уйдем» (см. приложение 3) мерцающая тьма ночного неба своей зернистостью поглощает импульсивно заштрихованную тень чудовища. Эффект тонирования помогает в передаче глубины неба. Вкрапления светлых пятен звезд уравновешивают экспрессию штрихов, которые наполнены внутренним движением. Светлые пятна плоскостных и искривленных рож чудовищ их позы и жесты, подчеркнутые штрихом, выделяются отдельной массой, лишенной глубины, на фоне мелкого зерна акватинты. Этот офорт – сочетание двух одновременно контрастирующих и взаимодополняющих мира, каждый из которых выполнен в разной технике. Единственное связующее звено между ними – силуэт тени с порывистой штриховой линией.

Лист «Невероятно!» (см. приложение 4) интересен своим наложением тона, зерна и штриха в передаче окружения ведьм. В штриховке животных, выбирающихся из зерновой тьмы, заложен весь темперамент гравера. За счет такого сочетания техник, здесь передается взаимное проникновение фона и фигур. Штрих не имеет общего направления, он хаотичен и отрывист. Частично такой же штриховой линией проработан фон, однако этот штрих уже сплошным слоем перекрывает тон, делая его более тяжелым. Как отмечает В. Стасов, такая манера перекрытия фона довольно типична для Гойи, где он «часто пренебрегал этим и довольствовался тем, что наполнял свой фон какими-то неопределенными штрихами и тушевкой».[7] Ближе к центру тон ослабевает, зерно становится редким, как бы акцентируя внимание на главном действии сюжета. Наложение штриховки на зерно передает нагнетающую и грузную атмосферу, что огрубляет офорт.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: