Техника сухой иглы часто применяется вместе с травленым штрихом, т.к. придает изображению мягкость, сочность и большую глубину. Ее свобода движения не сравнится с другой техникой, а для экспрессивной манеры Гойи движение является важной чертой как образов, так и композиции.
В этой технике штриховка получается благодаря процарапыванию поверхности металла иглой. За счет этого, углубление рельефа носит механический характер, а не химический в случае травленого штриха. С одной стороны, техники, создающие штриховку, разнятся, однако, в то же время они дополняют друг друга на эстампе. Сухая игла по большей части является доработкой травленого штриха, поэтому их союз гармоничен.
Штриховка, сделанная сухой иглой, отличается и от штриха, который сделан резцом, и от травленого штриха. Штрих от сухой иглы крупный и сочный, за что эта техника привлекает многих граверов, т.к. она позволяет создавать крупномасштабные эстампы.
Диапазон тональной насыщенности в технике сухой иглы шире, чем во всех других графических техниках. [8] В одно время штрих, который глубоко прорезан иглой, может дать достаточно насыщенную черноту, недоступную другим печатным техникам. В другом случае, при легком нажиме, штрих может быть нежный, тонкий и еле уловимый.
Офорты Ф. Гойи – это запечатление своего эмоционального состояния, где важно быстро воплощать свои эмоции, вкладывая их в штриховку. Сухая игла позволяет быстро фиксировать на металле все творческие порывы офортиста, поэтому эта техника применяется в остроэмоциональной серии «Капричос».
Обратимся к офортам, чтобы рассмотреть характер штриха и как от него зависит эмоциональность работы. В листе «Сон разума рождает чудовищ» (см. приложение 5) спящий человек окутан паутиной штриховых силуэтов нечисти. Травленый штрих их крыльев дополнен сухой иглой, т.к. штрих имеет окончание в виде крючка. Переплетение линий усиливает ощущение паутины, а их движение словно вибрирует на листе бумаги. Линейная беспорядочность создает безумие, закручивая все в штриховой вихрь. Наложение штриховки в этом офорте подчеркивает экспрессивный характер творчества Ф. Гойи.
В другом листе «Один другого стоит» (см. приложение 6) можно увидеть небрежность и порывистость в штриховой манере. Линии, присутствующие в одежде у барышни, их движение в разных направлениях будто отражают одну из ее черт характера – распутность. Говоря на языке линий, отсутствие среди них какого-либо порядка аналогично нормам морали представительницы женского пола. Среди штриховки заметны бархатистые наплывы краски, что говорит о том, что офорт дополнялся сухой иглой.
Сухая игла усиливает эмоциональный подтекст офортов, добавляя в травленый штрих свою насыщенность и глубину, что создает динамичную паутину темных силуэтов в композиции.
Заключение
Офорты Ф. Гойи, где символика и графика тесно переплетены, воспринимаются сквозь призму переживаний и жизненных впечатлений. Они отражают его сложный внутренний мир, где чувства и эмоции создавали безумие, которое уже переполняло его нутро и выплескивалось на бумагу. Желание выражать свое состояние было выше принятых в то время академических принципов гравюры, поэтому его экспрессивно-личностная манера значительно опередила время. Гойя был непонятен многими современниками за свою новую графику, фактурную и выразительную.
Художественные приемы гравюр передают импульс его личности, оставшийся хаотичными царапинами на его металлических досках и запечатавшийся в эстампах. Графический язык Гойи – это язык порывистой штриховки, тонирования, передающего тяжелую атмосферу, и зерна, который приправляет офорты ментальными проблемами тогдашнего общества.
Список использованной литературы
1. Гасанова О.А. Офорты Гойи и западноверопейская гравюра 19 века / А. Гасанова, Е.С. Левитин // Очерки по истории и техники гравюры. Тетрадь 9. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – С. 309-368.
2. Стасов В.В. Франсиско Гойя / В.В. Стасов.– СПб.: Государственное изд-во «Искусство», 1952. – 32 с.
3. Франсиско Гойя. «Капричос». Выставка из собрания музея: каталог / сост. В. Карпов, В. Деревина, О. Коптеева, автор вступ. статей А. Севастьянов, А. Гамлицкий. –Ирбитский ГМИИ, 2011
4. Школа изобразительного искусства: в 10 т. Т.6. / под ред. М. Г. Манизер [и др.] – 2-е издание. –М.: Академия художеств СССР, 1966. 212 с.
Приложение
Приложение 1
Лист 79 «Правда умерла» из серии «Бедствия войны».
Офорт, акватинта.
Приложение 2
Лист 56 «Вверх и вниз» из серии «Капричос»
Офорт, акватинта
Приложение 3
Лист 71 «Когда рассвет, мы уйдем» из серии «Капричос»
Офорт, акватинта
Приложение 4
Лист 62 «Невероятно!» из серии «Капричос»
Офорт, акватинта
Приложение 5
Лист 43 «Сон разума рождает чудовищ» из серии «Капричос»
Офорт, акватинта, сухая игла
Приложение 6
Лист 5 «Один другого стоит» из серии «Капричос»
Офорт, акватинта, сухая игла
[1] Каталог авторов. Школа изобразительного искусства.Т.6. –М, 1966. –с.7.
[2] Каталог авторов. Школа изобразительного искусства. Т.6. –М, 1966. –с.28.
[3] Гасанова О.А, Левитин Е.С. Офорты Гойи и западноевропейская гравюра 19 века. -М.1987.-с.314.
[4] Гасанова О.А, Левитин Е.С. Офорты Гойи и западноевропейская гравюра 19 века. -М.1987.-с.317.
[5] Коллектив авторов. Школа изобразительного искусства.Т.6. –М, 1966. –с.50.
[6]Франсиско Гойя. «Капричос». Выставка из собрания музея: каталог / сост. В. Карпов, В. Деревина, О. Коптеева, автор вступ. статей А. Севастьянов, А. Гамлицкий. –Ирбитский ГМИИ, 2011. –с.10.
[7] Стасов В.В. Франсиско Гойя.– СПб, 1952.–с.20.
[8] Коллектив авторов. Школа изобразительного искусства.Т.6. –М, 1966. –с.46.