Левостороннее направление движения железной дороги

Пассажиры, едущие по направлению в Рязань, или садящиеся на пригородных остановках Рязанского направления обращают внимание, что поезда двигаются как-то не так. По «встречной полосе».

 

 На фото: участок железной дороги с левосторонним движением поездов, мост через р. Ока в районе г. Коломна.

 

Дело в том, что Рязанское направление Московской железной дороги — единственная ветка с левосторонним движением. Так, движение является левосторонним от Казанского вокзала по Рязанскому направлению до Рязани-1, а направление на Рязань-2 после Рыбного становится правосторонним. А на собственно Казанском направлении движение становится правосторонним после Люберец.

Как же так произошло?! Откуда в стране с правосторонним движением нетипичный железнодорожный участок?

Построенная в 1862 году между Москвой и Коломной, 19-я по счёту действующая на тот момент железнодорожная линия в России и одна из старейших в России.

Строить и проектировать дорогу пригласили специалистов из стран с практикой левостороннего движения англичан Георга Гаве, Жаклин, Бергель, Колли, Ватсона. Поэтому и возник единственный в России участок Москва — Рязань с левосторонним движением. Рельсы поставлялись из Великобритании, металлические части к мостам и локомотивы — из Парижа, вагоны — из Берлина и Гамбурга.

Помимо неудобства пассажиров (перебегающие нерегулируемые переезды люди путают в какую сторону сначала поворачивать голову или стоят в ожидании на платформе электропоездов «не на той стороне», чтобы поехать в «нужную» им сторону и удивляются, что поезд подъехал на платформу «не с той стороны»), возникают определенные трудности (лучше сказать задачи) для железнодорожных работников, в частности, для экипажа поезда.

Сиденье машиниста на правосторонних линиях справа, это пошло со времён паровой тяги, когда огромный паровозный котёл полностью закрывал обзор налево и, соответственно, приборы железнодорожной сигнализации размещались вдоль путей справа. Помощник машиниста сидит слева. На дизельном и электрическом подвижном составе нет загораживающего обзор котла (но некоторые типы тепловозов, в основном маневровых, имеют длинный капот над дизелем), а в кабинах установлены дублирующие приборы сигнализации, поэтому теоретически машинист может располагаться с любой стороны. На участке Москва—Рязань, наоборот, сидение машиниста справа. Вследствие этого, железнодорожная сигнализация расположена справа от путей, несмотря на другую сторону движения.

В 60-х годах XX века были проведены сметные расчеты по перестройке направления движения на «классическое» правостороннее, но оказалось, что это очень дорогостоящий проект из-за необходимости переделок всех стрелок и путевой сигнализации, и автоблокировки, и от этой идеи отказались.

Как происходит переход железнодорожных составов с левой на правую стороны дороги?

На участке Москва-Рязань это происходит двумя способами.

Посредством моста, который пересекает два направления движения поездов на разных уровнях. Это происходит между платформой Коренево и станцией Овражки (от станции «Рязань-1»).

Посредством разветвления путей на станциях «Люберцы» (Казанское направление) и «Рыбное» (в сторону Рязани-2).

 

 На фото: мост, обеспечивающий переход с левостороннего движения на «классическое» правостороннее.

 На фото: разветвление путей станции «Люберцы»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: