Московско-Рязанская железная дорога

 

Строительство железной дороги от Москвы до Рязани началось с образования в 1856 году «Общества Московско-Саратовской железной дороги», которое в 1863 году было переименовано в «Общество Московско-Рязанской железной дороги». В июне 1860 года началось строительство линии и первый участок от Москвы до Коломны был закончен в июле 1862 года. 

8 июня 1863 года Главное Управление Путей Сообщения и Публичных заведений известило Рязанского губернатора об утверждении проекта строительства железной дороги от Коломны до Рязани. Общее руководство строительными работами осуществлял Карл Федорович фон Мекк, а правление «Общества» возглавлял Павел Григорьевич фон Дервиз. В это же время были начаты работы по возведению моста через реку Оку. Строительством моста руководил военный инженер Аманд Егорович Струве. Это был первый в России совмещенный мост для железнодорожного и гужевого транспорта.

5 мая 1865 года открылось регулярное движение поездов по линии Москва-Рязань. Первый поезд доставил пассажиров за 8 часов 30 минут, т.к. требовалась часовая пересадка у Коломны из-за недостроенного ещё моста.

Из Москвы в первый рейс до Рязани отправились представители «Главного общества российских железных дорог». Всего в путь отправились более ста человек, в том числе несколько дам. Поезд довёз пассажиров до моста через Оку (движение по нему открылось лишь в январе следующего года), на коломенской станции паровоз отцепили и перегнали в хвост состава. Он толкал поезд две версты до начала моста. Там пассажиры переходили на другой берег по временному мосту, а вагоны, каждый отдельно, по тому же мосту переправляли при помощи конной тяги. Когда весь поезд собирался на противоположном берегу, к нему подцепляли другой паровоз, который тащил состав уже до самой Рязани. С первым поездом, везшим официальных лиц, случилось маленькое приключение: по недосмотру стрелочника состав едва не соскочил с рельсов, пассажиры ощутили сильный толчок, но всё обошлось благополучно.

Московские гости прибыли в губернский город Рязань, где состоялось открытие здания железнодорожного вокзала. Высшее духовенство рязанской епархии отслужило водосвятный молебен, после чего в помещении вокзала состоялся роскошно сервированный парадный обед. По окончании торжеств, уже поздним вечером, поезд с гостями отправился обратно в Москву. На другой день, 5 сентября 1864 г., по всей дороге от Москвы до Рязани было открыто регулярное движение поездов.

       Начиная строительство дороги, ставку делали на грузовые перевозки. В 1862 г. ходило всего два пассажирских поезда в сутки: из Москвы в 12 часов дня, из Коломны - в 11 часов 11 минут. В 1865 г. П. Г. фон Дервиз писал: «Дороги, при постройке которых вовсе не рассчитывали на пассажиров, например, Рязанская, выручают на пассажирском движении чуть ли не столько же, как на товарном». Объемы перевозок на Московско-Рязанской железной дороге постоянно возрастали. Подвижной состав состоял из 31 паровоза, 73 пассажирских вагонов и 778 товарных. Локомотивы отапливались дровами и торфом. За год перевозили около 420 000 пассажиров. В 1879 году вагоны разделили по классам и они стали разноцветными. Вагоны I класса были синие, II - желтые, III - зеленые, почтовый вагон был коричневым.

       Выгодное географическое положение линии Москва-Коломна-Рязань обеспечивало быстрый рост перевозок. Необходимы были вторые пути и уже в августе 1870 года от Москвы до Рязани было открыто двухпутное движение поездов.

       Продолжением Московско-Рязанской железной дороги стала открытая в юго-восточном направлении в сентябре 1866 года Рязанско-Козловская железная дорога. Эта дорога была построена по направлению главного гужевого Астраханского тракта из юго-восточных степей в Москву. Спрос на перевозки был велик, поэтому начали строить вторые пути от Рязани до Козлова (Мичуринска). 1 июня 1870 года было открыто движение по второму железнодорожному пути Рязанско-Козловской железной дороги.

       Затем были образованы Тамбовско-Козловская и Тамбовско-Саратовская линии. В 1890-е гг. Рязанско-Козловская дорога была продлена до Камышина, Уральска и Ельца, с объединением вновь устроенных дорог с существующими линиями и получила название Рязанско-Уральская железная дорога. Крупнейшая частная дорога связывала своими линиями двенадцать густонаселённых губерний России.

 На фото: открытка Рязанско-Уральская железная дорога, 1900 год.

 

        Говоря о Рязанско-Уральской железной дороге, стоит упомянуть об интересном факте. 14 мая 1898 года в Рязани было официально открыто Общество развлечений, которое возглавлял барон Николай Васильевич фон Дризен (1868-1935). Основной целью Общества была организация культурного и разумного отдыха рабочих. В Рязани первые попытки предоставить рабочим разумные развлечения были сделаны в конце 1890-х годов при депо Рязанско-Уральской железной дороги и при заводе Рязанского товарищества сельскохозяйственных орудий и машин. В здании депо Р.У.Ж.Д по инициативе и под руководством начальника депо А.П. Лутохина устраивались чтения с туманными картинами, пел хор и играл оркестр из служащих железной дороги. А летом устраивались гуляния с танцами в специально устроенном саду.

       На территории товарного двора станции Рязань-1 находится то, что осталось от веерного депо Р.У.Ж.Д — памятника инженерной архитектуры конца XIX — начала XX вв. Изначально депо было рассчитано на 5—6 стойл, а затем, по мере увеличения эксплуатационного парка паровозов, были пристроены дополнительные стойла. Для въезда локомотивов в здание по внутренней стене устраивались ворота. К веерному зданию депо были пристроены одно- и двухэтажные здания, в которых размещались мастерские, лаборатория, контора депо и бытовые помещения. Паровозы въезжали в депо с подъездных путей через поворотный круг, который находился в центре двора депо.

 На картинке: «веерное» депо конца XIX — начала XX вв.

 На фото: современный вид на здание «веерного» депо станции Рязань-товарная.

 

В настоящее время все эти здания и сооружения находятся в очень плачевном состоянии, почти все разрушено. Памятник был взят под охрану Постановлением Совмина РСФСР от 04.12.1974 N 624. Но даже это, к сожалению, не спасло это удивительное сооружение от разрушения.

       Московско-Рязанская железная дорога стала самой доходной после Николаевской дороги в России. Она проходила по территории Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний и Мордовии. Общая протяженность дороги была 2089 километров.

       Начиная с 1891 года участок от Москвы до Рязани начал называться Московско-Казанской железной дорогой, т.к. началось строительство железнодорожной линии Рязань-Казань. Железная дорога должна была пройти по 5 губерниям и 18 уездам и являлась крупномасштабным проектом по связи центра России с хлебным Поволжьем. Председателем правления Московско-Казанской железной дороги с 1891 года был Николай Карлович фон Мекк (сын К.Ф. фон Мекка). 14 сентября 1893 года открылось пассажирское и грузовое движение по однопутному участку Рязань-Сасово.

       Московско-Казанская железная дорога была частной, её правление находилось в Москве. Н.К. фон Мекк построил здание Правления Московско-Казанской дороги на улице Краснопрудной, где сегодня располагается Управление Московской железной дороги.

       Железная дорога строилась быстрыми темпами, т.к. частные акционерные общества, получая значительные ссуды и дотации, старались быстрее получать прибыль от вложенных средств. Наряду со строительством и прокладкой линий, строились и открывались различные железнодорожные предприятия – станции, депо, вокзалы. В 1864 году была открыта станция Рыбное, которая первоначально называлась «Вожа». Затем, была открыта станция Рязань-1 и введено в эксплуатацию паровозное депо Рязань, в 1866 году открыты станции Рязань-2, Ряжск-1, в 1893 году станции Сасово, Шилово, введено в эксплуатацию паровозное депо Сасово.

В настоящее время Рязанское направление является одним из наиболее загруженных по пассажирским перевозкам на Московском железнодорожном узле.

Основная масса поездов дальнего следования южного и юго-восточного направлений идет через Рязань. Также с 2008 года после электрификации Митьковской соединительной ветви по Рязанскому направлению следуют транзитные поезда на Санкт-Петербург и в северные города России (Ярославль, Воркуту, Вологду, Архангельск).

Грузовое движение наиболее интенсивно осуществляется на участке Воскресенск-Рыбное-Рязань. Это один из самых загруженных участков на сети РЖД. В связи со своим местоположением здесь сходятся транспортные потоки север-юг и запад-восток.

Рязанское направление является на Московской железной дороге одним из наиболее развитых в инфраструктурном отношении.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: