Рязанский филиал МИИТ

В 2009 году Рязанский колледж железнодорожного транспорта был реорганизован в Рязанский филиал МИИТ.

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), в настоящее время - Российский университет транспорта РУТ (МИИТ) был учрежден 23 мая (4 июня) 1896 года.

 На фото: Российский университет транспорта РУТ (МИИТ).

 

Рост железнодорожной сети России во второй половине XIX века потребовал расширения подготовки инженеров железнодорожного транспорта. Единственный в стране институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге не мог в полной мере решить эту проблему. Нехватка инженеров-железнодорожников особенно почувствовалась с началом строительства Великого Сибирского пути. Поэтому Министерство путей сообщения внесло в правительство предложение о создании еще одного высшего учебного заведения, которое готовило бы инженеров для нужд ведомства.

На размещение такого института претендовали многие города - Киев, Казань, Воронеж, Екатеринослав, Орел, Саратов. Но предпочтение было отдано Москве, так как столица располагала превосходными преподавательскими кадрами, а это было решающим условием.

Официально было объявлено: «Государь Императора непрестанных заботах о просвещении России в 23 день мая настоящего года Высочайше повелеть соизволил учредить в Москве Московское Инженерное Училище, а 24 мая того же месяца в Москве Всемилостивейше повелел именовать это училище - Императорским Московским инженерным училищем».

 На фото: МИИТ.

 

12 июля 1896 г. было опубликовано сообщение о новом Училище: «Императорское Московское Инженерное Училище ведомства путей сообщения есть высшее учебное заведение, имеющее целью специальное образование лиц, посвящающих себя преимущественно практической деятельности по устройству и эксплуатации путей сообщения».

Учебный курс продолжался 3 года, после него - двухгодичная практика на строительстве или эксплуатации путей сообщения и защита отчета по ней. «При поступлении на государственную службу инженеры-строители имеют право на производство в чин губернского секретаря (это чин 12-го класса, соответствующий воинскому званию инженер-лейтенант). Инженеру-строителю, успешно выдержавшему при Институте инженеров путей сообщения Императора Александра 1 дополнительные испытания по особой программе, утвержденной Министром путей сообщения, предоставляется звание инженера путей сообщения со всеми присвоенными ему правами».

Первоначально в Училище принимали только российских подданных, причем женатые не принимались, так как жить нужно было в общежитии. Помещение для нового учебного заведения нашли в самом центре столицы - на Тверской, арендовав большой дом у В. А. Морозовой. Здесь был известный светский салон княгини Зинаиды Волконской, где бывал А. С. Пушкин и многие деятели русской культуры, а позже новый владелец известный петербургский виноторговец Г.Г. Елисеев устроил в этом здании знаменитый магазин, названный его именем.

24 января 1899 г. был торжественно открыт вновь построенный комплекс зданий Инженерного Училища среди пустошей бывшей Переяславской слободы на Бахметьевской улице.

Первый выпуск пришелся на 2 июня 1899 г. и составил всего 24 человека. Более половины из них при выпуске уже были приглашены на практические должности с хорошим содержанием, остальные тоже получили назначения в самое непродолжительное время и приступили к работе на линии.

Прошли годы, и в Училище все сильнее стала обнаруживаться несостоятельность трехгодичной подготовки. Образовательные задачи Инженерного Училища только с большим трудом укладывались в рамки трехлетней курсовой нормы. Достаточно сказать, что все лекции, занятия в лабораториях и практические упражнения, предписываемые программой, «втискивались» в заданный срок обучения лишь при распределении занятий с 9 ч. утра до 9 ч вечера, т.е. при повседневном нелегком 12-часовом труде.

Естественно, что сдать в течение трех лет при нормальном течении занятий все 60 экзаменов (в среднем по 20 ежегодно), исполнив предварительно массу чертежных и лабораторных работ, было просто непосильно для обыкновенного средне успевающего студента, каковых, разумеется, и тогда было большинство. Ежегодно, в декабре и мае совет Училища «производил рассмотрение успешности занятий» студентов, причем неуспевающие исключались. Число исключенных студентов доходило иногда до 50 человек в год. Порой число окончивших Училище точно за 3 года не превышало 7-10 % всего выпуска. Вот почему студентам, не успевшим в этот срок сдать экзамены по всем предметам, требуемым программой, руководствуясь их предшествующей успеваемостью, предоставлялся четвертый дополнительный год. Именно этот срок прохождения курса оказался наиболее удовлетворительным, и, как показала статистика, именно здесь 40-50 % заканчивали курс.

Это побудило совет Инженерного Училища ходатайствовать перед МПС о преобразовании трехгодичного курса в четырехгодичный. Для этого совет Училища разработал проект изменения действовавшего Устава. В частности, предлагалось заменить трехлетний курс четырехлетним с пятым дипломным годом, отменить обязательную двухлетнюю практику. Вносилось также предложение предусмотреть соответствующее увеличение прав и чина, даваемых Инженерным Училищем (кончающие Училище инженеры получали чин губернского секретаря, тогда как высшие технические учебные заведения давали по первому разряду чин коллежского секретаря. По «Табели о рангах» это был чин 10-го класса, соответствовавший званию штабс-капитана, а не лейтенанта). В принципе, предполагалось, что Устав Инженерного Училища во всем уравнивается с Уставом Института инженеров путей сообщения. Подготовленный проект в начале 1910 г. был представлен на усмотрение министра С. В. Рухлова. Однако обсуждение его задержалось.

Трудно и долго решался вопрос о преобразовании Училища в Институт путей сообщения. Лишь в конце августа 1913 г. такая реорганизация стала реальностью.

27 декабря 1913 года Московскому институту инженеров путей сообщения (МИИПС) было присвоено имя Николая II.

Первые же выпуски Училища дали России целую плеяду крупных специалистов. Среди них - И.А. Александров (академик АН СССР, член комиссии ГОЭЛРО, выдающийся специалист в области мостостроения, гидротехники и энергетики, автор проекта ДнепроГЭСа), Б.Н. Веденисов (член-корреспондент АН СССР, видный ученый в области строительства и транспорта), И.П. Прокофьев (профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, крупный специалист в области строительной механики и мостостроения) и другие. До 1913 г. было выпущено 682 инженера-строителя.

В начале 20-х годов на транспорте возник острый дефицит инженеров в области создания и эксплуатации подвижного состава. Их не готовили ни Петербургский институт инженеров путей сообщения, ни МИИПС. Поэтому 19 апреля 1920 г. были организованы Высшие технические курсы (ВТК) при Народном Комиссариате путей сообщения (НКПС). Начальником ВТК был назначен доцент В.И. Ледовской. В состав ВТК входило 4 факультета: строительный, эксплуатационный, тяговый и электротехнический.

19 ноября 1924 г. ВТК были объединены с МИИПС в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). В 1929 г. в МИИТе было 6 факультетов, кроме указанных - водный и автодорожный. Два последних выделились из МИИТа и на их базе созданы Институт инженеров водного транспорта в Ленинграде и Московский автодорожный институт в 1931 г.

В том же 1931 г. на базе тягового факультета был организован самостоятельный институт, получивший после ряда реорганизаций 30 июня 1931 г. название Московский электромеханический институт (МЭМИИТ). В МЭМИИТе велась подготовка специалистов в области подвижного состава: паровозов, электровозов, тепловозов и вагонов.

В годы войны коллективы МЭМИИТа и МИИТа приняли активное участие в борьбе с врагом. В ряды 6-й дивизии Народного ополчения, формировавшейся летом 1941 года на базе МИИТа, добровольно вступили более 300 студентов, преподавателей и сотрудников института. Дивизия участвовала в тяжелейших боях под Ельней и получила звание Краснознаменной. 60 студентов МИИТа воевали в составе Сводного лыжного батальона, действовавшего в составе Калининского фронта. Более 600 миитовцев приняли участие в строительстве оборонительных рубежей на подступах к Москве (примечание – статья о студенте Рязанского техникума железнодорожного транспорта и МИИТ Даркове А.В. рассказывает о добровольцах, обороняющих Москву).

За успешную подготовку высококвалифицированных инженерных кадров в условиях военного времени МЭМИИТ в 1945 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а МИИТ в 1946 г. - орденом Ленина.

1 июля 1954 г. МЭМИИТ вошел в состав МИИТа на правах механического факультета и факультетов «Электрификация железных дорог» и «Энергетический».

В 1955 г. МИИТ возглавил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Ф.П. Кочнев, который руководил институтом 25 лет до 1980 г. Будучи прекрасным организатором, Федор Петрович многое сделал для развития МИИта. По его инициативе МИИТ значительно расширился, в 1958 г. в состав МИИТа вошел Московский транспортно-экономический институт (МТЭИ) в качестве Инженерно-экономического факультета.

В 1960 г. был открыт новый факультет «Автоматика и вычислительная техника». Факультет вскоре стал самым престижным, число его студентов достигло почти 3000, а общее число студентов института только дневного отделения составило в ту пору около 12000. В МИИТе открываются новые кафедры, лаборатории, создан вычислительный центр с современным оборудованием. При Ф.П. Кочневе построены новые учебные корпуса, общежития для студентов, Дворец спорта, пансионаты в Крыму, 6 институтских жилых домов, и многое другое. Уместно добавить, что Ф.П. Кочнев был заядлым спортсменом, увлеченным коллекционером антиквариата, прекрасно играл на гитаре и пел романсы, особенно любил Есенина.

МИИТ вошел в пятерку крупнейших вузов Москвы. Дело Ф.П. Кочнева продолжили ректоры: заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор И.В. Белов (1980 - 1985 г.г.) и член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, профессор В.Г. Иноземцев (1985 - 1997 г.г.). В период руководства последнего 15 июня 1993 г. МИИТ получил статус университета и стал называться Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ).

С 1997 г. по 2018 г. МИИТом руководил профессор Б.А. Лёвин. При нём значительно выросло число подразделений, вошедших в состав Университета, и изменилась структура управления. В 2018 году ректором Российского университета транспорта (МИИТ) назначен А.А. Климов.

В период многоступенчатой реорганизации университета в 2009 году к МИИТу были присоединены Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта (РГОТУПС), вместе с филиалами в разных городах РФ; а также 18 отраслевых колледжей и техникумов разных городов РФ.

В результате МИИТ стал крупнейшим вузом страны, в состав которого, кроме Московских подразделений, входили 37 филиалов в 24 субъектах Российской Федерации.

С 2009 по 2017 годами Рязанский техникум железнодорожного транспорта был Рязанским филиалом МИИТ.

 На фото: здание техникума (2009-2017 Рязанский филиал МИИТ).

 

Этот период совпал с новой тенденцией российского образования. Выпускники девятых классов не стремились продолжать обучение в школе, для них стало интересно среднее профессиональное образование. Потребность ОАО «РЖД» в специалистах-техниках к тому времени превышала потребность в инженерных кадрах на 10–15%. Руководство МИИТа, хорошо понимая процессы образования потребности предприятий в специалистах, поставило перед отраслевыми колледжами и техникумами задачу повышения качества подготовки студентов, которые придут работать на железную дорогу.

Кроме этого, важнейшим аспектом обучения и воспитания специалистов-техников стало развитие интереса к получению высшего образования и продолжению обучения в транспортных вузах. Большое значение МИИТ предавал непрерывности подготовки кадров, когда большинство выпускников колледжей и техникумов продолжают обучение в рамках одного университета по программам среднего профессионального образования, а затем и высшего образования. Таким образом, Рязанский филиал МИИТ начал реализовывать программы высшего образования в здании на улице Чкалова,3.

 На фото: здание Рязанского филиала МИИТ (ул. Чкалова,3).

 

За весь период деятельности множество выпускников Рязанского техникума окончили МИИТ. Среди них Гусев Б.В., Дарков А.В., Егошкин Е.И., Сазонов В.Н. и многие другие.

В статье использованы материалы с сайта https://www.miit.ru/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: