Строительное училище помещается в здании бывшей учительской семинарии, занимает верх правой пристройки площадью 65 кв.м., уступленной после полугодовой борьбы с Рязанским эвакопунктом. 12 января 1921 года соглашение достигнуто и зафиксировано Губисполкомом, а 15 января 1921 года подтверждено распоряжением ГЛАВСИНУПРА. Распоряжение это содержит и вторую часть об уступке помещения в первую очередь в случае сокращения числа коек в госпиталях Рязани.
Во всём помещении училища имеется пока одна железная печь, а дров отпущено МС ½ сажени с заявлением: «на месяц». Парты получены взаимообразно на 1 месяц от №1 советской школы. Другой мебели совершенно нет.
Предполагается заготовлять дрова силами учеников, а что возможно получить со стороны. Центральное отопление испорчено, освещение приводится в порядок. Лампочек недостаточно. Это исключает пока возможность пользоваться читальней. Для общежития пока нет места, как и для мастерских и кабинетов. Уборной нельзя пользоваться, так как водопровод испорчен. Требуется кое-какой мелкий ремонт.
Занятия начались 20 января и понемногу входят в правильное русло. Посещаемость постепенно увеличивается. До сих пор несколько человек не откомандированы различными учреждениями для преподавания, несмотря на письменные и личные ходатайства.
Бумага, чернила, перья и карандаши, в необходимом количестве имеются. Приобретено около 1000 книг, предстоят и другие покупки в различных местах.
Собственных мастерских, физического и химического кабинетов пока не имеется, но достигнуто соглашение о пользовании такими учреждениями Губпрофобра, также как и материалами с обязательством возместить впоследствии. При этом поставлено условие, что ученики выполняют заказы училища, и все поделки поступают ему же. Одновременно положено начало собственным мастерским, пока столярной, а в ближайшее время начнется устройство и слесарной.
Различные приборы для физического и геодезического кабинета, астрономическую трубу, чертежные доски, книги и после есть надежда получить благодаря личному содействию тов. Луначарского от Рязанского института народного образования.
Общее руководство учебной частью поручено советом инженеру Лебедеву С.С., который произвел работу по пересмотру планов и программ, согласованию их по отдельным предметам и распределению материала по определенным периодам времени. Он же руководит организацией собственных мастерских с расчётом принятия заказов центра на изготовление пособий, согласно циркулярному распоряжению Учтрапа от 10/I 1921 за № 6098.
Занятия в училище распределены по времени следующим образом: с 8 до 12 часов и с 13 до 16, причём занятия в мастерских отнесены на послеобеденное время.
Преподавательский состав весь налицо*. Отношение учащихся к занятиям поначалу очень хорошее. Свободное время заполняется собраниями всевозможных кружков: драматического, музыкального, библиотечной секции и других. В этом отношении учащимся предоставлена полная свобода.
С целью урегулировать и эту сторону жизни училища, среда в расписании сделана более лёгкой, и учащимся предложено собираться преимущественно в среду, и воскресенье с 17 часов. Вместе с тем на среду назначается какая-либо беседа общеобразовательного характера. Начат цикл бесед по астрономии.
Ближайшие задачи: снабжение училища мебелью, устройство освещения, организация общежития и столовой. Всё это представит большие затруднения.
Главнейшие препятствия к успешной работе:
1 Отсутствие помещений. В ближайшее время, пользуясь помещением строительного училища для вечерних занятий, возможно открытие двух курсов, не более (теснота помещений)
2.Отсутствие дров. Письмо, черчение чрезвычайно затруднительны в плохо отапливаемых, а иногда и совсем не отапливаемых помещениях. К этому надо прибавить самочувствие преподавателей и учащихся. Это же вызывает невозможность варки пищи для лиц, приезжающих с линии или приходящих с расстояний в 5-7 верст. Эти лица вынуждены по 10 часов оставаться без горячей пищи. Железнодорожная столовая многим не отпускает обед. Хлеба также не хватает.
3.Недостаток содействия со стороны администрации некоторых служб. Согласно телеграмм НКПС за №№ 10095 и 10096 «всем агентам службы Движения пути и Тяги предлагается оказывать самое деятельное содействие местным отделам подготовки их работы по профессионально-техническому образованию».
4.Недостаточность снабжения продовольствием. По резолюции 5 съезда: учащиеся должны получать дополнительный поек, в размере не менее отпускаемого на столовые. Строительному училищу отказано в пользовании столовой и в выдаче соответственного количества продуктов тоже отдается отказ со стороны Учифкно.
5.Недостаточность канцелярского аппарата в Учкпрофсож. Уполномоченный по профтехобразованию постоянно встречает затруднения в напечатании той или иной бумаги, а программы и положения, всякие анкеты нужны при организации новых курсов. В строительном училище делается, что возможно.
Для улучшения общей постановки профтехобразования на участке желательно принять меры по всем указанным выше пяти пунктам.
Необходимо стремиться к овладению полностью зданием учительской семинарии, где организовать классные занятия строительного училища, приспособив соответственным образом классы, кабинеты, мастерские, библиотеку, читальню и прочее. Там же устроить клуб и специальную большую аудиторию для чтения с волшебным фонарём популярных лекций широкой массе рабочих. Желательно открытие железнодорожной портновской мастерской и прачечной.
2/II 1921 г.
Н.Худзинский.
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Директора Рязанского Строительного среднетехнического училища
путей сообщения Худзинского Н.А.
Тов. Рюмину и Хаустову
от 11/III 1921 г.
Считать в хозяйственной части самым главным вопросом охрану построек и насаждений и прошу:
1. Обратить на этот вопрос особое внимание.
2. По возможности выдавать рабочим, живущим на усадьбе, ежедневно по ½ пуда хороших дров на варку пищи. Сырых выдавать несколько больше (если нет сухих).
Худзинский.
Тов. Хаустову
Прошу ежедневно топить учительскую и держать её отпертой, чтобы ученики и преподаватели могли там погреться.
29/III 1921 г.
Тов. Рюмину, Хаустову и всем рабочим канцелярии.
Поломки забора, взломы замков и кражи продолжаются. Охрану учениками здания и усадьбы в полной мере организовать до начала занятий не удалось. Рабочим в ближайшее время особых работ не предлагается.
Прошу зав. хозяйством тов. Рюмину установить охрану здания и усадьбы с помощью рабочих, назначая двух на ночь с 12 до 8 час. утра и двух на день, посменно с 8 до 12 ночи. Рассыльного можно привлекать во все дни, кроме вторника, четверга и субботы, когда он в распоряжении канцелярии. Охрана должна производиться и в праздники. Должно быть составлено точное расписание дежурств с соответственными расписками.
Тов. Хаустову принять меры к тому, что ходы и окна на чердак должны быть прочно заделаны, ежедневно проверять их, а также целостность заборов. За новые поломки и кражи возлагается ответственность на последнего дежурного, если он не обнаружил поломки при смене и не доложил об этом. Неисполнительных дежурных штрафовать вычетом из пайка и представлять к увольнению.
Для охраны продуктов через рассыльного при помощи канцелярии вызывать учащихся по одному от каждого класса в алфавитном порядке.
7 /IV 1921 г.
Худзинский.
Тов. Хаустову.
Срочно затянуть колючей проволокой сруб колодца в саду, по возможности густо. Предупредить тов. Панкрашина, что за дальнейшее расхищение сруба ответственность падёт на него.
2 /V 1921 г.
Худзинский.
Владельцам коз, живущим во дворе училища.
Замечено, что козы пасутся на свободе и вредят насаждениям. В дальнейшем, при повторении подобных случаев, виновные будут привлекаться к ответственности.
18 /V 1921 г.
Худзинский.
C 10 /VII меняется время окончания 2-го, 4-го, и 6-го уроков (подробности в расписании). Товарищей преподавателей прошу быть в классах от звонка до звонка, независимо от числа присутствующих учеников.
9/V 1921 г. Худзинский.
Завхозу Лихареву.
Имеется 60 000 рублей на перевозку дров. Прошу принять самые серьезные меры к доведению температуры в здании к 10 градусам, как я уже раньше требовал. Обращено Ваше внимание на то, что холод и прочие неудобства (дыры в окнах, несвоевременные уборки), чрезвычайно тормозят учебную работу.
21 /XII 1921 г.
Худзинский.
ОТЧЁТ
О ПЕРВОЙ ГОДОВЩИНЕ РАБОТЫ УЧИЛИЩА
От 19 марта 1922 г.
Начатое с малого, с небольшим штатом преподавателей и учащихся в чужом здании, училище к настоящему моменту имеет солидное число учащихся, почти полный преподавательский арсенал, свое помещение, обзаводится собственными мастерскими и другими вспомогательными учреждениями.
Но новая экономическая политика отозвалась и на училище. Несмотря на то, что около 50% профессинально-технических школ транспорта закрыто, наше училище оставлено, как проявившее большую трудоспособность и будет снабжаться государством. Это снабжение, однако, будет скудное: государство желая поддержать возможно больше школ, может удовлетворять наши нужды лишь наполовину - все остальное отнесено на местные средства.
Положение училища критическое и все кому дороги интересы просветительского дела вообще, кто хочет вывести республику из экономической разрухи, кто хочет поддержать транспорт, кто хочет дать железной дороге техников и инженеров – все должны помочь училищу в его трудную минуту.
Президиум строительного училища: Худзинский
Антонов
Рюмин
* Первый преподавательский состав
1. Антонов Владимир Михайлович Преподаватель математики
2. Аксёненко Николай Иванович Зав. строительн. мастерскими
3. Былов Николай Владимирович Преподаватель гигиены
4. Васин А.И. Препод.технолог.строит.материал.
5. Введенский Б.Ф. Преподаватель математики
6. Денисов А.Я. Преподаватель физики
7. Драшусова Елена Евгеньевна Преподаватель французского яз.
8. Евлашина А.Д. Лаборантка
9. Евтеев М.И. Преподаватель черчения
10. Зильберсдорф А.А. Преподаватель строител. искусст.
11. Канищева А.И. Преподаватель английского яз.
12. Кантарджи В.А. Преподаватель черчения и рисов.
13. Каширин Трофим Иванович Мастер-столяр
14. Кессельман Л.М. Преподаватель музыки
15. Колпаков Г.В. Преподаватель топографич.черч.
16. Кеткович Я. В. Преподаватель математики
17. Кузьмин Г.Т. Переплётн. Мастер
18. Колобаева К.Ф. Лаборант в химич. Лаборатории
19. Лебедева В.Н. Преподаватель начерт. Геометрии
20. Лебедев С.С. Преподаватель сопромата
21. Михайлов С.Г. Преподаватель математики
22. Недачин П.М. Препод.упражнений по механике
23. Орфенов С.А. Преподаватель механики
24 Осипов Всеволод Васильевич Преподаватель по истор.культуры
25. Перле А.А. Преподаватель немецкого языка
26 Повалишина Н.А. Преподаватель французск.языка
27 Помелов Г.И. Преподаватель географии
28. Рюмин С.П. Преподаватель русского языка
29. Стаханов А.Н. Преподаватель геодезии
30. Страдовений С.А. Преподаватель химии
31. Турбин П.М. Преподаватель математики
32. Усыскин Д.М. Преподаватель технич.черчения
33. Худзинский Н.А. Преподаватель математики
34. Чернышев И.В. Преподаватель упраж.по геодезии
35. Шебанов И.И. Мастер-столяр
36. Щербаков Я.В. Преподаватель электротехники
37. Мартынов Н.С. Мастер-кузнец
38. Аникин Ф.М. Мастер-слесарь
39. Купцов Н.Д. Мастер-слесарь
Первый директор






