Худзинский Николай Александрович

 

     31 декабря 1920 года в Рязани открылось Рязанское Строительное средне-техническое училище путей сообщения.

      Училище возглавил Худзинский Николай Александрович.

 

      Родился Николай Александрович в 1874 году в дворянской семье. В 90-годы XIX века семья Худзинских переехала в Рязань. В 1896 году Николай Александрович окончил Первую Рязанскую мужскую гимназию, а в 1906 году физико-математический факультет Московского университета. После университета он учился в Москве на учительских и в Германии на землемерных курсах. Свою трудовую деятельность начал в Рязани. С 1907-1910 г.- преподавал математику в частной мужской гимназии Зелятрова, 1910-1914 г. в Ливенском реальном училище, а с 1918 по 1919 г. в Рязанской учительской семинарии. Воевал в первую мировую войну с 1914 по 1915 г. прапорщиком артиллерийского ополчения. С 1915 по 1918 г. находился в германском плену. Принял революцию. После плена работал в Советской школе, в РИНО, в Губернском Земском управлении и в Госбанке.

    Худзинский Н.А. с 9 мая 1920 года состоял на службе в Учполите Московско-Казанской железной дороги при станции Рязань. Он стал инициатором в деле организации в городе Рязани железнодорожного техникума. 12 июля 1920 года вынесено постановление об устройстве такого училища и работа поручена тов. Худзинскому.

      1 октября 1920 года хлопоты его увенчались успехом, и училище утверждено под названием «Рязанского строительного средне-технического училища путей сообщения в память 3 годовщины Октябрьской революции».

     Одновременно с началом работы по организации означенного училища, были сделаны шаги к подыскиванию для него помещения. Единственным походящим зданием было здание бывшей Учительской семинарии, занятое госпиталем. Тов. Худзинский всю свою энергию и настойчивость направил на борьбу за это здание с Рязэвакопунктом. К 1- го апреля 1921 года здание было передано организованному и уже в то время работавшему училищу.

Николай Александрович, вне всяких сомнений, обладал большим авторитетом и отменными организаторскими способностями. Состав преподавателей был очень сильным. Первый директор привлек на работу опытных педагогов из ликвидированных после октябрьской революции учебных заведений, коих было великое число. Особенно, выделялись физики и математики, кем был и сам Худзинский.

    К декабрю 1921 года училище насчитывало в себе 127 человек слушателей, из которых большая часть дети рабочих и крестьян. Тов. Худзинский назначен начальником этого училища и продолжает вести интенсивную работу на улучшение благоустройства и снабжения училища пособиями и материалами. Николай Александрович часто вынужден бывать в Москве, чтобы уладить важные организационные проблемы. Несмотря на трудную утомительную работу, Худзинский, когда не бывал в отъезде и когда позволяло расшатанное в Германскую войну и в плену здоровье, посещал важные собрания на железной дороге, выступал на узловых съездах железнодорожников. Главной темой этих выступлений была агитация профессионального образования.

Сохранились некоторые распорядительные документы, касающиеся хозяйственной деятельности училища первых лет его существования.

 

«Прошу озаботиться ежедневным отоплением учительской. Вместе с тем обращаю Ваше внимание на то, что для общежития существует определённый отпуск дров с железной дороги, о чем должен заботиться зав общежитием и учащиеся из общежития».

 

«Прошу принять срочные меры к починке и укреплению колючей проволокой забора училища по лицевой стороне. Сегодня обнаружена разборка части забора.

Считать в хозяйственной части самым главным вопросом охрану построек и насаждений»

«Прошу ежедневно топить учительскую и держать её отпертой, чтобы ученики и преподаватели могли там погреться».

      Война, плен, расшатанное здоровье – на век Николая Александровича выпало немало… По сведениям Партийного архива Рязанского обкома РКП(б), Рязанской Губернской Контрольной Комиссией, 23 декабря 1922 года Худзинский Н.А. был исключен из партии «за недобросовестное отношение к партийным обязанностям: не являлся на собрания, субботники и т.п.; не доставил биографию, заверенную двумя товарищами,….»

Несмотря на это, до 24 марта 1924 года, пока позволяли здоровье и силы, Николай Александрович был во главе Рязанского Строительного Среднетехнического Училища путей сообщения Московско-Казанской железной дороги.

 

       Т.БЛЮМЕ

                                                          

Ввиду моего болезненного состояния прошу Вас принять должность теперь же, а дела, когда Вы найдёте возможным.

 

 Основание: Распоряжение отдела Просвещения за                                                                                  № 233/1583 от 24 /III 1924 г.

Худзинский

      

Множество фантастических и преданных делу людей работало и работает в нашем техникуме. Первый директор – Худзинский Николай Александрович, безусловно, входит в их число. В тяжелейшее для страны время он отдал все свои силы и здоровье на создание, сохранение, благоустройство техникума. Безмерная благодарность уважаемому человеку.

 

 

Первый выпуск

   В подготовительный класс решено принимать не моложе 15 лет, в первый - не моложе 16 лет. Сверх того решено принимать в первый класс взрослых, преимущественно железнодорожников.

В 1-й класс в 1920 году было принято 34 учащихся, а закончили Рязанское средне-техническое строительное училище в память III годовщины Октябрьской революции в 1925 году 25 человек:

1. Александров Иван Иванович

2. Бельский Андрей Павлович

3. Васильев Сергей Константинович

4. Владимиров Константин Николаевич

5. Воронов Сергей Иванович

6. Горбунов Алексей Иванович

7. Думенский Иван Васильевич

8. Егоров Сергей Иванович

9. Ильин Дмитрий Максимович

10. Калинин Сергей Васильевич

11. Колосов Борис Алексеевич

12. Кузнецов Михаил Тихонович

13. Курепин Иван Андреевич

14. Ларькин Иван Андреевич

15. Макаров Александр Васильевич

16. Максимук Севастьян Ионович

17. Плюсков Николай Николаевич

18. Попов Сергей Николаевич

19. Рыбаков Николай Дмитриевич

20. Семенский Леонид Мстиславович

21. Смирнов Нил Константинович

22. Стуколов Николай Александрович

23. Федоров Владимир Николаевич

24. Штемба Илья Хаймович

25. Якубовский Константин Иванович

26. Яшунин Василий Васильевич

27.

 На фото: директор Худзинский Н.А. с первыми выпускниками техникума, 1925 год.

 

По окончании Рязанского Строительного техникума Путей Сообщения каждый выпускник получал Удостоверение следующего образца:

С.С.С.Р.

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ.

РЯЗАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ.

Памяти третьей годовщины Октябрьской революции

 

 

У Д О С Т О В Е Р Е Н И Е

 

На звание ТЕХНИКА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ПЕРВОЙ категории

СТРОИТЕЛЬНОЙ специальности

ПОПОВА СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА

 

№ _7___

Исх.1237

 

             Дано ПОПОВУ СЕРГЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ, родившемуся в 1899 г. в том, что он поступил в Рязанский Строительный Техникум Путей Сообщения в 1920 г., окончил в 1925 г. полный теоретический курс техникума, причем на выпускных поверочных испытаниях в Особой Испытательной Комиссии обнаружил успешные познания по следующим предметам:

    

1. Политическая грамота и обществоведение

2. Железные дороги и их постройка

3. Строительное искусство

4. Геология

5. Геодезия и изыскания путей сообщения

6. Архитектура

7. Отопление и вентиляция

8. Прикладная механика

9. Железнодорожные водопроводы и водостоки

10. Основания и фундаменты

11. Искусственные и инженерные сооружения

12. Строительная механика и графическая статика в применении к железнодорожным сооружениям.

  

В течение всего срока обучения, ПОПОВ выполнил и в особой испытательной комиссии успешно защитил следующие проекты:

         1. Проект железной стропильной фермы

          2. Проект железного моста под железную дорогу на каменных устоях

         3. Проект деревянного моста под железную дорогу

         4. Проект стрелочного перевода, стрелочной улицы, сигнализации и блокировки станции

         5. Проект станции

         6. Проект изыскания железнодорожной линии.

                     7. Проект путевого здания

                     8. Проект веерного депо

                     9. Проекты по отоплению и вентиляции:

                          а) Печь большой теплоёмкости

                          б) Центральное отопление и вентиляция

                     10.Проект водоснабжения и водостоков железнодорожной станции и      поселка.

 

          На переводных курсовых испытаниях обнаружил успешные познания по следующим предметам:

                   Политграмота и обществоведение

                   Русский язык

                   Немецкий язык

                   Алгебра и арифметика

                   Элементарная геометрия

                   Тригонометрия

                   Аналитическая геометрия

                   Начертательная геометрия

                   Дифференциальное и интегральное исчисление

                   Физика и химия

                    Механика теоретическая; сопротивление материалов; строительная механика

                    Гидравлика и гидравлические двигатели

                   Строительное искусство / материалы и работы/

                   Гражданская архитектура / части зданий и специальная ж.д. архитектура/ с проектированием

                  Водопроводы и водостоки с проектированием

                  Основания и фундаменты

                   Железные дороги с проектированием

                   Геодезия и изыскания путей сообщения

                   Искусственные и инженерные сооружения с проектированием

                   Механика прикладная и паровая

                   Механическое оборудование в строительно-путевом хозяйстве

                   Подвижной состав

                   Электротехника

                   Железнодорожная санитарная техника

                   Геология и петрография

                   Водяные сообщения и гидротехнические сооружения

                   Обыкновенные дороги и экономические подъездные пути

                   Экономическая география и история путей сообщения.

                   Экономика путей сообщения

                   Железнодорожное счетоводство

                   Составление смет и техническая отчетность

                   Организация работ

                    Технология строительных материалов

                    Материаловедение и снабжение железнодорожными материалами в службе пути.

 

                   Получил удовлетворительные зачеты по лабораторным занятиям: по графическим искусствам /рисованию, черчению, общему техническому, топографическому, проекционному и строительно-железнодорожному.

 

                   По физике,

                   По химии

                   По электротехнике

                       То же по ремеслам:

                   Плотничному и столярному

                   Слесарному и кузнечному

                   Малярному, печному и штукатурному.

 

                    В соответствующие сроки и летние месяцы отбывал практику геодезическую в техникуме, строительную и путевую по Службе Пути на железнодорожных участках.

 

                    На заседании Совета Техникума от июля месяца 20 дня 1925 года, вышеназванный ПОПОВ удостоен звания ТЕХНИКА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ строительной специальности с правом производства работ по своей специальности по проектам, надлежаще утвержденным, и утвержден в этом звании Центральным Управлением по Просвещению на транспорте НКПС.

 

                    После двухлетнего стажа по своей специальности, дачи о сем письменного отчета и успешном проведении установленного испытания в соответствующей Испытательной Комиссии, означенный ПОПОВ, может получить от Центрального управления по просвещению на транспорте НКПС через Особую Испытательную Комиссию звание ИНЖЕНЕРА СТРОИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ.

 

Рязань. Июля месяца 20 дня 1925 года.                                                                                      

 

Печать Н. К. П. С.                                              Председатель Совета Начальник

Рязанский строительный

Техникум путей сообщения                              Техникума - подпись не разборчива

                              

                           Члены Совета:

 

          Инж. П.С. – две подписи не разборчивы

          Инж.-техн. – две подписи не разборчивы

          Инж.-электр.- две подписи не разборчивы

 

          Представитель производства:

 

Помощник начальника сл. Пути М.К. ж.д. Инженер П.С.- подпись не разборчива

 

Секретарь Совета Инженер – подпись не разборчива

       № 1081 П. 23/УII- 1925 г. Москва.

 

 Гербовая печать

Народный комиссариат Путей

Сообщения                                        Начальник Путранпроса – подпись не разборчива     

 

           

  

       Ниже история жизни двух учащихся первого выпуска 1925 года.

 

            Рыбаков Николай Дмитриевич родился 24 июля 1905 года в деревне Медведево Бронницкого уезда Московской губернии в семье железнодорожника. Отец трудился на Московско-Казанской железной дороге. Прошел путь от путевого ремонтного рабочего до дорожного мастера.

            Николай Дмитриевич начал работать с 1919 года, когда ему исполнилось 14 лет, табельщиком 4 Дистанции службы Пути Московско-Казанской железной дороги. В 1921 году был командирован, в только что открывшееся «Рязанское средне-техническое строительное училище в память III годовщины Октябрьской революции», которое закончил в 1925году по специальности «Техник путей сообщения первой категории строительной специальности с правом производства работ по своей специальности по проектам надлежаще утвержденным» и утвержден в этом звании Центральным Управлением по Просвещению на транспорте ЦКПС. Наше учебное заведение дало Рыбакову Н.Д. хороший старт в будущую трудовую жизнь.

         После окончания, продолжил работу на Московско-Казанской железной дороге. Рыбаков работал на 4 Дистанции Пути в разных должностях: старшим рабочим, техником дистанции, смотрителем зданий, прорабом. В 1930 году Николай Дмитриевич решил повысить свою квалификацию и поступил учиться в Московский Институт инженеров Транспорта на специальность «Инженер-строитель железных дорог и гражданских сооружений». Закончив учёбу в институте, с 1932 до 1934 гг. работал сначала дорожным мастером, а затем заместителем начальника строительного участка Московско-Казанской железной дороги, начальником 2-го ремонтного участка, инженером 4-й Дистанции службы Пути Московско-Рязанской железной дороги, старшим дорожным мастером 4 Дистанции службы Пути Московско-Рязанской железной дороги.

          С 1936 по 1939 гг. Рыбаков был зам. начальника 4 Дистанции Пути Московско-Рязанской железной дороги. С 1939 по 1941 гг. - помощником участкового ревизора НКПС по безопасности движения поездов.

          В годы Великой Отечественной Войны и первое послевоенное время с 1941 по 1950 гг. Николай Дмитриевич Рыбаков занимал должность начальника 4 Дистанции службы Пути Московско-Рязанской железной дороги. За продолжительный срок работы в должности начальника, хорошо изучил путевое хозяйство. Дисциплинирован сам и требователен к подчиненным. Проявляя организаторские способности, и умение руководить хозяйственной деятельностью, добивался выполнения плана и слаженной работы коллектива дистанции.

        Рыбаков Николай Дмитриевич за хорошую работу во время Великой Отечественной войны в 1942 г. награждён Орденом «Трудового Красного Знамени», медалью «За доблестный труд» в 1946 г., наградным знаком «Почётный железнодорожник» в 1943 г., наградным знаком «Отличный путеец» в 1943 г.

         В период с 1950 по 1951 гг. Рыбаков работал зам. начальника зданий и сооружений Московско-Рязанской железной дороги.

         В августе 1951 года Рыбаков Николай Дмитриевич был призван Железнодорожным  военкоматом города Рязани в Советскую Армию и отправлен на строительство железной дороги в Мурманскую область, где занимал должность заместителя командира отдельного батальона по технической части, где служил до января 1954 года и уволен в запас из Советской Армии по возрасту.

 

         Другой выпускник 1925 года Плюсков Николай Николаевич, закончив «Рязанское средне-техническое строительное училище в память III годовщины Октябрьской революции» пошёл по другой стезе.

        Николай Николаевич родился 19 февраля 1903 года в городе Ряжске Рязанской Губернии, из семьи служащих. Получив профессию техника-строителя I категории, начал работать на Московско-Казанской железной дороге, техником десятником. Отбыл воинскую повинность в 1926 году (командир взвода запаса).

       С 20 ноября 1926 года Николай Николаевич возвращается в родное учебное заведение, и начинает работать в качестве преподавателя по циклу «Строительное искусство и обыкновенные дороги». Плюсков отработал в Рязанском техникуме до 1 сентября 1927 года и уволился в связи с отъездом из Рязани.

 

 

              

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: