Анатолий Иванович Герасимов

Качество подготовки студентов можно оценить по выпускникам учебного заведения. Рязанский техникум железнодорожного транспорта давал (и дает) не просто качественное, но фундаментальное образование.

Невольно задаешься вопросом: как из отраслевого провинциального учебного заведения в тяжелые послевоенные годы выросли два выдающихся ученых-физика, лауреата Ленинской премии в области науки и техники, участвующих в сверхсекретной разработке ядерного оружия?! Кто были учителя, взрастившие будущих ученых?! В каких условиях нарастал потенциал учащихся Рязанского техникума железнодорожного транспорта Романа Матвеевича Суляева и Анатолия Ивановича Герасимова?!

Ответы на эти вопросы можно узнать из биографии выпускника строительного отделения 1950 года А.И. Герасимова, сразу же после войны поступившего в техникум. В своей книге «Из прожитого и сотворенного» Анатолий Иванович делится воспоминаниями об учебе в техникуме, о наставниках, которые привили интерес к предметам, дальнейшей научной деятельности.

 На фото: А.И. Герасимов.

 

Поступив в железнодорожный техникум в 1946 году Анатолий Иванович Герасимов имел два увлечения, которые его очень интересовали – геология и радиолюбительство. «Дед увлекался радиолюбительством. После повышения мощности радиостанции имени Коминтерна в Москве дед задолго до всех приобрел примерно в 1930 году детекторный приемник, установил на высоких жердях длинную антенну, и домашние слушали в наушниках (а их можно было подключать две пары) радиопередачи. Новости потом рассказывали селянам. Нередко соседи тоже приходили послушать радио и подивиться чуду. Потом дед приобрел популярную литературу по этому вопросу и стал сам собирать приемники для себя и знакомых, постепенно увеличивая громкость звучания из наушников так, что музыку и песни стало слышно в комнате. По-видимому, основное влияние на силу звука оказывали все увеличивающиеся мощность радиостанции, высота и длина антенн, а также улучшаемое заземление и сравнительная близость нас к Москве (напрямую примерно 160 км). Такой же приемник стоял в домике на колхозной пасеке».

Анатолий Иванович очень лестно отзывается о педагогах. Вот как он описал преподавателей, а также о своей жизни в период учебы в техникуме.

«Образно, четко и строго вел начертательную геометрию Иван Александрович Букринский (с четвертого семестра он преподавал нам еще геодезию). Мне «начерталка» давалась легко в связи с развитым пространственным и объемным воображением, а большинство учащихся осваивало материал с великим трудом, считая этот предмет чуть ли не самым сложным. Поэтому меня часто вызывали к доске для объяснения материала своим языком «слабомыслящим и туподумам». А когда студент неправильно отвечал или запутывался в своих рассуждениях, Букринский останавливал его и произносил свое коронное резюме: «Дорогой, зачем же тащить за хвост на крышу корову для дойки, когда надо просто ласково пригласить ее зайти для этого в приличный хлев!». Он нередко рассказывал нам интересные коллизии из своей жизни, в частности, когда он работал в Управлении картографии и геодезии СССР и когда с бригадой посредством геодезических приборов прокладывали от Балтийского моря трассы и переносили уровень поверхности воды моря в центральные области СССР. Рассказывал нам он и анекдоты, которые в то время мало кто отваживался вслух на людях произносить. Их тогда никто не издавал в виде брошюр или книг, не печатал в газетах и не вещал по радио или телевидению. Считалось это безыдейщиной и пошлостью, а распространявшие их люди наказывались вплоть до тюремного заключения, особенно, если содержание анекдота как-то затрагивало советскую власть, членов Политбюро, Ленина, Сталина, Чапаева с Петькой и Анкой, построение социалистического и коммунистического общества. Анекдоты он рассказывал всегда к какому-нибудь случаю, чаще всего, когда слышал неправильный ответ учащегося. Он останавливал говорившего и произносил: «Дорогой, твоя сказка похожа на такой анекдот» – и далее следовал его пересказ. Вот один из запомнившихся. «Заболел как-то дедушка, и его положили в больницу. Бабушка стала ежедневно готовить ему вкусную еду и носить в палату. Как-то зарубила она петуха, зажарила его и сварила свежие яйца. Пришла в больницу с едой, поставила ее на стол и обратилась к принимающей медсестре с вопросом о здоровье деда. А та и говорит, что дед ее умер. Бабушка остолбенела, а потом громко заголосила, как это и принято было в деревнях в таких случаях: «Милый мой друг, умер ты вдруг, и лежат твои яйцы, и стоит твой петух!». На втором и третьем курсах Букринский вел у нас в группе геодезию и одновременно руководил практикой в полевых условиях с кипрегелями, буссолями, теодолитами, нивелирами и другими приборами. Чрезвычайно интересно, увлекательно и доходчиво преподносил он эту достаточно сложную дисциплину, и практически все студенты с удовольствием посещали занятия и неуспевающих не было, а после окончания техникума некоторые стали специализироваться именно по геодезии.

 На фото: И.А. Букринский.

 

В параллельной строительной группе геодезию преподавал инженер-капитан Николай Федорович Моргунов. Мне его метод преподнесения материала нравился даже больше, чем преподавание Букринского. А так как его сын Александр учился в нашей группе, то я нередко с ним заходил в кабинет практики его отца, где находились современные геодезические приборы и был собран Николаем Федоровичем своего рода музей подобных приборов прошлого, в том числе и дореволюционного времени. Здесь Моргунов-старший занимался исследованиями и разработкой ряда новых геодезических устройств, а также факультативно знакомил студентов своей группы (обычно приходили и студенты из других групп) со становлением геодезической науки. Как правило, несколько вечерних занятий посвящалось истории развития и создания одного какого-то типа приборов. С такими старинными приборами выходили на огороженную территорию двора техникума и пробовали работать на них и на современных подобных инструментах, сравнивая их характеристики и особенности. Впоследствии Николай Федорович написал учебники по геодезии для техникумов и институтов и задачник по геодезии, пользовавшиеся большим спросом. А его сын Александр после окончания техникума, отработав несколько лет по специальности, поступил учиться в Рязанский радиоинститут и закончил его. Он был оставлен для работы на кафедре. Затем отец и сын Моргуновы разработали и создали ряд радиотехнических устройств для серии геодезических приборов, существенно улучшив их рабочие характеристики. Александр защитил на основе этих исследований кандидатскую диссертацию. Большого успеха, всесоюзной известности и признания отец и сын достигли, создав установки для дистанционного «безлюдного» управления посредством радио по задаваемым программам работой тракторов в поле. В 1970-х годах Моргуновых и их разработки многократно показывали по телевидению, награждали премиями по итогам конкурсов.

 На фото: Н.Ф Моргунов (1-й справа).

 

На втором и третьем курсах мне нравилось также изучать сопротивление материалов, которое нам преподавал инженер-капитан Николай Гаврилович Сухоруков. Эта дисциплина считается в техникумах и вузах одной из самых трудных. Для меня же она казалась понятной, интересной, точной и простой. Я с удовольствием решал по ней задачи даже сверх программы. Это очень помогло мне позже, когда я учился на вечернем отделении Московского инженерно-физического института, где «сопромат» тоже преподавался. Мне казалось, что вузовский материал был лишь немного сложнее техникумовского.

Я, как и другие учащиеся с нашей Мещерской Спас-Клепиковской и Тумской стороны, организованно через каждые 2–3 недели ездил домой за продуктами, главным образом за картошкой. Мне мать давала еще сало, упомянутый выше крахмал, сухари, муку и что-то из круп, которые готовили сами из пшеницы, овса или проса на ручных крупорушках, имевшихся тогда у некоторых хозяев в деревне. Субботним поездом в 21 ч. я прибывал на станцию Пилево и далее 15 километров один по плохой грунтовой дороге шагал ночью до дома, причем больше половины пути дорога пролегала через глухой лес. Время в пути составляло обычно около двух с половиной часов. В одном месте недалеко от Тюково дорога проходила около кладбища, и тогда ночью было немного жутковато, приходилось оглядываться на всякие шорохи и звуки. Редко, но иногда оказывались попутчики до Тюково, и тогда времени на дорогу тратилось больше. Но компанией шли веселее и безопаснее, так как рассказывали много о грабежах в этих лесах. Слава Богу, на меня нападений не было, но ночью из леса несколько раз люди на дорогу выходили и встречали меня, когда я один шел с пустым рюкзаком. Становилось немного боязно, но я как бы не страшился их и смело шагал по дороге. Они же молча осматривали проходящего мимо пацана небольшого роста и, наверное, видя, что взять с него нечего, свободно пропускали. А вот с одиночными волками или стаями, появившимися в мещерских лесах во время войны (охотиться было некому), встреч было много, особенно зимой. Дома я набирал в рюкзак до 15 килограммов разных продуктов и утром по понедельникам в 3 ч. уходил на станцию. Конечно, с таким грузом идти было тяжело, но нужда заставляла это делать. На занятия в этот день я всегда опаздывал на первые два или три урока и куратору группы писал правдивую объяснительную об этих опозданиях. С его стороны я всегда находил понимание.

В 1950 году примерно месяца за два до завершения учебы стали еженедельно приезжать в техникум офицеры из областного военного комитета и агитировать выпускников поступать по окончании техникума в разные высшие военные учебные заведения. А за месяц до выпуска вдруг принесли мне и еще четверым отлично учившимся ребятам повестки явиться с паспортами к 15-00 в бюро пропусков областного управления министерства внутренних дел для получения пропуска и последующего собеседования. Зачем понадобились только отличники, кому мы там нужны и для чего – в повестке не было сообщено, а в техникуме руководство сослалось на полное незнание вопроса. На другой день явились в облМВД, получили пропуска и поднялись на второй этаж к майору. Он представился и торжественно произнес: «У меня в руках составленный по указанию Маршала СССР и заместителя Председателя Совета Министров СССР товарища Лаврентия Павловича Берии приказ министра МВД СССР Сергея Никифоровича Круглова, которым вы пятеро по окончании техникума откомандировываетесь по согласованию с министром путей сообщения генерал-полковником инженерной службы Борисом Павловичем Бещевым в Министерство внутренних дел СССР для использования вас на работах по полученной специальности. А так как вы люди военные, то обязаны подчиниться приказу. Мы заявили, что не хотим служить в МВД, так как стремились стать именно советскими железнодорожниками, для чего отлично учились. После этого майор сказал, что есть еще некая простая, но нужная для дела формальность, и раздал нам бланки заявлений, в которые надо было от руки вписать наши ФИО и просить МВД СССР принять нас (добровольно!) на работу по специальности и пока мы не заполним бланки и не распишемся в них мы будем находиться в здании МВД сутки, трое или более, пока «добровольно» не подпишем заявления. Спустя несколько часов «под нажимом» мы подписали заявления, при этом договорившись сегодня же идти в облвоенкомат и соглашаться стать курсантами в подходящем для каждого военном учебном заведении.

С 19 по 22 июня 1950 года проходила защита заключительных курсовых работ (у меня был проект вокзала на 200 посадочных мест) и сдача государственных экзаменов. 23 июня утром нам выдали каждому официальные выписки с печатями из приказа начальника центрального округа железных дорог вице-генерал-директора путей сообщения II ранга С. Багаева об окончании техникума и о присвоении звания «техник-лейтенант пути и строительства». Согласно договоренности мы – «курсанты» – сходили с этими выписками в облвоенкомат, где их зарегистрировали, после чего еще раз там подтвердили, что мы уже приняты на последующую учебу. В этот же вечер все четыре выпускные группы качественно отметили завершение учебы в столовой техникума (знаю, что в эту ночь часть наших стариков-выпускников, заранее сговорившись, побили коменданта общежития за некоторые мерзости, которые он, пользуясь властью, иногда сотворял). Всех, кроме принятых в военные институты и трех выпускников-отличников по четырем годам обучения (А. Богатырев, А. Ивановский, А. Годин; их сразу направили без приемных экзаменов продолжать обучение в институтах железнодорожного транспорта), попросили задержаться на три-четыре дня для распределения на работу. Мы же, «военные курсанты», распрощались с преподавателями и коллегами по учебе, обменялись домашними адресами, чтобы потом через родственников найти друг друга где-то в пределах СССР.

В начале сентября я приехал в Рязань и направился в облвоенкомат за направлением на учебу в военный институт. В облвоенкомате мне сообщили, что учиться я никуда не поеду, потому что МВД СССР опротестовало вербовку облвоенкомата, ибо государство затратило на нас средства и мы как минимум должны отработать три года там, куда нас направит Родина. Все мои однокурсники давно получили направления на работу и трудятся на благо нашей страны. А на меня больше месяца назад заведено уголовное дело, как на саботажника. Позднее стало известно, что И. В. Сталин действительно предоставил Берии огромные полномочия для скорейшего создания в СССР атомной промышленности и изготовления ядерного оружия. Мне ничего не оставалось делать, как отправляться в облМВД. После проверки документов в МВД меня официально известили в отделе кадров, что я допущен к секретным работам и потому зачислен на работу, что в настоящее время специалисты-строители очень нужны для скорейшего завершения по решению ЦК КПСС строительства новых зданий Московского государственного университета (МГУ) имени В. И. Сталина (после его смерти в 1953 г. стал имени М. В. Ломоносова) и потому я направляюсь в Главпромстрой МВД СССР, который этим и занимается».

Получив в техникуме профессиональные знания и навыки выпускник строительного отделения А.И. Герасимов сразу же был назначен руководителем строительства серьезного объекта - подземной вентиляционной станции для химфака и всего МГУ. Специальность полученная в железнодорожном техникуме, пригодилась Анатолию Ивановичу во время работы при строительстве секретного объекта в г. Саров.

«Заместитель главного инженера Коган с ходу задал вопрос – понимаю ли я что-либо в проектировании и прокладке железных дорог. Замявшись, я начал рассказывать об учебе в железнодорожном техникуме, практике на паровозах, геодезическом изыскании оптимального проекта пути, рациональной отсыпке насыпи и т. п. Он вроде бы внимательно слушал минут десять, затем внезапно оборвал: «Достаточно! Мне все ясно. Если ты это представляешь, значит, справишься. Нам надо быстро спроектировать трассу и проложить железнодорожный путь к строящемуся растворобетонному узлу, чтобы со станции Боровая подвозить на платформах песок, щебенку и цемент без перегрузки на автомашины. Твои знания здесь очень пригодятся. Поезжай сейчас на моей машине на свою площадку, сдай там все дела Ивану Семеновичу, которому я о уже позвонил. А завтра утром к 8 ч. будь у меня». Вечером я сходил в городскую библиотеку и взял книги по проектированию и прокладке железных дорог, чтобы обновить когда-то полученные знания по этим вопросам.

На следующее утро я застал у Когана двух геодезистов. Он еще раз повторил сказанное вчера и далее конкретизировал задачу. Узел уже начал создаваться вправо от станции Боровая на расстоянии около двух километров, и к нему надо было сделать пути через речку Саровку, затем на небольшой взгорок, потом справа за огородами деревни из примерно 12 дворов и далее через мелкий лес к указанному узлу. Добавил, что для пропуска воды Саровки нужно проложить на дно реки три железобетонные трубы с внутренним диаметром около метра, а над ними сделать земляную дамбу для дороги. Я спросил, под двух- или четырехосные платформы проектировать путь, сколько будет максимально платформ в составе и какова должна быть скорость поезда, чем несколько озадачил Когана. Затем я добавил, что от этих данных зависит радиус кривизны ответвления дороги от путей на Боровой, тип рельсов, угол подъема путей на взгорок, форма и размеры насыпи и частота укладки шпал. Коган, подумав, сказал, что, если пройдет четырехосная платформа, то пройдут и двухосные; значит, надо делать путь под четырехосные. Вряд ли будет более пяти платформ в составе. Все остальное определите исходя из минимума земляных работ. Мы за два дня с помощью теодолита и нивелира оперативно сняли топографический план всей местности прохождения пути с учетом высоты поверхности земли относительно головки рельса колеи на Боровой, затем за последующие два дня спроектировали на бумаге профиль насыпи, рассчитали объем изымаемого и перевозимого грунта вдоль трассы. Наибольшую выемку глубиной до 3,5 метров необходимо было делать через песчаный холм за огородами указанной деревни. На пятый день наш проект обсудили и приняли».

Кроме А.И. Герасимова, несколько выпускников Рязанского техникума железнодорожного транспорта тоже внесли свой вклад в строительство города Сарова и промышленных сооружений Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (ВНИИЭФ).

 «Так, прибыв в 1951 году на «объект», я встретил тут Антонину Баранову (затем – Дрожжину), с которой вместе учился в одной группе в техникуме два последних года. Только ей после окончания учебы сразу дали направление на работу сюда без тех мытарств, которые достались мне. Она работала в планово-производственном отделе Управления строительства до ухода на пенсию. В 1952 году приехали во ВНИИЭФ сразу пять выпускников этого техникума, которых я знал в последние мои два года учебы: Ю. Д. Балашов, А. К. Дегтярев, В. Д. Исаев, М. В. Кантонистов и В. М. Караваев. Они работали затем старшими мастерами, прорабами и старшими прорабами в строительно-монтажной конторе ВНИИЭФ. Балашов позже руководил группой смотрителей зданий на одной из полигонных площадок, где было 61 производственное здание и сооружение. Дегтярев через несколько лет уволился и стал продавцом в главном (тогда) книжном магазине города на ул. Ленина и затем – директором этого магазина. В то время люди много читали, и был большой дефицит художественной литературы (особенно на подписные издания); я несколько раз, пользуясь землячеством, приобретал через директора ряд изданий. Дегтярев жил один и собрал богатую домашнюю библиотеку, предмет зависти многих в советские времена. Исаев, мой земляк – из Спас-Клепиковского района, работал строителем до ухода на пенсию. Кантонистов и Караваев примерно через 10 лет уволились из ВНИИЭФ и уехали на «большую землю».

Работая в «зоне» А.И. Герасимов начал изучать возможность поступления на вечернее отделение Московского инженерно-механического института (позже переименованного в Московский инженерно-физический институт – МИФИ), созданного специально для пополнения квалифицированными кадрами подразделений «объекта», и Анатолий Иванович начал постепенно повторять пройденные в техникуме учебные дисциплины. «Качественное преподавание их тогда и жесткий спрос показали хорошее закрепление материалов в памяти, хотя прошло уже почти 3,5 года после окончания техникума» - писал Анатолий Иванович. «Дипломную работу я защитил 30 июля 1957 года и стал «инженером-физиком по специальному физическому приборостроению».

После окончания в 1957 г. института Анатолий Иванович начал работать в секторе 4, прошел путь от лаборанта до начальника крупнейшей лаборатории (по штату 176 чел.). По совместительству преподавал в Саровском политехникуме курс «Счетчики и детекторы излучений», руководил лабораторией ядерной физики в МИФИ и практикой в ней. По результатам производственной и общественной деятельности многократно заносился на Доску почета отделения и ВНИИЭФ, получал денежные премии, знаки отличия, награды. На пенсию ушел в возрасте 80 лет в 2010 году.

Летний юбилей

 

          Закончилась Великая Отечественная война. Началось восстановление страны. Новый 1945/1946 учебный год железнодорожный техникум встретил в условиях мирного времени в собственном здании. Сохранились документы, в которых начальник техникума Богатырев И.А. настоятельно просил Наркома Путей Сообщения Л.М. Кагановича о содействии в передаче здания, которое занимал госпиталь, учебному заведению ввиду выполнения важнейшего задания партии по подготовке специалистов для железнодорожного транспорта. Помещение было получено за два дня до начала занятий в сильно запущенном и полуразрушенном состоянии. С большими трудностями здание было приведено в порядок. Все хозяйство техникума подготовлено к зиме. Восстановлены учебные мастерские и кабинеты, изготовлена вновь и отремонтирована мебель. Укомплектован штат преподавателей и обслуживающих работников. Были созданы все необходимые условия для нормальной учебной работы.

        15 сентября 1945 года возобновились занятия по адресу: город Рязань, ул. Каляева,

 дом № 44. В отличие от других учебных заведений был большой конкурс конкурс (2,8 человека на место на строительную специальность), так как в техникум намеревалось поступать много демобилизованных из армии, которых когда-то призвали во время войны с первых курсов разных учебных заведений. Эти абитуриенты принимались вне конкурса при положительных оценках по всем экзаменам. Дополнительной мотивацией поступления в железнодорожный техникум было того, что стипендия здесь была максимальной, предоставлялись бесплатное общежитие, бесплатный проезд в жестких вагонах (при предъявлении студенческого удостоверения), продовольственные карточки, форменная железнодорожная одежда.

 

 На фото: здание техникума, 1946 год.

 

В тяжёлое послевоенное время учащиеся выращивали картофель и другие овощи в подсобном хозяйстве техникума и в совхозе «Ходынино». Собранные овощи, доставлялись в столовую техникума, а повара готовили для учащихся разнообразное двухразовое питание.

       Для улучшения качества учебной работы и укрепления учебно-материальной базы над железнодорожным техникумом взял шефство Московский институт инженеров транспорта. В порядке шефской помощи институт передал техникуму большое количество различного учебного оборудования. Созданы новые кабинеты:

 - Общего курса железных дорог,

 - Строительных и инженерных конструкций,

 - Геодезии.

       В техникум регулярно приезжали из Москвы профессора и преподаватели для чтения лекций и докладов.

      В целях оказания помощи железнодорожному транспорту и более тесной увязки теоретического обучения с вопросами производства руководство техникума установило систематическую связь с производством. Железнодорожный техникум согласно письму Центрального Округа по оказанию помощи железнодорожному транспорту установил производственное содружество с дистанциями пути, где проводилась совместная работа и техническое обучение кадров. Летом 1948 года была оказана помощь вагонному участку в ремонте вагонов под перевозку хлеба. Коллектив техникума оказывал помощь транспорту по снегоборьбе и водоборьбе. Всего было отработано 2500 чел. часов на дистанциях пути. Обучающиеся принимали участие в выполнении работ по благоустройству города, посадке деревьев, уборке усадьбы, устройству газонов и цветников; работали на строительстве троллейбуса.

Коллектив учебного заведения жил полнокровной жизнью, принимал активное участие в общественной деятельности. Преподаватели и учащиеся принимали участие в субботниках и воскресниках, а также в демонстрациях. В жизни техникума большую роль играла комсомольская организация, насчитывающая в своих рядах более 400 человек. В содружестве с преподавателями комсомольская организация регулярно проводила лекции, доклады и тематические вечера.

 

 На фото: студенты техникума в Константиново, 1950 год.

 

       Преподаватели, кроме непосредственной учебной работы, занимались политическим и культурным воспитанием учащихся. В техникуме работала сеть кружков: архитектурный, путейский, литературный, электротехнический, физический, сопротивления материалов, счетной линейки, «ворошиловских стрелков», снайперский, шахматный, кружок художественной самодеятельности. Ежегодно учащиеся принимали активное участие в городском смотре художественной самодеятельности. В техникуме существовал ансамбль песни в количестве 50 человек; оркестр народных инструментов в количестве 18 человек; ансамбль аккордеонов в количестве 10 человек; духовой оркестр в количестве 12 человек.

       Большой интерес вызывали научно-технические и читательские конференции, на которых учащиеся выступали с содержательными докладами. В 1947 году преподаватель русского языка и литературы Юрьев Н.М. призвал учащихся к помощи в приобретении литературы для организации при своем кабинете библиотеки. В результате было приобретено 100 томов новой литературы и собрано 85 томов подержанной художественной литературы. Так, на общественных началах образовалась библиотека кабинета русского языка и литературы, а преподавателю Юрьеву Н.М. объявлена благодарность с занесением в личное дело.

 

 На фото: Н.М. Юрьев.

 

        Большое внимание уделялось пропаганде среди молодежи здорового образа жизни. Учащиеся активно занимались в спортивных кружках и секциях. Зимой проводились лыжные соревнования. В техникуме создана Почётная книга записи спортивных рекордов: личных и командных; в ней отражались все спортивные достижения. В марте 1948 года были проведены Всесоюзные стрелковые соревнования из мелкокалиберной винтовки и пистолета, посвященные 30–ой годовщине Советской Армии. В соревнованиях от техникума приняли участие 4 команды из м/к винтовки и 3 команды из м/к пистолета. В результате соревнований техникум занял I место по г. Рязани.

Приказом по техникуму от 18 апреля 1950 года введена обязательная утренняя физзарядка для учащихся, проживающих в общежитии.

Выпускники распределялись на работу на все железные дороги нашей великой Родины. Техникум ежегодно направлял своих выпускников-отличников в транспортные институты для продолжения образования. В период с 1945 по 1950 гг. продолжили обучение в высших учебных заведениях свыше 100 человек.

 

 На фото: выпускники-путейцы, 1948 год.

 

       Преподавательский коллектив техникума состоял из высококвалифицированных специалистов, имеющих богатый опыт педагогической работы. Всего в техникуме работали 25 штатных преподавателей, в числе которых 13 дипломированных инженеров.

Многие преподаватели трудились в учебном заведении продолжительное время: инженер Букринский А.Д.- 23 года, инженер Стрельников В.Н. – 20 лет, преподаватель Юрьев Н.М. - 17 лет.

 На фото: А.Д. Букринский

 На фото: В.Н.Стрельников

 

СПИСОК
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ и СЛУЖАЩИХ ТЕХНИКУМА:

1. Андреев Ф.Н.- преподаватель физики, машиноведения

2. Букринский А.Д.- преподаватель курса «Геодезия», черчения

3. Буркун Д.М. – преподаватель курса «Устройство, содержание и ремонт пути»

4. Володин П.И.- преподаватель черчения

5. Герсатор К.М.- преподаватель курса «Электротехника» и «Машиноведение»

6. Горюнова М.В.- преподаватель русского языка и литературы

7. Гришачев И.Е – преподаватель математики.

8. Ермаков А.М. – преподаватель физкультуры

9. Иванов С.М.- преподаватель техники безопасности, путевых машин

10. Костылев К.К. – преподаватель черчения

11. Крысанов В.Ф.

12. Куликов А.М. – зав. учебными мастерскими

13. Кучерявый Ф.И.- преподаватель по курсу «Буровзрывные работы»

14. Ленюшкин И.Т.- мастер-инструктор

15. Макарова А.Н. – зав. библиотекой

16. Маслова Л.Д.- преподаватель математики

17. Медин Д.И.- зам по АХЧ

18. Минина И.C.- преподаватель немецкого языка

19. Мирчетич Л.С.- преподаватель курса «Отопление и вентиляция»

20. Мирчетич С.М.- преподаватель курса «Водоснабжение и канализация»

21. Моргунов Н.Ф.- преподаватель курса «Искусственные сооружения»

22. Петров А.И. – преподаватель физкультуры

23. Повалишина Н.А.- преподаватель немецкого языка

24. Русляков В. – путевой полигон

25. Самсонова А.П.- преподаватель курса «Техническая механика»

26. Силкин С.Х.- преподаватель истории

27. Стрельников В.Н. – зам. по учебной части, преподаватель курса «Изыскание ж/дорог»

28. Сурин В.С. 

29. Сухоруков Н.Г.- преподаватель технической механики

30. Туманов М.В. - военрук

31. Федулов Н.С. – кладовщик

32. Чупрпынина Л.А.- преподаватель химии

33. Юрьев Н.М.- преподаватель русского языка и литературы

34. Янкина А.П. – библиотекарь

 

 На фото: коллектив техникума, 1933-1948 гг.

 

      В марте 1951 года техникум отметил свое тридцатилетие. Это была первая послевоенная юбилейная дата.

23 марта в клубе железнодорожников была организована выставка, посвященная истории Рязанского железнодорожного техникума, а также проведено торжественное собрание, на котором поощрили преподавателей, учащихся и работников техникума за хорошую, долголетнюю работу и за отличную учебу, в связи с 30-летием техникума.

В начале пятидесятых годов Рязанский техникум железнодорожного транспорта считался одним из лучших в области. Получить профессию в таком учебном заведении было престижно.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: