Виктор Иванович Сычев

О жизненном пути Виктора Ивановича Сычева, возглавлявшего техникум 33 года, в статье «По завету отца...» в газете «Гудок» №14 от 11.04.2008 рассказывает Александр Потапов.

Возраст династии Виктора Ивановича Сычева - директора Рязанского колледжа железнодорожного транспорта, почетного железнодорожника, заслуженного учителя Российской Федерации, почетного работника среднего специального образования - приближается к полутора столетиям.

 

Начало пути

 

Жизненный путь Виктора Ивановича Сычева, очевидно, был определен самими небесами, а вернее сказать — профессией деда и отца. Дед по отцовской линии, Михаил Ефимович, работал монтером на железной дороге, затем, в 30-х годах прошлого века, — бригадиром пути на станции Ясаково Московско-Рязанской железной дороги. Отец, Иван Михайлович, работал машинистом паровоза, водил тяжелогрузные составы на этом же пути. Старший брат Анатолий учился в Рязанском железнодорожном техникуме, а после его окончания тоже связал свою жизнь со стальной колеей.

И Витя с ранних лет полюбил пронзающие пространство гудки паровозов, движение составов по упругим рельсам, дымный запах угля. Прельщала мальчишку и железнодорожная форма - красивая, строгая, словно у военных. В 1951 году, когда Виктору минуло семь лет и он только пошел в первый класс, семья переехала в Рязань - главе семейства выделили квартиру в ведомственном доме вблизи от железнодорожных путей. Глянешь в окна: по одну сторону - депо, в котором, словно огромные животные, пыхтят паровозы, по другую - путеремонтные мастерские. А когда Витя Сычев пошел в школу, его путь из дома каждый день пролегал через перекидной мост над стальными путями. Соседи - коллеги отца, друзья - дети машинистов и путейцев, однокурсники брата - будущее стальных магистралей. Решение Виктора Сычева после окончания средней школы связать судьбу с железной дорогой пришло словно само собой.

 

Постижение железнодорожных премудростей

 

Здание железнодорожного техникума, построенное в классическом стиле в 1821 году, горделиво возвышалось на углу бывших Большой Мещанской и Семинарской улиц. До революции здесь размещался дом трудолюбия, готовивший детей рязанских мещан к семейной жизни. По соседству бежали стальные колеи, уводящие в Первопрестольную, и простирался артиллерийский плац. В годы Великой Отечественной войны в здании размещался госпиталь. Обо всем этом Виктор Сычев узнал, уже учась здесь, на отделении промышленного и гражданского строительства. И поныне он с любовью вспоминает директора техникума Ивана Архиповича Богатырева. Суровый с виду, он сначала вызвал у первокурсников страх, потом же оказалось, что Богатырев - человек большой души, хорошо знающий и любящий свое дело.

В техникуме у Виктора появились новые друзья, интересы. Однажды, возвращаясь домой через товарный двор, Сычев поздоровался с группой машинистов, устроивших перекур.

- Как дела, Виктор? - спросил кто-то из них. - Постигаешь железнодорожные премудрости?

- Да, учусь в техникуме, - кивнул Сычев. - На строительном отделении.

- Зря! Лучше пошел бы в железнодорожное училище. Глядишь, через пару лет помощником машиниста работал бы, как отец. Или не хочешь продолжить отцовское дело?

Виктор смутился, а придя домой, выложил все матери: так и так, мол, хочу учиться на машиниста, а не на строителя-путейца. Анна Григорьевна, тоже железнодорожница, всплеснула руками:

- Ты чего это надумал, Витя? Неужели в техникуме не нравится? Вот погоди, завтра я с Богатыревым поговорю…

На другой день директор вызвал Виктора в кабинет:

- Ну, Сычев, кто там тебя с пути сбивает? С чего техникум бросать собрался?

Виктору стало стыдно. Он понурил голову и, словно сбросив ношу с плеч, выдохнул:

- Да это знакомые из депо советуют мне стать машинистом, как они и как отец…

- Эх, молодо-зелено! - досадливо махнул рукой Иван Архипович. - Ты лучше меня, старика, послушай. Железнодорожное училище дает только среднее образование, а здесь ты не только образование получишь, но и специалистом станешь. Захочешь - дальше учись. Машинисту все больше будут требоваться хорошие и глубокие знания, ведь техника не стоит на месте. Ну что, уразумел?

Сычев, смущенный, молча кивнул.

- Вот и молодец! - похвалил директор. - Ступай на занятия и горячку не пори. Надеюсь, впредь у нас подобных разговоров не будет, и - поверь мне! - ты ни о чем не пожалеешь.

Сказал - как отрезал. И оказался прав: никогда, ни при каких обстоятельствах Сычев о своей профессии не пожалел.

 

Этажи науки и практики

 

Казалось, только недавно Виктор Сычев переступил порог старинного особняка на Семинарской, а годы учебы уже остались позади. В декабре 1963 года он успешно окончил техникум и получил направление на учебу в институт железнодорожного транспорта. Но, поскольку учебный год был уже в разгаре, пошел работать в участок дорожного строительства №3 Московско-Рязанской железной дороги, а летом следующего года отправился в Ленинград - поступать в институт.

      Вступительные экзамены сдавал вместе со всеми, но выпускники техникумов принимались в вуз вне конкурса, так что вскоре Сычев снова учился. В 1969 году Сычев защитил дипломный проект на тему: «Строительство локомотивного депо по ремонту электровозов» и после окончания института вернулся в Рязань, все на тот же строительный участок №3 - теперь уже мастером. Проработал несколько месяцев - и был призван в армию. Куда? Да опять же по специальности - в железнодорожные войска, на Московскую железную дорогу. Вместе с воинской службой пришел профессиональный опыт. Виктор Иванович занимал должность начальника отделения и старшего инженера производственного отдела железнодорожной бригады №01855. Призывался на службу лейтенантом, закончил службу майором.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: