Какие поступки Грэя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?

Конспект урока по литературе студентки 4 курса филологического факультета Веричевой Е.М.

Класс: 6

Тема: А.С. Грин «Алые паруса». Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.

Цели и планируемые результаты:

I. Образовательная цель: показать А. Грина как писателя- романтика; проследить путь к мечте главных героев произведения «Алые паруса» Ассоль и Грэя; подвести к пониманию основной мысли произведения и внутреннего мира героев;

Предметные результаты: вызвать интерес к творчеству Бунина; понимание роли художественной детали в раскрытии идейного содержания произведения.

II. Развивающая цель: развивать эмоциональную сферу учащихся; научить выделять ключевые моменты и детали из текста, связанные с идейным содержанием произведения; формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщать, интерпретировать прочитанное.

Метапредметные результаты: развитие навыков смыслового чтения.

III. Воспитательная цель: воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту; формирование интереса к творчеству А. Грина.

Личностные результаты: формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Литература. А. С. Грин. Позорный столб. СПб., 1993. – 480 стр. Издательство «Лисс».

Оборудование: мультимедийный проектор, клип на песню В.Ланцберга «Алые паруса»

План урока:

I. Организационный момент (1 мин.).

II. Слово учителя, мотивация (2 мин.).

III. Анализ текста (36 мин.).

IV. Итог урока (4 мин.).      

V. Домашнее задание (2 мин).

 

Отнимите у человека мечту и надежду, и он будет

несчастнейшим существом на свете.

И. Кант.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация.

Сегодняшний наш урок будет посвящён мечте.

Мечту. В толковом словаре, слово «мечта» помечено как многозначное:

Мечта - 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

Но это сухой язык науки. А что, по-вашему, мечта?

Мечта - что-то светлое, что делает краше нашу жизнь.

Мечта - полет человека, который не должен прерваться.

Мечта - цель, к которой нужно идти.

 

II. Анализ произведения

Иммануил Кант говорил:  отнимите у человека мечту и надежду, и он будет несчастнейшим существом на свете.

Умели ли мечтать жители Каперны? Рассказывали ли они сказки?

Эгль: «У вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грубые, грязные, как немытые ноги, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом».

Лонгрен: «Много придётся увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали - нарядных и белых, вблизи - рваных и наглых».

Что вызвало ненависть капернцев по отношению к Лонгрену?

Чего ему не могли простить?

«Лонгрен молчал. Если бы он кричал, злорадствовал, его бы поняли, но он поступил иначе, чем поступили они, - поступил внушительно и непонятно и этим поставил себя выше других».стр. 10

А как складывались отношения Ассоль со своими сверстниками?

 

(Зачитать от слов «играл, дети знали Ассоль, если она приближалась к ним...» до «... она перестала, наконец, оскорбляться») (стр. 10)

Она была чужая. Маленькая девочка не могла понять, почему её не любят.

Что ответил Лонгрен своей дочери?

«Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не умеют».

Как вы понимаете слово «любовь»?

Обратимся к толковому словарю:

Любовь - 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

2. Склонность, пристрастие к чему-либо.

Могли ли они быть самоотверженными, т. е. жертвующими своими интересами ради других?

Нет, случай с Мери. Не было окрыляющего чувства, которое заставляет человека мечтать.

 

Умеет ли любить Ассоль?

(Да. Она жалеет людей, любит всё живое на земле.)

Вспомните, как Ассоль чувствует себя в лесу. Найдите, зачитайте строки, подтверждающие правоту ваших мыслей. (IV, стр. 45-46)

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что такое счастье. Как вы думаете, счастлива ли Ассоль?

(Ответить однозначно трудно. Счастье - понятие многогранное, но важно, что Грин проводит очень верную и глубокую мысль: жизнь перед каждым ставит много вопросов, сталкивает с предательством, злобой, завистью. Счастлив тот, кто на зло не отвечает злом и творит добро. Грин сам испытал много горя, унижения, но не очерствел душой, писал о светлом и прекрасном. Такова и его героиня).

Что помогло остаться Ассоль доброй и мечтательной натурой? (её вера в мечту, которую ей подарил сказочник Эгль, чудесные истории, которые ей рассказывал Лонгрен)

Чем для Ассоль стали алые паруса?

( Чтение стихотворения «Предсказание Эгля» Н.Матвеевой,

 

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слёз.

В мире много зла, но не надо все принимать всерьёз.

Ты не верь земле, чёрствой и сухой, – верь волне морей.

Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правдыв ней.

 

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.

Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.

Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.

С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

 

Это будет бриг из далёких стран, из других широт.

Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдёт,

И прекрасный принц, сказочный герой, наречённый твой,

Весел и умён, строен и высок, ступит на песок.

 

Слушай, он затем только приплывёт, чтоб тебя спасти.

Если он тебя сразу не найдёт, ты его прости!

Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль,– Скажет: «Добрый день!»

 Спросит он: «А где тут Живёт Ассоль?»

 

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слёзы с них сотри.

Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.

Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.

Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.

 

Рядом и одновременно далеко с этой милой девушкой живёт ещё один герой феерии. Кто он? Расскажите об этом герое.

Какие поступки Грэя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?

- Вспомните эпизод с картиной. Давайте найдём его в тексте и прочитаем. (глава II, стр. 20)

- Какие ещё детские поступки Грэя выпомните? (Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку.

 Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда». И это конечно, говорит о том, что Грэй – рыцарь).

О чём мечтал Грэй?

О море. Он мечтал стать капитаном корабля и бороздить морские просторы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: