Шелковый — ситцевый — льняной — шелковая — ситцевая — льняная — шелковое — ситцевое — льняное —

IX. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Узнай на ощупь» (образцы тканей).

2. Игра «Подбери предметы к признакам» (трикотажный, -ая, -ое; фетровый, -ая, -ое;
соломенный -ая, -ое; меховой -ая, -ое; велюровый -ая, -ое).

3. Игра «Магазин» (продолжение игры «Фабрика»).

4. Счет — 1--10 — трикотажный свитер, трикотажная кофта, трикотажное пальто.

5. Спряжение в настоящем времени (см. глаголы упр. VII).




Занятие 7

Тема.               Притяжательные прилагательные с

суффиксом -й- (на -ий, -ья, -ье, -ьи)

Цель: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных.

2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -й- (на -ий, -ья, -ье, -ьи).

3. Обогащение лексики синонимами и антонимами.

Оборудование: Текст русской народной сказки «Хвосты».

Предметные картинки: животные с детенышами, белый кролик

(пос. Т.Б. Филичевой), барсук с барсучатами.

Хвосты: лисий, беличий, волчий, заячий, медвежий, коровий, кошачий,

собачий (пос. Т.Б. Филичевой), кроличий, барсучий, козий.

Ф л ане л еграф.

План занятия

I. Припоминание и называние диких и домашних животных.

П. Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Хвосты».

Действие I. Игра «Кто где и с кем живет?» — закрепление сведений о жилищах животных и упражнение в словообразовании (на столах у логопеда и детей картинки с изображением животных с детенышами).

Логопед первым открывает картинку и начинает игру: Я барсук и живу в барсучьей норе вместе с барсучихой и барсучатами.

Дети по очереди продолжают игру по данному логопедом образцу.

Действие II. Игра «Чей хвост?» — упражнение в словообразовании.

Логопед: Жили звери, поживали... Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости!

Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких...

И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами (на фланелеграфе выставлены хвосты разных животных).

Дети бегут со своими картинками, каждый подбирает соответствующий хвост, оречевляя свои действия вслед за логопедом, и садится на место.

Логопед (барсук): Я выбрал себе толстый пушистый и не очень большой, но очень красивый серый барсучий хвост.

18


III.      Игра «Наоборот» («Подбери противоположные по смыслу признаки») — упражнение в подборе прилагательных-антонимов.

Хвосты большие маленькие

пушистыеголые

длинные  короткие

красивыебезобразные и т.д.

IV. Игра «Скажи иначе» («Подбери одинаковые по смыслу действия») — упражнение в подборе глаголов-синонимов.

Звери побежали за хвостами. помчались понеслись двинулись поскакали

Звери радовались тому, что получили хвосты. веселились ликовали праздновали торжествовали

V. Игра «Чей хвост лучше?» — закрепление употребления притяжательных
прилагательных с суффиксом -й- от названий животных.

Образец: Барсук говорит: «Лучше всех хвост мойбарсучий».



VI. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Рассказывание русской народной сказки «Хвосты».

2. Игра «Звери играют в прятки».

3. Игра «Чья лапа, чей хвост, чье ухо?»

4. Игра «Чья шуба красивее и теплее?»

5. Игра «IV лишний» (дикие — домашние животные).



Занятие 8

Тема. Сравнительная степень качественных прилагательных

Цель: 1. Практическое усвоение (понимание и употребление в речи) степеней сравнения прилагательного красивый (и его синонимов).

2. Обогащение лексики синонимами к прилагательному красивый.

3. Закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом -й-.

4. Подготовка к составлению описания предмета.

Оборудование:       См. занятие 7.

Предметная картинка: мышонок (пос. Т.Б. Филичевой).

План занятия

I. Припоминание и называние детенышей диких и домашних животных.

П. Игра «Спор животных» с элементами драматизации — продолжение русской народной сказки «Хвосты».

1. Вступительное слово логопеда:

Собрались животные на лесной поляне, любуются своими новыми хвостами, хвастаются и спорят, у кого хвост самый красивый, и каждый старается как можно красивее рассказать о своем хвосте.

2. Подбор синонимов к прилагательному красивый.

Как можно иначе назвать красивый хвост?

Прекрасный хвост, замечательный хвост, чудесный хвост, роскошный хвост, миленький хвост, пригожий хвост, великолепный хвост, восхити тельный хвост и т.д.

3. Игровые действия:

Дети с картинками (животное и его хвост) по очереди выбегают и расхваливают свой хвост:

Барсук (логопед): Барсучийтолстенький, пушистый, не большой и не маленький серый хвосткрасивее всех хвостов.

Лиса: Лисий хвост еще красивее: он большой, роскошный, пышный и нарядный.

Медведь: Нет, красивее всех маленький, черненький, симпатичный медвежий хвостик.

Заяц: Мой миленький, маленький серенький заячий хвостик-пушинка симпатич нее и красивее больших хвостов.


Волк: Сильный, толстый, пушистый серый волчий хвост красивее и медвежьего и лисьего хвоста.

Белка: Самый красивыймаленький, пушистый, миленький беличий хвостик.

Корова: Коровий длинный гладкий хвост с замечательной метелкой на конце, которая мух и комаров отгоняет, красивее всех других хвостов.

Кошка (держит мышонка за хвост и тихо мурлычет):

Мышонок пищит, что красивее кошачьего хвоста нет на белом свете.

Собака: Собачий кудрявый хвост колечком красивее других.

Коза: Посмотрите на козий хвостик: маленький, симпатичный, торчащий колышком вверх. Нет хвостика симпатичнее и красивее.

Кролик: Кроличий белый хвостик-пушок похож на заячий, только еще мягче, пушистее и красивее.

III. Счет — 1--10 — пушистый хвост, восхитительный хвост.

IV. Спряжение в настоящем времени: любоваться великолепным хвостом.

V. Подбор родственных слов:

хвостхвостик, хвостище, хвостатый.

VI. Итог.

Заключительное слово логопеда:

Так звери и спорят до сих пор. А вы как думаете, чей хвост красивее?

Закрепление вне занятия

1. Подбор родственных слов (лиса, заяц, волк, белка, медведь).

2. Подбор признаков к предметам (лиса, заяц, волк, белка, медведь и их хвостам).

3. Подбор действий (лиса, заяц, волк, белка, медведь).

4. Подбор предметов к признакам (лисий, -ья, -ье; беличий, -ья, -ье; медвежий, -ья, -ье и т.д.).

5. Игра «Чья шуба теплее, чей мех красивее, чье ухо длиннее?»




Занятие 9

Тема. Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики»

Цель: 1. Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны.

2. Обогащение лексики признаками и действиями предметов.

3. Развитие диалогической речи.

4. Закрепление названий полевых цветов.

5. Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

Оборудование:   Пейзажная картина «Степь в цвету».

Предметные картинки: колокольчики, васильки, ромашки, ландыши, маки, розы, лютики, лилия, одуванчики, тюльпаны. Текст стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

План занятия

I. Припоминание и называние примет ранней и поздней весны.

Ранняя весна                                                Поздняя весна

Солнце светит, но слабо греет.            Солнце ярко светит и сильно греет.

Снег потемнел, тает.                               Зеленеет трава.

Бегут, журчат ручейки.                          Цветут цветы (перечислить).

Деревья стоят голые.                              Распустились листья на деревьях.

Набухают почки на деревьях.              Цветут яблони, вишни и др.

Подснежник пробивается сквозь снег. Появились жуки, бабочки, стрекозы.

Птицы (зимующие) весело поют.        Птицы прилетели, выводят птенцов. И т.д.

II. Подбор признаков к предметам.

Солнце — ясное, яркое, теплое, весеннее....

Трава — зеленая, сочная, яркая....

Цветы  — пестрые, красивые, яркие....

Птицы — веселые, звонкие, голосистые....

Весна  — ранняя, поздняя, дружная.... И т.д.

III. Подбор действий к предметам.

Солнце — светит, греет, сияет, слепит, ласкает....

Птицы — поют, кричат, радуются, выводят птенцов....

Цветы  — цветут, пестреют, живут, пахнут....

Деревья — оживают, распускаются, зеленеют....

IV. Рассматривание картины «Степь в цвету».

1. Развитие наблюдательности детей.

 


2. Отыскивание на картине примет поздней весны.

3. Упражнение в постановке вопросов к картине и ответах на них:

Какое время года изображено на картине?

Какая это весна, поздняя или ранняя?

Какие приметы поздней весны видны на картине?

Какое самое красивое время года?

Какие цветы цветут в степи? И т.д.

V. Чтение логопедом (наизусть) стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

VI. Краткая беседа по содержанию стихотворения:

Определите время года в стихотворении. Чем вы можете доказать, что поэт пишет о весне? Какими словами А.К. Толстой описывает колокольчики? Назовите признаки колокольчиков.

VII.  Повторное чтение стихотворения с участием детей и заучиванием отдельных
поэтических выражений.

VIII.  Игры на развитие мышления, внимания, памяти (с картинками):

«IV лишний», «Запомни, положи», «Что с чем поменяли местами?», «Отгадай цветок».



IX. Итог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: