Закрепление вне занятия

1. Доучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

2. Игра «Подбери признаки».

3. Игра «Подбери действия».

4. Игра «Запомни, назови, положи» (5 полевых цветов).

5. Аппликация или рисование «Колокольчики».


Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи (III период)

 

 

  No Тема Первоначальные навыки Лексико-грамматические Оборудование
      звукового и слогового анализа игры и упражнения  

Апрель

1 Звуки ы—и Выделение ударных гласных Ы, И после со­гласных. Звуковой анализ слов дым, кит — игра «Живые слова». Составление схем этих слов. Преобразование слогов Игра «Эхо» — упражнение на закрепление образования имени­тельного падежа множ. числа су­ществительных. «Что с чем поме­няли местами!» Предметные картинки: ДЫМ, дыня, тыква, губы, нитки, ягоды, липа, бинт, буквы, кубики, калина, малина, кит, тюльпаны, зубы, вагоны, конфеты, книга. Наборы для составления схем
2 Звук Л’ Определение места звука Лг в слове. Деление слов на слоги и прямоугольников иа части по количеству слогов (составление схем слогового состава) Игры: «Посадим аллеи», «Какая ветка, какой лист, какое полено!», «Приготовим кисель (коктейль, суфле...)» — закрепление образо­вания и употребления относитель­ных прилагательных Предметные картинки: апельсин, малина, калина, лила, клюква, бинокль, улитка, пальма, клен, тополь, ель, лимон, лес, поляна, поле, маяк, майка, юбка. Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши
3 Звуки Л'—Й Преобразование слогов — игра «Наоборот». Деление слов иа слоги, составление схем сло­гового состава. Выделение ударного слога — игра «Эхо» Составление предложений по предметным картинкам: а) зак­репление согласования притяжа­тельных местоимений мой, моя, мое, мои с существительными; 6) упражнение в употреблении предлогов В, НА. Игра «Назови полным именем» — словообра­зование полных имен Предметные картинки: цыпле­нок, олень, тюлень, павлин, соболь, юбка, лиса, дельфин, пеликан, лебедь, лес, поляна, поле, маяк, майка, ягоды, двойка, яхта, попугай, (воробей). Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши. 2 панно

 

4 Звук В Выделение звука В перед гласными. Определение места звука В в слове (нача­ло, середина). Деление слов на слоги, вычерчивание схем слогового состава Составление предложений по ин­дивидуальным предметным кар­тинкам с предлогом В Предметные картинки: вата, ванна, ива, вагоны, вафли, василь­ки, совы, валенки, клюква, буквы, весы, павлин, фундук, венок, ветки, букет. Листки бумаги, карандаши — на столах у детей. 2 панно

 

 


 


 

 

Мес. Тема занятия Первоначальные навыки звукового и слогового анализа Лексико-грамматические игры и упражнения Оборудование

Май

5 Звук Ф Определение места звука Ф в слове. Деление слов на слоги. Вычерчивание схем слогового состава. Звуковой анализ слова МИФ.Составление схемы звукового состава Закрепление употребления предлога В — игра «Потерялось слово» Предметные картинки: фундук, фонтан, вафли, лифт, туфли, телефон, кофта, шкаф, фокусник, фасоль, муха, флейта, буквы.Наборы для составления схем. Листки бумаги, карандаши — на столах у детей
6 Звук Ф' Определение места звука Ф' в слове. Деление слов на слоги. Составление схем слогового состава. Выделение ударного слога Упражнение с деформированной фразой на закрепление предлогов В, НА — игра «Путаница» Предметные картинки: фикус, фен, фея, дельфин, кофейник, филин, фи-ники, конфета, вафли, лифт, флейта. Наборы для составления схем слов
 

Повторение пройденного на индивидуально-подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх, развлечениях, на прогулках, праздниках






Занятие 1

Тема.                                       Звуки Ы—И

Цель: 1. Различение звуков Ы—И на слух и в произношении.

2. Упражнение в образовании именительного падежа множественного числа существительных.

3. Выделение ударных гласных Ы, И после согласных.

4. Выделение Ы, И в конце слова.

5. Звуковой анализ слов ДЫМ, КИТ.

Оборудование:   Предметные картинки: дым, дыня, тыква, губы, ягоды, нитки, липа,

бинт, буквы, кубики, калина, малина, кит, тюльпаны, вагоны, зубы, конфеты (пос. Т.Б. Филичевой); книга. Наборы для составления схем.

План занятия

I. Припоминание знакомых гласных.

II. Выделение ударных гласных Ы, И после согласных в словах: лист, сын, пышка, тихо, мишка, мышь.

III. Произнесение, характеристика звуков Ы, И.

IV. Воспроизведение слоговых рядов:

ПЫ-ТЫ-КЫ                       ПИ-ТИ-КИ                      ПИ-ПИ-ПЫ

ПЫ-КЫ-ТЫ                       ПИ-КИ-ТИ                      ПИ-ПЫ-ПЫ

КЫ-ТЫ-ПЫ                       КИ-ТИ-ПИ                      ПИ-ПЫ-ПИ

КЫ-ПЫ-ТЫ                       КИ-ПИ-ТИ                      ПЫ-ПЫ-ПИ

ТЫ-ПЫ-КЫ                       ТИ-ПИ-КИ                      ПЫ-ПИ-ПИ

ТЫ-КЫ-ПЫ                       ТИ-КИ-ПИ                      ПЫ-ПИ-ПЫ

V. Игра «Наоборот» — преобразование слогов, слов:

ПЫ-ПЫ-ПЫ -- ПИ-ПИ-ПИ             МЫ-МЫ-МЫ --МИ-МИ-МИ

ТЫ-ТЫ-ТЫ --                                  НЫ-НЫ-НЫ --

КЫ-КЫ-КЫ -                                    ВЫ-ВЫ-ВЫ --

БЫ-БЫ-БЫ --                                  ХЫ-ХЫ-ХЫ ->

ДЫ-ДЫ-ДЫ --                                   ФЫ-ФЫ-ФЫ --

бить -- быть                                         забить -- забыть

вить -- выть                                         завить -- завыть

нить -- ныть                                        пилить -- пылить


Определение на слух и в произношении, какой из гласных Ы или И смягчает согласные звуки.

VI. Игра «Эхо» — упражнение на закрепление образования именительного падежа множественного числа существительных с выделением последнего гласного Ы или И.

Мак —      маки         бант — банты        веник — веники

кит  —                           лифт —                букет —

дыня —                           книга —                венок —

ива  —                          тыква —                 вагон —

ель —                         индюк —                лебедь —

VII. Физкультминутка.

VIII. Различение звуков Ы—И в произношении по картинкам:

а) проговаривание слов по картинкам на доске (на панно);

б) игры на развитие внимания и памяти:

«Что с чем поменяли местами?», «Что прибавилось?»;

в) выделение и отбор картинок на звук Ы, затем на звук И;

г) составление предложений по отобранным индивидуальным картинкам.

IX. Звуковой анализ и составление схем слов (коллективно)

ДЫМ             КИТ

X. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Живые слова».

2. Воспроизведение слоговых рядов (см. IV).

3. Игра «Наоборот».

4. Игра «Эхо».

5. Игра «Запомни, повтори» (тыква — нитки — книга — дыня).


Занятие 2

Тема.                                            Звук Л'

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука Л'.

2. Определение места звука Л' в слове.

3. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов.

4. Закрепление образования и употребления относительных прилагательных.


Оборудование:   Предметные картинки: лимон, апельсин, малина, калина, липа,

клюква, бинокль, улитка, пальма, клен, тополь, ель, лес, поляна, поле,

маяк, майка, юбка.

Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши.


План занятия

I. Припоминание и называние знакомых гласных и согласных звуков. Как они различаются?

И. Выделение звука Л' из слов в разной позиции:

лев, газель, лилия, аллея, сталь... Отгадывание темы занятия.

III. Произнесение (логопедом, детьми хором и индивидуально), характеристика звука Л': согласный, мягкий, звонкий.

IV. Воспроизведение слоговых рядов:

а) с изменением ударения:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ то же с гласными И, Е, Е, Ю

б) с изменением ритмического рисунка:

ЛЯ-ЛЯ —ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ —ЛЯ-ЛЯ ЛИ-ЛИ — ЛИ-ЛИ-ЛИ ЛИ-ЛИ-ЛИ — ЛИ-ЛИ то же с гласными Е, Ё, Ю

в) по памяти:

ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЯ ЛЮ-ЛИ-ЛЯ-ЛЁ ЛИ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ

V. Выделение звука Л':

а) на слух (хлопками):

ЛЯ, ЛО, ЛЕ, ОЛЬ, СЛИ, ОКЛ, АКЛЬ;

для, лёд, елка, полено, ледяная, лопата, юла, медаль, пудель...;

б) в произношении по картинкам:

маяк, лимон, апельсин, малина, майка, калина, липа, клюква, бинокль, улитка, пальма, клен, тополь, лес, ель, поляна, поле, юбка.


VI. Игры на развитие внимания и памяти с картинками на Л':

«Что с чем поменяли местами?», «Запомни, назови, положи», «Телефон» —

с отбиванием мяча.

VII. Игра «Телеграф» — деление слов на слоги с последующим делением прямоугольников на части по количеству слогов.

VIII. Игра «Посадим аллеи» — преобразование предложений по образцу, закрепление образования и употребления относительных прилагательных.

Коля и Оля посадили аллею из кленов.Коля и Оля посадили кленовую аллею.

Валя и Люда посадили аллею из лип.

Люба и Валя посадили аллею из тополей.

Лена и Олег посадили аллею из пальм.

Аля и Павлик посадили аллею из калин.

Поля и Толя посадили аллею из елей.

IX. Игра «Бегите ко мне» — определение места звука в словах по предметным картинкам.

X. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «IV лишний» (хвойные и лиственные деревья; деревья и кустарники).

2. Игра «Какая ветка, какой лист, какое полено?»

3. Игра «Приготовим сок (кисель, суфле, вафли, коктейль...)» из лимонов,

4. апельсинов, малины, калины...

5. Игра в мяч — называние слов на звук Л'.

6. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов.

7. Скороговорка: Ехали мы ехали, до ели доехали, ель объехали и домой поехали.


Занятие 3

Тема.                                       Звуки Л'—Й

Цель: 1. Различение звуков Л'—Й на слух и в произношении.

2. Преобразование слогов путем замены Й—Л'.

3. Деление слов на слоги, составление схем слогового состава.

4. Выделение ударного слога.

5. Упражнение в употреблении предлогов В, НА.

6. Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Оборудование: Предметные картинки: цыпленок, юбка, олень, лиса, тюлень, дельфин, соболь, пеликан, павлин, лебедь, лес, поляна, поле, маяк, майка, ягоды, двойка, яхта, попугай, (воробей).


 


Прямоугольные полоски для обозначения слов. Карандаши. 2 панно.



План занятия

I. Припоминание и называние знакомых картинок на звук Л'.

II. Различение звуков Л'—Й:

а) на слух: ЛЯ, Я, ОЙ, ОЛЬ, ЛЁ, ЛЕ, ЕЛ, Ю, ЛЮ...;

копейка, коляска, лев, айва, тюльпаны, мойка, юла, альбом, пояс, зайка, ежик...;

б) в произношении по картинкам:

проговаривание слов по картинкам на панно,

отбор картинок на звук Л' на второе панно.

III. Составление предложений по предметным картинкам:

а) с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои по картинкам на Й, оставшимися на первом панно;

б) с предлогами В, НА по картинкам на Л', отобранным на второе панно.

IV. Деление слов на слоги по индивидуальным предметным картинкам. Составление схем слогового состава путем деления прямоугольных полосок на части по количеству слогов в словах.

V. Игра «Эхо» — выделение ударного слога.

Цыплёнок — лё    попугай —

маяк   — як       лебедь —

олень  —           поляна —

майка —            ягоды —

павлин —           яхта —

VI.  Игра «Назови полным именем» — закрепление словообразования полных имен
по образцу.

Образец:          Толя   — Анатолий

Алеша —

Коля  —

Вася   —

Илюша —

Лена  — Елена

Маша —

Люда —

Женя —

Настя —

Наташа —

Дуня  —


VII. Игра «Наоборот» — преобразование слогов путем замены звука Й звуком Л'.

Образец:    Я-Я-Я                  -- ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

Ю-Ю-Ю Е-Е-Е

АЙ-АЙ-АЙ -> ОЙ-ОЙ-ОЙ ЫЙ-ЫЙ-ЫЙ -> ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ ИЙ-ИЙ-ИЙ --

VIII. Игра «Цепочка» со скороговоркой «Ехали мы ехали...».

1. Припоминание деревьев и кустарников, в названии которых есть звук Л'.

2. Проговаривание скороговорки с заменой названий растений.

IX. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Цепочка» — замена названий растений.

2. Игра «Назови полным именем».

3. Игра «Наоборот» (преобразование слогов).

4. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов.

5. Игра «Эхо» — выделение ударного слога.

6. Игра в мяч (отбивание о пол) — припоминание картинок на звук Л'.

7. Игра «Запомни, назови, положи» (5 предметов или картинок).



Занятие 4

Тема.                                            Звук В

Цель: 1. Четкое произнесение и характеристика звука В.

2. Различение звуков В—В'.

3. Выделение звука В перед гласными.

4. Определение места звука В в слове (начало, середина).

5. Деление слов на слоги, составление схем слогового состава.

6. Закрепление употребления предлога В.

Оборудование: Предметные картинки: вата, ванна, вагоны, вафли, васильки, валенки, клюква, буквы, совы, ива, павлин, фундук, венок, весы, ветки, букет. 2 панно. Листки бумаги, карандаши.



План занятия

I. Припоминание и называние знакомых согласных звуков и слов с ними.

II. Выделение звука В на слух в словах в положении перед гласными:

ворона, корова, воздух, голова, воробей, вокзал, квас... Отгадывание темы занятия.

III. Произнесение (логопедом, детьми хором и каждым ребенком индивидуально),
характеристика звука В: согласный, звонкий, твердый, губной.

IV. Воспроизведение слоговых рядов:

КВА-КВО-КВУ-КВЫ            СВА-СВО-СВУ-СВЫ

КВО-КВУ-КВЫ-КВА            СВО-СВУ-СВЫ-СВА

КВУ-КВЫ-КВА-КВО            СВУ-СВЫ-СВА-СВО

КВЫ-КВА-КВО-КВУ            СВЫ-СВА-СВО-СВУ

V. Выделение звука В в произношении по картинкам:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) отбор картинок на звук В на второе панно;

в) рассматривание оставшихся на первом панно картинок и объяснение детьми, почему их не отобрали (венок, весы, букет, ветки, фундук).

VI.  Определение места звука В в словах по картинкам на втором панно (вата, ванна, вагоны, вафли, клюква, сова, васильки, валенки, буквы, ива, павлин).

VII. Деление слов на слоги по индивидуальным картинкам. Вычерчивание схем слогового состава (прямоугольник начертить на листке бумаги, затем разделить его на части по количеству слогов).

VIII. Закрепление употребления предлога В — составление предложений по индивидуальным предметным картинкам с обязательным употреблением предлога В. (При необходимости дается образец.)

IX. Игры на развитие внимания и памяти:

«Запомни, повтори» (клюква — валенки — сова — павлин и т.д.); игра в мяч — соревнование 2 команд в припоминании картинок.


X. Итог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: