Работа управляющей части электрических реле характеризуется следующими параметрами.
Ток притяжения (срабатывания) I ПР – минимальный ток в обмотке, при котором реле притягивает якорь;
Ток отпускания I ОТП – максимальный ток в обмотке, при котором реле отпускает якорь;
Рабочий ток I Р – ток, обеспечивающий надежное притяжение якоря, I Р> I ПР.
Аналогично току определяются другие электрические параметры реле: напряжение (U ПР, U ОТП, U Р), мощность (W ПР, W ОТП, W Р) и магнитодвижущая сила (I ПР ω, I ОТП ω, I Р ω, где ω – число витков обмотки реле).
Коэффициент запаса – отношение рабочего тока (напряжения) к току (напряжению) притяжения,
(4.1)
Коэффициент запаса у реле железнодорожной автоматики находится в пределах 1,4…4. Чем больше коэффициент запаса, тем надежнее работа реле на притяжение.
Коэффициент возврата – отношение тока (напряжения) отпускания к току (напряжению) притяжения,
(4.2)
Коэффициент возврата у реле железнодорожной автоматики находится в пределах 0,3…0,5. Чем больше коэффициент возврата, тем надежнее работа реле на отпускание.
|
|
Быстродействие реле характеризуется временем притяжения (срабатывания) и временем отпускания якоря.
Время притяжения – это время с момента подачи питания на обмотку реле до момента замыкания фронтового контакта. В табл. 4.1 приведены значения времени притяжения якоря для нейтральных реле постоянного тока.
Время отпускания – это время с момента отключения питания от обмотки реле до момента замыкания тылового контакта.
К временным параметрам также относится время перелета якоря реле при притяжении (при отпускании) – время от момента размыкания фронтового (тылового) до момента замыкания тылового (фронтового) контакта.
Таблица 4.1
Время притяжения якоря реле
Тип реле | Время притяжения якоря, с | |
Реле автоматики | Реле связи | |
1 Быстродействующие | 0,007…0,03 | 0,001…0,01 |
2 Нормальнодействующие | 0,1…0,4 | 0,01…0,04 |
3 Медленнодействующие | 0,6…1,2 | Более 0,05 |
4 Временные (реле выдержки времени) | Более 1,5 |
Работа исполнительной части электрических реле характеризуется следующими параметрами.
Переходное сопротивление контактов, которое должно быть как можно меньшим при замкнутом состоянии контактов и бесконечно большим при разомкнутом. Переходное сопротивление контактов реле не должно превышать 0,3 Ом.
Контактное нажатие (сила сжатия контактных пружин), величина которого должна обеспечивать надежное замыкание контактов реле в эксплуатационных условиях (в условиях влияния таких дестабилизирующих факторов, как вибрация, тряска).
|
|
Время дребезга (многократного замыкания и размыкания) контактов при замыкании не должно превышать 20 мс.
При расчетах параметров реле используются две характеристики – механическая и тяговая. Механическая характеристика f M определяет зависимость механических усилий, преодолеваемых при перемещении якоря, от значения хода якоря (величины воздушного зазора). Тяговая (электромеханическая) характеристика f Э определяет зависимость силы притяжения якоря, создаваемой электромагнитом, от значения воздушного зазора при постоянной магнитодвижущей силе.
Для срабатывания реле необходимо выполнение условия f Э> f M, то есть развиваемое электромагнитом тяговое усилие должно быть больше сил, препятствующих притяжению якоря (масса якоря и противовеса, сопротивление контактных пружин, силы трения). Подробно принципы расчета и построения механической и тяговой характеристик реле описаны в /5/.