ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Ознакомление с географическими картами различной тематики.
Цель: составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и
процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.
Оборудование: географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.
Задания для работы:
Задание 1.
Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.
Задание 2.
Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.
Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (и их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.
Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы:
Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы:
|
|
Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы:
Задание 3.
Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.
Задание 4.
Для выполнения задания используйте контурную карту мира.
На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.
Задание 5.
Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.
Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.
Таблица №1. Разведанные запасы железных руд в странах мира (2014 г.)
Место в мире | Страна | Регион | Запасы, млрд т |
1 | Бразилия | Латинская Америка | 16 |
2 | Австралия | Австралия | 15 |
3 | Россия | Европа, Азия | 14 |
4 | Китай | Азия | 12 |
5 | Украина | Европа | 9 |
6 | Индия | Азия | 4,5 |
7 | Казахстан | Азия | 3,3 |
8 | Венесуэла | Южная Америка | 2,4 |
9 | Канада | Северная Америка | 2,3 |
10 | США | Северная Америка | 2,1 |
|
|
Задание 6 (дополнительное).
Предложите варианты критериев разделения десяти стран, указанных в таблице №1, на группы по объемам разведанных запасов железных руд. Запишите свои предложения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
ТЕМА: Составление таблицы «Государственный строй стран мира»
Цель: Закрепить знания о государственном строе стран мира: формах правления и административно-территориального устройства.
Учиться составлять систематизирующие таблицы.
Базовые понятия: государственный строй, форма правления, административно-территориальное устройство, республика, монархия, унитарное государство, федерация.
Требуемое время: 1 час.
Предварительное домашнее задание: учебник В. П. Максаковский «География 10 класс», стр. 11-24.
Оборудование:
1. Политическая карта мира.
2. Географические атласы.
3. Учебник «География»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
На основе «визитной карточки» стран на форзацах учебника составьте систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира», используя следующую форму:
Форма правления | Форма административно-территориального устройства | |||
Республики | Монархии | Унитарные государства | Федеративные государства | |
конституционные | абсолютные | |||
58 | 17 | 22 | ||
65 | 2 | 46 |
В каждую графу выпишите названия стран со столицами (по вариантам):
I ВАРИАНТ – республик Европы и Азии; конституционных монархий; федеративных государств.
II ВАРИАНТ – республик Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и Океании; абсолютных монархий; унитарных государств Европы и Азии.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА.
Сдать тетрадь с заполненной таблицей.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
Ответить на тестовые задания и выполнить задания на контурной карте.
ТЕСТ.
1. Распределение природных ресурсов по планете объясняется:
А) различиями в климатических процессах и различными условиями образования полезных ископаемых в разные геологические эпохи;
Б) различиями в тектонических процессах;
В) различиями в тектонических, климатических процессах и различными условиями образования полезных ископаемых в разные геологические эпохи.
2. Андские страны выделяются крупными ресурсами:
А) нефти и газа;
Б) медными и полиметаллическими рудами;
В) марганца и фосфоритами.
3. Какая группа стран, имеющая практически все известные ресурсы, названа не верно:
А) Россия, США, Индия, Китай, Австралия;
Б) Россия, США, Бразилия, Китай, Аргентина;
В) Россия, США, Бразилия, Китай, Австралия.
4. Самым распространенным цветным металлом в земной коре является:
А) медь;
Б) алюминий;
В) цинк.
5. Какая группа стран обладает наибольшими запасами медных руд:
А) Замбия, Заир, Чили, Канада, США;
Б) Замбия, Заир, Чили, Россия, Индия, США;
В) Замбия, Заир, Чили, Австралия, Китай, США.
6. В структуре земельного фонда преобладают:
А) малопродуктивные и неиспользованные земли;
Б) леса и кустарники;
В) населенные пункты, промышленность и транспорт;
Г) луга и пастбища;
Д) обрабатываемые земли (пашня, сады, плантации).
7. Население какого региона обеспечено регулярным водоснабжением только на 10%:
А) Европы;
Б) Австралии;
В) Азии;
Г) Африки.
8. Государства, занимающие ведущие в мире позиции по запасам древесины:
А) Россия, Канада, США, Бразилия;
Б) Россия, Канада, Бразилия, Китай;
В) Россия, Канада, США, Конго.
9. Аквакультура – это:
А) искусственное выращивание водных организмов в морской и пресной воде;
Б) искусственное разведение водных организмов в морской воде.
10. В каком варианте количество действующих скважин нефти и газа расставлены в убывающем порядке:
А) Мексиканский залив, Северное море, Персидский залив, Гвинейский залив;
Б) Персидский залив, Мексиканский залив, Северное море, Гвинейский залив;
|
|
В) Персидский залив, Северное море, Мексиканский залив, Гвинейский залив;
Г) Мексиканский залив, Персидский залив, Северное море, Гвинейский залив.
11. Какие страны наиболее преуспели в развитии гелиоустановок:
А) США и Япония;
Б) Франция и Германия;
В) Япония и Франция;
Г) Франция и США.
12. К «грязным» производствам относят:
А) химическую, нефтехимическую, металлургическую и целлюлозно-бумажную промышленность, тепловую энергетику;
Б) химическую, нефтехимическую, металлургическую, целлюлозно-бумажную, гидроэнергетику и тепловую энергетику;
В) химическую, нефтехимическую, металлургическую, целлюлозно-бумажную промышленность, атомную и гидроэнергетику.
13. Закончите определения:
А) Ресурсообеспеченность – это …
Б) Природопользование – это…
В) Геоэкология – это…
Г) Природно-ресурсный потенциал – это…
Нанесите на контурную карту мира следующие страны: Великобритания, Нидерланды, Испания, Швеция, Индия, Египет, ДРК (Заир), ЮАР, Мексика, Аргентина.
15. Обозначьте на карте мира страны, обладающие наибольшими запасами нефти.
Критерии оценивания: | |
Задания 1 – 12 – по 1 баллу; | «5» – 26-23 балла |
Задание № 13 – 4 балла; | «4» – 22-17 баллов |
Задание № 14 – 4 балла; | «3» – 16-11 баллов |
Задание № 15 – 6 балла. | «2» – 10 и менее баллов |
Всего: 26 баллов. |
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА.
1. Сдать тетрадь с тестами.
2. Сдать контурную карту с выполненными заданиями.