Понятие и виды современного федерализма. Особенности федеративного устройства Российской Федерации

Федерализм – это система основных признаков и принципов определенной формы государственного устройства, совокупность структур, норм и методов государственного управления, которые устанавливают взаимодействие центра и субъектов и обеспечивают рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов. Федерализм характеризует форму государственного устройства.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, которые обеспечивают его безопасное существование и функционирование.

Различают две модели федерализма — дуалистический и кооперативный. Дуалистический федерализм базируется на идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют свои предметы ведения и не вмешиваются в дела друг друга. Такая модель федерализма характерна для США. Кооперативный федерализм основан на идее взаимного дополнения полномочий центра и субъектов федерации, их сотрудничестве. Эта модель федерализма используется в Германии. В современной юридической литературе в зависимости от типа правового акта, который положен в основу федерации, выделяют два типа федеративных государств: договорные и конституционные.

В основе договорных федераций лежит специфический правовой договор (например, Федеративный договор России от 31 марта 1992 года), а конституционные федерации основаны исключительно на Конституции. Исторически первые федерации были именно договорными по своей сути. Существуют конституционно-договорные федерации. Так, в РФ к конституции прилагается договор.

Основы современного российского федерализма. С 1992 года федерализм является основой конституционного строя Российской Федерации, принципом ее государственно-территориального устройства, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, они не имеют права на свободный односторонний выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в международных отношениях. Действие федерального права распространяется на всю Российскую Федерацию и ни один из субъектов федерации не вправе препятствовать его законному применению.

В федеративных государствах действует — конституционно-правовой принцип федерального приоритета: если федеральный закон и закон субъекта федерации по-разному регулируют один и тот же вопрос, то действует федеральный закон. Принцип федерального приоритета закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года. В России асимметричная форма федерализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

Для российского федерализма характерно:

1. смешанный этнотерриториальный характер субъектов Федерации, чреватый дроблением регионов по этническому признаку и т. д.;

2. асимметричность масштабов и статусов субъектов Федерации;

3. нарастающая дифференциация регионов в социальном и политическом отношениях, по уровню жизни;

4. инициированный сверху, государственный характер российского федерализма;

5. отсутствие серьёзной базы федерализма в обществе, в частности регионального самосознания (так, в республиках его часто заменяет этническое);

6. чрезмерная роль субъективного фактора, когда личностные качества главы региона могут во многом определять и отношения с Центром, и политическую ситуацию в регионе;

7. нестыковка регионального законодательства с федеральным, что противоречит принципу равенства прав граждан независимо от места их проживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: