Характеристика развития науки административного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное право»

на тему: «История становления и развития административного права»

 

 

Обучающегося (обучающейся)

2 курса 181   группы

ФИО Зимина Снежана Сергеевна

очно-заочной формы обучения

Научный руководитель: Старший преподаватель

кафедры предпринимательского и экологического права юридического факультета

Макухин А.А

Национальная шкала _________________   

Количество балов: ___________________

Оценка ECTS _______________________

 

Члены комиссии 

                                  

                              ___________ _____________________________

(подпись)                   (фамилия и инициалы)                                                                         ___________ _____________________________                                            (подпись)                   (фамилия и инициалы)

____________ _____________________________                                             (подпись)                   (фамилия и инициалы)

 

                                  г. Симферополь,  2020 год



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Раннее развитие науки административного права………………… 5
  1.1. Характеристика развития науки административного права..…….. 5
  1.2. Становление административного права в период монархии…….. 14
  1.3. Развитие науки советского административного права ………… 20
Глава 2. Современный этап административного права …………...……….. 26
  2.1. Факторы, способствующие развитию административного права в Ро Российской Федерации………………………………………………………...    26
  2.2. Развитие науки административного права в России………………. 29
Заключение……………………………………………………………………... 32
Библиографический список…………………………………………………… 34

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы. Административное право выполняет значимую роль, как для государственных структур, так и для общества в целом, а именно регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. 

Учебная литература изредка затрагивает тему становления и развития данной науки, несмотря на то, что знания истории весьма значимы для человека. Поэтому тема курсовой работы является актуальной, тем, что последовательное изучение становления административного права, заполнит пробелы в знаниях.

Цель данной работы заключается в том, чтобы подробно изучить период становления и развития административного права.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) Разобрать характеристику развития науки административного права, изучить становление административного права в период монархии и в советский период.

2) Рассмотреть факторы, способствующие развитию административного права в Российской Федерации и изучить развитие науки административного права в Российской Федерации.

Объектом исследования являются управленческие отношения; общественные отношения формировавшиеся в процессе в области защиты прав и законных интересов граждан которые появляются при использовании норм административного права.

Предметом исследования является историческая, научная, документальная и юридическая литература, касающаяся истории науки и отрасли административного права.

Методом изучения темы является анализ литературы по теме курсовой работы.

Теоретической основой написания послужили исследования отечественных и зарубежных авторов, таких как: Старилов Ю. Н, Тарасов И. Т, Мелехин А. В, Штейн, Л, Елистратов А. И, Хаманева Н. Ю.

Курсовая работа содержит: введение, две главы, заключение, библиографический список.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, формулируется объект, предмет, цель, задачи исследования и метод изучения темы.

Первая глава посвящена изучению того, как ранее развивалась наука административного права. В главу входит общая характеристика развития науки административного права, как в зарубежных странах, так и в России, а именно в период монархии и советского времени.

Вторая глава данной курсовой работы представляет современный этап административного права, где рассматриваются факторы, которые способствовали развитию административного права и развитие науки административного права в Российской Федерации.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что изучение данной темы позволяет узнать историю становления и развития административного права.

 

ГЛАВА 1. РАННЕЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Характеристика развития науки административного права

 

 

Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.

Объем, содержание и характер административного права находится в прямой зависимости от круга тех задач, какие ставит себе государственная власть, устраняя или ограничивая в той или иной сфере свободную игру частных интересов и частной деятельности. Чем шире область гражданского оборота, тем ограниченней сфера административного права и, наоборот, чем более суживается сфера гражданского права, тем шире область права административного, так как власть, ограничивая свободную деятельность частных лиц, в то же время берет на себя осуществление задач, изъятых из сферы частно-правовой деятельности граждан.

Развитие административного права находится в тесной связи с развитием социально-экономических отношений.

В эпоху феодализма, при господстве частного начала, доведенного до своего крайнего выражения, вследствие чего не существовало даже единой государственной власти и в основе всех отношений лежали отношения между помещиком и крепостным, как такового административного права, как совокупности норм, регулирующих государственную деятельность, нет.

В период абсолютизма впервые появляется государственная деятельность в области внутреннего управления. Первоначально деятельность эта была направлена  почти исключительно на борьбу с антисоциальными элементами и на установление порядка, без которого общество не могло развиваться в новых для себя социально-экономических формах. Деятельность эта носила принудительный, полицейский  характер, почему и право, ее регулирующее, получило название права полицейского. Государственная власть, выйдя победительницей в борьбе с феодалами, усваивает себе взгляд на граждан не как на самостоятельных субъектов прав и обязанностей, а как на объекты государственного властвования. Вся полнота власти сосредотачивается в руках монарха, который управляет страной, как некогда феодал управлял своей вотчиной. Должностные лица рассматриваются как доверенные лица монарха или его приказчики, действующие по его указаниям. Нормы административного права адресованы только к ним и имеют характер инструкций, которыми органы власти обязаны руководиться в своей деятельности. Вот почему права внутреннего управления, как совокупности норм, связывающих взаимно органы власти и граждан и в эту эпоху, в сущности, говоря, еще не было, так как перед лицом монарха, действовавшего с помощью многочисленного аппарата чиновников, не было никакого другого лица, которое обладало бы какими бы то ни было правовыми притязаниями к власти.

С течением времени круг государственной деятельности расширяется все более и более. Власть не ограничивается функциями ограждения общественного порядка и спокойствия и вторгается во все сферы  частной жизни граждан. Эта  регламентация касается не только внешнего проявления деятельности индивида, но и внутреннего уклада его жизни, его интеллектуальных запросов и интересов. Полицейское право указывает, что гражданин должен есть и пить, в каких костюмах ходить, к каким добродетелям стремиться. Эта деятельность публичной власти и в области культурного и экономического развития граждан окрашена все теми же принудительными чертами, свойственными полицейскому режиму в целом.

В этот период замечается и зарождение той науки, которая впоследствии получила название науки внутреннего управления. Свойства правового материала, бывшего предметом изучения полицеистов, определяли и характер научных исследований. 

Работы И. Юсти и Й. Зонненфельса,  и других, подобно работам их предшественников, представителей так называемой камеральной науки, носят характер трактатов по политике.

Камералистика — наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении. Корни данной науки уходят в XVI столетие. Усиленная потребность в финансах для содержания двора (государства), чиновничества и военных, а также развитие экономической политики выступили основными причинами становления научных знаний и представлений в областях, изучаемых камералистикой.  Король Пруссии Фридрих Вильгельм I учредил первую кафедру камералистики в г. Франкфурте-на-Одере и Галле. Введение юной науки в университетское образование дало возможность развитию и распространению своего предмета на все связанные с государственной политикой важнейшие дисциплины, особенно на политику, экономическую науку, полицейскую науку, науку о финансах, аграрную науку, мануфактурное дело и горное строительство. Вскоре кафедры камеральной науки были образованы в других университетах Европы (например, в Вене в 1752г. и Гёттингене в 1755г.).

Ученые полицеисты стараются указать, как надлежит действовать органам власти для достижения поставленных им целей и в каком направлении должно идти развитие отдельных отраслей полицейской деятельности и полицейского права.

Наука о полиции под влиянием идей правового государства превращается в науку или учение об управлении. Зародившись в трудах Роберта Моля и получив наиболее рельефное выражение в учении Лоренца фон-Штейна это новое направление, помогает данной дисциплине выйти на широкий путь истинно-научного исследования. Однако, и в этом своем виде учение об управлении с точки зрения юриста носит далеко не совершенный характер. Оно включает  в себя разнородные суждения и оценивает меры государственного управления с двух точек зрения — целесообразности и правомерности. Чтобы войти полноправным членом в сонм юридических дисциплин и превратиться в право управления науке об управлении надлежало в корне переработать свою методологию. Этим наука административного права в сильной мере обязана французской юриспруденции.

По мере установления правовых начал в государственном управлении и подчинения его не произвольному усмотрению администраторов, а нормам объективного права, претворенным в форму закона и административного регламента и кладущим основу и, в то же время предел для полномочий административных властей, во Франции накопляется громадное количество нормативного материала, над разработкой которого трудятся и теоретики и практики.

Еще Н. Деламар, полицеист XVIII века, пишет первый трактат, посвященный обзору и анализу полицейского законодательства Франции. Но его труд, как и работы многих последующих французских авторов, носят только комментаторский характер. Лишь с течением времени сочинения французских административистов возвышаются до научного, догматического метода  обобщения, анализа и классификации норм национального административного права. К концу XIX века Франция обогащается рядом исследований, курсов и монографий по административному праву, принадлежащих перу Лаферьера, Дюкрока. Бертелеми. Моро, Ориу, Жеза и др. Отсюда догматическое изучение административного права переходит в другие страны — Германию. Австрию. Италию, но родиной догматического метода по-прежнему остается Франция.

Россия в этом вопросе идет позади других стран. После небольшой работы Гуляева все последующие исследования русских административистов отражают  влияние Юсти и Зонненфельса, пока, наконец, на смену умозрительному направлению не приходит историко-сравнительное, отдающее дань и оценке целесообразности полицейских мероприятий. Таковы курсы Бунге, Антоновича. Андреевского. Тарасова. Депюжинского, Шеймина и в значительной мере Белявского и Ивановского. Первые два автора посвящают свое внимание главным образом вмешательству государства в хозяйственную жизнь, а, по мнению профессора Антоновича, полицейское право даже имеет своею задачей обосновать принципы для хозяйственного государства.

Отсюда, это скорее курсы экономической политики, нежели административного права. Представители историко-сравнительного метода свое внимание уделяют не столько юридическому анализу, сколько историко-сравнительному описанию отдельных вопросов государственного управления, примешивая к нормативному материалу большую дозу фактического. Догматическое направление в административном праве нашло себе сторонника еще в 1888 г. в лице проф. Трифонова и ныне является господствующим и в России. Ему следует Елистратов, Лазаревский, Гессен, Гаген, Матвеев, Дурденевский, Кобалевский, Карадже-Искров, Одарченко, Колесников и другие наши ученые.

С переходом к промышленному капитализму меняется и правовая система государства. Это изменение коснулось, как объёма государственного вмешательства в сферу частной деятельности, так и характера отношений между властью и гражданами. Было бы ошибкой думать, что административная деятельность в этот период ограничивается исключительно охраной общественного порядка и безопасности. Изменилось лишь русло, по которому потекла государственная деятельность. Не вмешиваясь в сферу экономических отношений между гражданами, административная деятельность не выпускала из своих рук целого ряда задач внутреннего управления в области народного образования, полиции, печати, союзов и собраний, социального обеспечения. Стремление оградить индивидуальные права граждан выразилось в придании двухстороннего характера административно-правовой норме. Принцип закономерности управления кладется в основу взаимоотношений между органами власти и гражданами. 

Деятельность администрации не предоставляется уже ее свободному усмотрению, либо усмотрению того лица, которое стоит во главе административной машины. Каждый акт власти регламентирован в законе, причем в распоряжение гражданина предоставлен сложный ассортимент средств, с помощью которых гарантируется неприкосновенность принадлежащих ему по закону прав от нарушения их со стороны администрации. Это изменение в характере норм, регулирующих административную деятельность, отразилось и на самом названии данной отрасли права. Вместо права полицейского, начинают говорить о праве административном или праве внутреннего управления.

В связи с тем изменяется и направление в разработке административно-правового  материала. Главное внимание ученых юристов обращено уже на выяснение прав и обязанностей администрации, с одной стороны, и граждан, с другой. Политика права продолжает существовать, но она становится предметом специальных исследований по отдельным отраслям административной деятельности. 

Фундаментом концепции правового государства принято считать учения общественном договоре Ж.-Ж. Руссо, работы Канта, теория разделения властей Д. Локка и Ш. Монтескье.

Изучение с точки зрения политики права норм, касающихся деятельности власти в области отношений экономических берут на себя ученые экономисты, которые, базируясь на теоретической политической экономии, создают стройные системы, так называемой экономической политики. Деятельность в области народного образования является предметом специального изучения специалистов в области школьного дела, которые формулируют основные принципы политики по народному образованию. 

Чисто юридический анализ норм административного права приводит ученых к созданию системы административно-правовой догматики по образцу других, более развитых юридических дисциплин. Начиная с середины прошлого века и, особенно в конце ХIХ-го столетия социально-экономические  отношения на Западе вступают в новую фазу своего развития, и административное право начинает быстро эволюционировать.

Идеи государственного социализма в Германии и солидаризма во Франции все более и более просачиваются в сферу права, существенно изменяя взаимоотношения между нормами права публичного и частного. Интенсивность государственного вмешательства в сферу частно-правовых отношений быстро возрастает. На органы власти возлагается осуществление новых не известных  им ранее функций. Эта эволюция права отразилась не только на расширении объема государственной деятельности, но привела в ХХ-м столетии к трансформации самих институтов частного права, благодаря проникновению и в эту область публично-правовых начал. Масса новых юридических явлений породила даже мысль о необходимости коренного пересмотра всех юридических теорий вплоть до полного упразднения старой классификации юридических норм на нормы права публичного и частного. При этом некоторые ученые, и в частности в русской литературе проф. А.Г. Гойхбарг, полагают возможным совершенно отказаться от цивилистического исследования, распределив весь правовой материал по тем отношениям, какие охватывает та или иная отрасль права. 

Заметный след в развитии русского административного права оставили Н. Бунге – государственный деятель Российской империи, учёный; А. Антонович - экономист, доцент кафедры полицейского права Императорского университета Св. Владимира. Они подошли к рассмотрению вопросов с позиции экономики. Целью являлось представить науку о государственном благоустройстве как науку точную, использующую эмпирические методы.

Наука российского административного права, как и Западная Европа, развивается как наука полицейского права в начале XIX в.

Выделяют три исторических периода развития административного права. Монархический период науки административного права продолжался с момента ее зарождения и до февраля 1917 г.

Советский период развития науки административного права распространяется на всю историю существования советской России с 1917 по 1991 г, и он состоит также из пяти отдельных этапов. Первый этап – начальный, происходит формирование советского административного права. Он продолжался до конца 1920-х гг. В научных работах наблюдались исследования над формами административной деятельности (административно-правовые акты и принуждение), административных правоотношений с участием органов государственного управления и граждан, административной юстиции и контроль за деятельностью должностных лиц, дисциплинарной ответственности служащих. Второй этап - конец 20-х - первая половина 30-х гг. XX в. Проведённая реформа в юридическом образовании исключает административное право из учебных и научных планов, считая его бесполезным. Третий этап связан с возрождением науки административного права в России. Он приходится на вторую половину 1930-х гг. и обусловлен тем, что государству несложно запретить ту или иную науку, но невозможно отменить существование реальных проблем, которые "запрещенная" наука исследует и стремится, в конечном счете, найти пути эффективного их решения. В 1938 г. Всесоюзное совещание по вопросам советского государства и права вводит преподавание административного права и проведение административно-правовых исследований.

Четвертый этап - 40-50-е гг. XX в. в науке административного права характеризуется ее стремлением следовать военному и послевоенному времени, а потому предметом административно правовых исследований были в основном строгие научные категории.

Пятый этап развития науки административного права советского периода пришелся на конец 50-80-х гг. XX в. Начало было положено случившейся после XX съезда КПСС (1956 г.) «оттепелью». За ней последовали несколько волн реформирования государственного аппарата, экономики и системы государственного управления. На данном этапе произошло дальнейшее расширение административно-правовых исследований по предмету и географии с продвижением от центра страны к ее периферии, в том числе на Восток.

Далее административное право переходит на следующий этап. Современный (федеративно-республиканский) период, начало берет с момента становления Российской Федерации как суверенного, демократического, федеративного, правового, социального государства с республиканской формой правления. Осуществляется переосмысление таких традиционных для административно-правовой науки категорий, как предмет и система отрасли административного права, государственное управление. В научных работах разрабатываются проблемы организации и совершенствования исполнительной власти. Особый интерес представляют административно-правовые исследования защиты прав и охраняемых законом интересов граждан в сфере деятельности государственной и муниципальной исполнительной власти.

Итак, начало развитию науки административного права положила камералистика. Камеральная наука возникла в Австрии и Германии в XVII в. В процессе будущего развития камералистики происходило одновременное выделение входящих в нее дисциплин. Наиболее важным в деле формирования самостоятельной науки административного права явилось обособление из камералистики полицейского права. Наука административного права в России возникла и развивалась, по работам русских ученых-административистов, под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Также развивается наука о полиции. Формирование административного права проходит через три периода: монархический (имперский); советский; современный (федеративно-республиканский).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: