Развитие науки советского административного права

 

 

Наука советского административного права развивалась по мере развития советского государственного управления и создания административного права как самостоятельной отрасли права в рамках формировавшейся системы права Советского государства. Исключительно важное значение, которое придавала марксистско-ленинская доктрина управлению в будущем социалистическом обществе, способствовало этому развитию.

Наука советского административного права призвана теоретически обобщать огромный опыт в различных областях советского  государственного управления. Советское административное право как юридическая дисциплина охватывает научной системой правовые нормы, действующие в области управления, облегчить понимание и усвоение этих норм работниками советского государственного аппарата и всеми гражданами. Наука советского административного права помогает практикам в решении стоящих перед ними правовых вопросов в области государственного управления. 

Административное право Советского государства во многом отличается от административного права Западно-Европейских государств. Если на Западе административное право достигло небывалого развития, то в Советском государстве оно является доминирующей отраслью права. Частно-правовым отношениям советское право отводит весьма ограниченное место в правовой системе, причем и эта ограниченная область в весьма сильной степени проникнута публично-правовыми элементами. Кроме деятельности политической, публичная власть в Советском государстве выступает в качестве хозяйствующего субъекта, в ведении которого находятся основные отрасли производства и распределения хозяйственных благ. Благодаря этому административное право Советских Республик знает многочисленные правовые нормы, своеобразные по характеру полномочий, предоставляемых ими органам управления, своеобразный порядок деятельности этих органов и своеобразную их структуру. 

Административная организация в Советском государстве приспособлена не только для выполнения функций публичного властвования в чистом виде, но и для осуществления задач по организации государственной промышленности и торговли. Кроме отличий, обусловленных особенностью социально-экономического уклада жизни в Советском государстве, нормы административного советского права отразили на себе и самый порядок их возникновения в процессе гражданской войны и революции, что необходимо иметь в виду для правильного понимания административного права Советских Республик.

За короткий сравнительно промежуток времени можно наметить три этапа в развитии советского административного права. Октябрьский переворот в корне уничтожил старый правовой уклад жизни, но тотчас заменить его новой законченной правовой системой, естественно, не мог. Издаваемые властью правовые нормы, обширный декретный материал заполняют собой как бы пустое место и в то же время эти новые правовые  нормы сами непрерывно эволюционируют. Первый период в развитии административного права Советских Республик характеризуется разрушением старого социально-экономического уклада жизни и соответствующей ему правовой системы. Средством для достижения этой цели служила децентрализация управления при руководящей роли политической партии, направляющей и соединяющей деятельность отдельных колесиков советского механизма.

Советский аппарат от децентрализации начинает перестраиваться мало по малу по принципу централизации управления, социализация и милитаризация народно-хозяйственной жизни вытесняют гражданский оборот, сменяя нормы предшествовавшего периода продуманным планом нового социально - экономического уклада. Руководящая роль всеми отраслями народного хозяйства сосредотачивается в центре. Власть берет в свое непосредственное ведение организацию производства и распределение хозяйственных благ. Эта волна правового строительства достигает своего апогея в зиму 1920 — 1921 года и к этому моменту явственно вырисовываются контуры новой социально-экономической и правовой системы, в которой публичное право вполне поглощает собою всю сферу частных отношений. Гражданский оборот совершенно замер и право внутреннего управления сделалось синонимом советского права вообще.

С переходом к Новой Экономической Политике, начиная с марта месяца 1921 года, административное право перестраивается в соответствии с новыми экономическими задачами. Нарождается гражданский оборот, организация государственной промышленности и торговли приспосабливается к условиям вольного рынка и частной конкуренции, целый ряд государственных имуществ денационализируется, появляется институт частной собственности, почти совершенно уничтоженной в эпоху военного коммунизма.

На  ряду с эволюцией норм административного права, касающихся хозяйственной деятельности Советской власти и организации административной машины, происходят существенные изменения и в нормах права, регулирующих принудительную деятельность администрации в интересах ограждения общественного порядка и спокойствия. В период гражданской войны органы власти ссужаются исключительными полномочиями, обусловленными вооруженною борьбой с врагами советской власти и иностранной интервенцией. Лишь постепенно, по мере ликвидации гражданской воины и бандитизма, Советская власть ограничивает полномочия своих агентов, сменяя нормы исключительного права нормами права обычного, рассчитанного на мирное течение государственной жизни. Происходит расслоение нормального и чрезвычайного правовых режимов, причем и в настоящее время нормальное право содержит в себе еще некоторые нормы по существу своему временные и исключительные (например, законодательство об административной высылке), обусловленные характером переживаемой эпохи.

В 1930 году административное право как предмет преподавания исключается из учебных планов высших юридических учебных заведений. Была прекращена разработка теории этой отрасли права. Ликвидация административного права как юридической дисциплины «обосновывалась» тем, что при социализме начало социалистического планирования вытесняет правовое регулирование и заменяет его методом технического регулирования и в силу этого административно-правовая форма теряет свое значение.

Но отметив важную роль советского административного права в силу того исключительного положения, которое принадлежит вопросам управления в деле социалистического строительства, Первое совещание поставило перед научными работниками — юристами ряд задач в области административного права (определение предмета и содержания науки советского социалистического административного права, разработка вопросов об объеме полномочий органов государственного управления, изучение методов руководства хозяйством и культурным строительством и др.). Начиная с 1938 года советское административное право становится предметом преподавания в высших юридических учебных заведениях, юридических школах, на различных курсах подготовки и переподготовки работников юстиции.

В течение 1940—1949 гг. было издано несколько учебников по советскому административному праву.[4]

Важное значение для разработки теории советского административного права имел ряд работ советских цивилистов. Укажем, например, на монографию А. Венедиктова. «Государственная социалистическая собственность» (1948 г.), в которой анализируются виды управления социалистической собственностью, административно-правовая защита государственной собственности, поставлен важный вопрос об административной правоспособности.

Ряд важных для советского административного права положений содержится в монографии З. Шкундина «Обязательство поставки товаров в советском праве» (1948), а именно: планы распределения товаров и порядок составления планов, акты планирования товарооборота и их юридическое значение, регулирование цен и накидок.

Административное право в Советском государстве играет исключительную роль и, следовательно, требует наиболее внимательного к себе отношения, но, с другой стороны, современная правовая система Советского государства знает на ряду с правом публичным право частное, почему и анализ административного права должен идти по пути выяснения тех своеобразных черт, какие присущи ему, как отрасли права публичного. С экономической и политической точек зрения не вызывает сомнения, что всякая частная торговля и частное промышленное предприятие глубоко и принципиально отличны от государственной промышленности и государственной торговли. Но экономическим факторам соответствует право, и юридическая теория, которая при анализе этого права не отражает правового отличия гражданского оборота (хотя бы и модифицированного) от публично-правовой деятельности органов управления, дает, несомненно, не вполне правильную картину правовой действительности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: