Интеллектуально – развлекательная игра
«Своя игра»
Название мероприятия: «Своя игра».
Методы обучения: активные методы обучения в виде игры.
Тип: внеклассное мероприятие
Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.
Цель мероприятия: углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по биологии курса 5 класса, развитие познавательного интереса, воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений.
Задачи:
Обучающие:
- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;
- вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
- развитие коммуникативных навыков;
- осуществление межпредметных связей.
Развивающие:
- развитие памяти, внимания;
- развитие образного мышления;
- развитие творческого воображения;
- развитие восприятия;
- повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
|
|
- развитие творческих способностей учащихся;
- самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: воспитание любознательности
Предметные: развитие познавательного интереса и мотивации
Метапредметные: формирование информационно-коммуникативных умений.
Формируемые УУД
Личностные: вклад каждого ученика в победу команды
Регулятивные: самостоятельный выбор уровня сложности задания
Коммуникативные: умение работать в коллективе, группе
Познавательные: развитие интереса и углубление знаний по биологии.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, информационная, социальная и коммуникативная компетентности.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, флэш-карта, презентация «Своя игра»
Рекомендации
В классе 25 учащихся, поэтому игра разработана с учетом этого количества, чтобы каждый ребенок смог принять посильное участие. Если в классе другое количество учащихся необходимо скорректировать задания. С помощью жеребьёвки формируются команды, для этого необходимо подготовить 25 цветных фигурок (по 5 фигурок разных цветов, всего 25 штук), таким образом, формируется 5 команд по 5 человек. Учащиеся рассаживаются по рядам друг за другом, один ряд одна команда.
На каждом этапе участвует 5 человек, каждый из них выбирает один из вопросов, предложенных на этапе, учащиеся выбирают вопрос по баллам, но само задание они пока не видят. Чем больше значение в баллах, тем сложнее задание. На каждом этапе также проводится жеребьевка, чтобы определить последовательность выбора учащихся, для этого можно использовать номера (от одного до пяти), начинает выбор номер один, а пятому достается оставшийся вопрос. В итоге правильный ответ соответствует стоимости задания, в конце суммируются баллы, подводятся итоги мероприятия.
|
|
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Этапы мероприятия | Содержание |
Этап №1 Науки о живых организмах | 10 баллов Без живого нельзя представить себе нашу планету. А как называется наука о живой природе? 20 баллов Эта наука изучает разнообразные растения, а как называется наука о растениях? 30 баллов На нашей планете обитают разнообразные животные. Какая наука изучает животных? 40 баллов Назовите науку, изучающую разнообразные грибы? 50 баллов Назовите науку, изучающую взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой обитания. |
Этап №2 Бактерии | 10 баллов Бактерии по форме очень разнообразны. Одиночные бактерии округлой формы называются? 20 баллов Бактерии вызывают различные заболевания – бактериозы. Как называют группу таких бактерий? 30 баллов Для перенесения неблагоприятных условий бактерии образуют? 40 баллов Клетки бактерий являются безъядерными, поэтому их называют? 50 баллов Отдел бактерий, клетки которых содержат хлорофилл? |
Этап № 3 Грибы | 10 баллов Главная часть тела гриба называется? 20 баллов Надземная часть шляпочного гриба, состоящая из шляпки и ножки, называется? 30 баллов Одноклеточные грибы, используемые в хлебопечении? 40 баллов Плесневый гриб, встречающийся на хлебе? 50 баллов Симбиоз корней деревьев и грибниц грибов называется? |
Этап № 4 Растения | 10 баллов Водные растения, тело которых не делится на ткани и органы называются? 20 баллов Совокупность всех растений планеты, названных в честь древнегреческой богини мифологии? 30 баллов Какие растения способствовали образованию каменного угля? 40 баллов Мелкие клетки, служащие для размножения мхов, папоротников и др. растений называются? 50 баллов Как называется пигмент, придающий растениям зеленый цвет? |
Этап № 5 Животные | 10 баллов Совокупность всех животных планеты, названных в честь древнегреческой богини мифологии? 20 баллов К какой группе животных относится инфузория туфелька? 30 баллов В какой наиболее многочисленный тип животных входят раки, пауки и насекомые? 40 баллов Какой природный фактор указывает животным о приближении весны или осени? 50 баллов Около 30 % морского дна покрыто голубым илом. Что это такое? |
Заключение
Исходя из общего положения и пользуясь в качестве довода и логического обоснования совокупностью ранее упомянутых эмпирических знаний можно сделать вывод, что внеклассные занятия по биологии, проводимые в школе помогают развитию у обучающихся натуралистических, природоохранных умений и навыков. Они помогают в формировании личного Я, развивают кругозор, формируют заинтересованность в исследованиях, которые проводятся в внеклассных мероприятиях по биологии. Также обучающиеся учатся излагать свои мысли, делиться мнениями, предлагать новые идеи, то есть развивается коммуникативная концепция.
Особенность биологии как учебной дисциплины заключается в том, что именно с помощью этого предмета обучающиеся получают целостное представление о естественной среде, удостоверяются в необходимости познания биологических закономерностей, бережного отношения к природе.
Общими критериями организации любой внеклассной работы обучающихся являются:
— учет интересов и потребностей обучающихся определенного класса;
—точный план внеклассной работы, установление намеченных результатов;
|
|
—тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;
—близкая взаимосвязь с другими дисциплинами при организации различных форм внеклассной работы;
– внимание к общественно полезной деятельности учащихся.
В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень сложно дать какие-либо готовые советы по организации как учебной, так и внеклассной деятельности по биологии. Каждый учитель биологии должен иметь максимально много информации о том, что имеется по предмету в области внеклассного занятия. Эти знания могут помочь грамотно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в определенном классе и в школе обстоятельств, творчески их применить, развить и расширить теорию своим собственным практическим опытом.
Внеклассные работы, которые проводятся в системе всего процесса преподавания биологии, развивают разносторонние интересы учащихся, самостоятельность в работе, исследовательские, их взгляд на жизнь и мышление. Формы таких мероприятий весьма разнообразны, но по содержанию и методам осуществления они связаны с уроком; на уроке у обучающихся появляется интерес, который находит свое удовлетворение в той или иной форме внеклассных работ и снова получает развитие и закрепление на уроке.
Зачастую интересы обучающихся в школе бывают чрезвычайно узкими, ограниченными коллекционированием, любительским отношением к отдельным животным. Задача педагога – расширить интересы учащихся, воспитать образованного человека, который любит науку, умеет и имеет желание исследовать природу. При проведении опытов и длительных наблюдений за явлениями природы у обучающихся развиваются определенные представления об окружающей их материальной действительности. Наблюдения, которые проводятся обучающимися, например, за развитием растения или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.
|
|
Список использованной литературы
1. Пономарева. И.Н. Общая методика обучения биологии /И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – М.: Академия, 2007.
2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 класс – М.: Дрофа, 2002.
3. Верзилин. Н.М. Общая методика преподавания биологии. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1983.
4. Зверев. И.Д. Общая методика преподавания биологии. / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. – М.: Просвещение, 1985.
5. Акимов С.С. Биология в таблицах, схемах, рисунках. / С.С. Акимов, А.Х. Ахмалишева, А.В. Хренов. – М.: Лист, 1996.
6. Всесвятский, Б. В. Общая методика биологии: учеб, пособие для пед. ин-тов / Б. В. Всесвятский. — Москва: Учпедгиз, 1960. — 331 с.
7. Гаджиева И.Х. Методы преподавания биологии. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 325 с. школа урок учебный
8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.:Просвещение. 1984. 204 с.
9. Иванова, Т. В. Общая методика обучения биологии в школе / Т. В. Иванова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова. — Москва: Дрофа, 2010. — 271 с.
10. Карташова, Н. С. Методика преподавания биологии: учеб, пособие для лабор. — практ. занятий и самостоят. работы студентов / Н. С. Карташова. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. — 119с.
11. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. – Волгоград: «Учитель», 2004.
12. Колонтаев, В. М. Общая методика преподавания биологии / В. М. Колонтаев, Л. М. Дробышева. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 229 с.
13. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с.