План-конспект внеклассного мероприятия по биологии для 5 класса

Интеллектуально – развлекательная игра

«Своя игра»

Название мероприятия: «Своя игра».

Методы обучения: активные методы обучения в виде игры.

Тип: внеклассное мероприятие

Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые.

Цель мероприятия: углубление, расширение и закрепление знаний учащихся по биологии курса 5 класса, развитие познавательного интереса, воспитание любознательности, формирование информационно-коммуникативных умений.

Задачи:

Обучающие:

 - закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках  биологии;

 - вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

 - развитие коммуникативных навыков;

 - осуществление межпредметных связей.

Развивающие:

- развитие памяти, внимания;

- развитие образного мышления;

- развитие творческого воображения;

- развитие восприятия;

- повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные:

 - воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

- развитие творческих способностей учащихся;

- самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: воспитание любознательности

Предметные: развитие познавательного интереса и мотивации

Метапредметные: формирование информационно-коммуникативных умений.

Формируемые УУД

Личностные: вклад каждого ученика в победу команды

Регулятивные: самостоятельный выбор уровня сложности задания

Коммуникативные: умение работать в коллективе, группе

Познавательные: развитие интереса и углубление знаний по биологии.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, информационная, социальная и коммуникативная компетентности.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, флэш-карта, презентация «Своя игра»

Рекомендации

   В классе 25 учащихся, поэтому игра разработана с учетом этого количества, чтобы каждый ребенок смог принять посильное участие. Если в классе другое количество учащихся необходимо скорректировать задания. С помощью жеребьёвки формируются команды, для этого необходимо подготовить 25 цветных фигурок (по 5 фигурок разных цветов, всего 25 штук), таким образом, формируется 5 команд по 5 человек. Учащиеся рассаживаются по рядам друг за другом, один ряд одна команда.

   На каждом этапе участвует 5 человек, каждый из них выбирает один из вопросов, предложенных на этапе, учащиеся выбирают вопрос по баллам, но само задание они пока не видят. Чем больше значение в баллах, тем сложнее задание. На каждом этапе также проводится жеребьевка, чтобы определить последовательность выбора учащихся, для этого можно использовать номера (от одного до пяти), начинает выбор номер один, а пятому достается оставшийся вопрос. В итоге правильный ответ соответствует стоимости задания, в конце суммируются баллы, подводятся итоги мероприятия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

Этапы мероприятия Содержание
 Этап №1 Науки о живых организмах   10 баллов Без живого нельзя представить себе нашу планету. А как называется наука о живой природе? 20 баллов Эта наука изучает разнообразные растения, а как называется наука о растениях? 30 баллов На нашей планете обитают разнообразные животные. Какая наука изучает животных? 40 баллов Назовите науку, изучающую разнообразные грибы? 50 баллов Назовите науку, изучающую взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой обитания.
Этап №2 Бактерии   10 баллов Бактерии по форме очень разнообразны. Одиночные бактерии округлой формы называются? 20 баллов Бактерии вызывают различные заболевания – бактериозы. Как называют группу таких бактерий? 30 баллов Для перенесения неблагоприятных условий бактерии образуют? 40 баллов Клетки бактерий являются безъядерными, поэтому их называют? 50 баллов Отдел бактерий, клетки которых содержат хлорофилл?
Этап № 3 Грибы   10 баллов Главная часть тела гриба называется? 20 баллов Надземная часть шляпочного гриба, состоящая из шляпки и ножки, называется? 30 баллов Одноклеточные грибы, используемые в хлебопечении? 40 баллов Плесневый гриб, встречающийся на хлебе? 50 баллов Симбиоз корней деревьев и грибниц грибов называется?
Этап № 4 Растения   10 баллов Водные растения, тело которых не делится на ткани и органы называются? 20 баллов Совокупность всех растений планеты, названных в честь древнегреческой богини мифологии? 30 баллов Какие растения способствовали образованию каменного угля? 40 баллов Мелкие клетки, служащие для размножения мхов, папоротников и др. растений называются? 50 баллов Как называется пигмент, придающий растениям зеленый цвет?
Этап № 5 Животные   10 баллов Совокупность всех животных планеты, названных в честь древнегреческой богини мифологии? 20 баллов К какой группе животных относится инфузория туфелька? 30 баллов В какой наиболее многочисленный тип животных входят раки, пауки и насекомые? 40 баллов Какой природный фактор указывает животным о приближении весны или осени? 50 баллов Около 30 % морского дна покрыто голубым илом. Что это такое?

 

 

Заключение

   Исходя из общего положения и пользуясь в качестве довода и логического обоснования совокупностью ранее упомянутых эмпирических знаний можно сделать вывод, что внеклассные занятия по биологии, проводимые в школе помогают развитию у обучающихся натуралистических, природоохранных умений и навыков. Они помогают в формировании личного Я, развивают кругозор, формируют заинтересованность в исследованиях, которые проводятся в внеклассных мероприятиях по биологии. Также обучающиеся учатся излагать свои мысли, делиться мнениями, предлагать новые идеи, то есть развивается коммуникативная концепция.

   Особенность биологии как учебной дисциплины заключается в том, что именно с помощью этого предмета обучающиеся получают целостное представление о естественной среде, удостоверяются в необходимости познания биологических закономерностей, бережного отношения к природе.

   Общими критериями организации любой внеклассной работы обучающихся являются:

— учет интересов и потребностей обучающихся определенного класса;

—точный план внеклассной работы, установление намеченных результатов;

—тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;

—близкая взаимосвязь с другими дисциплинами при организации различных форм внеклассной работы;

– внимание к общественно полезной деятельности учащихся.

   В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень сложно дать какие-либо готовые советы по организации как учебной, так и внеклассной деятельности по биологии. Каждый учитель биологии должен иметь максимально много информации о том, что имеется по предмету в области внеклассного занятия. Эти знания могут помочь грамотно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в определенном классе и в школе обстоятельств, творчески их применить, развить и расширить теорию своим собственным практическим опытом.

   Внеклассные работы, которые проводятся в системе всего процесса преподавания биологии, развивают разносторонние интересы учащихся, самостоятельность в работе, исследовательские, их взгляд на жизнь и мышление. Формы таких мероприятий  весьма разнообразны, но по содержанию и методам осуществления они связаны с уроком; на уроке у обучающихся появляется  интерес, который находит свое удовлетворение в той или иной форме внеклассных работ и снова получает развитие и закрепление на уроке.

  Зачастую интересы обучающихся в школе бывают чрезвычайно узкими, ограниченными коллекционированием, любительским отношением к отдельным животным. Задача педагога – расширить интересы учащихся, воспитать образованного человека, который любит науку, умеет и имеет желание исследовать природу. При проведении опытов и длительных наблюдений за явлениями природы у обучающихся развиваются определенные представления об окружающей их материальной действительности. Наблюдения, которые проводятся обучающимися, например, за развитием растения или за развитием бабочки (например, белянки капустной), оставляет в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления.

 

Список использованной литературы

 

1. Пономарева. И.Н. Общая методика обучения биологии /И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – М.: Академия, 2007.

2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 класс – М.: Дрофа, 2002.

3. Верзилин. Н.М. Общая методика преподавания биологии. / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1983.

4. Зверев. И.Д. Общая методика преподавания биологии. / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова. – М.: Просвещение, 1985.

5. Акимов С.С. Биология в таблицах, схемах, рисунках. / С.С. Акимов, А.Х. Ахмалишева, А.В. Хренов. – М.: Лист, 1996.

6. Всесвятский, Б. В. Общая методика биологии: учеб, пособие для пед. ин-тов / Б. В. Всесвятский. — Москва: Учпедгиз, 1960. — 331 с.

7. Гаджиева И.Х. Методы преподавания биологии. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 325 с. школа урок учебный

8. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.:Просвещение. 1984. 204 с.

9. Иванова, Т. В. Общая методика обучения биологии в школе / Т. В. Иванова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова. — Москва: Дрофа, 2010. — 271 с.

10. Карташова, Н. С. Методика преподавания биологии: учеб, пособие для лабор. — практ. занятий и самостоят. работы студентов / Н. С. Карташова. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. — 119с.

11. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. – Волгоград: «Учитель», 2004.

12. Колонтаев, В. М. Общая методика преподавания биологии / В. М. Колонтаев, Л. М. Дробышева. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 229 с.

13. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. - М.: Мнемозина, 2002. - 304 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: