Организация пространства

 

Решение задачи организации пространства на холсте предполагает учет следующих факторов:

1) Многоплановость. Любое явление, сюжет, мотив можно изобразить по-разному. Объект изображения можно прописать крупно на первом плане, включить его в средний план или нарисовать на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника, от идеи картины.

2) Пересечение планов. Необходимо помнить, что решение задачи организации пространства предполагает ритмическое членение вертикалей и горизонталей.

3) Ввод в глубину. Если коротко, то это наличие на холсте объекта (тропинка, река, пятно), уводящего взгляд в глубину. Как сделать пространство «живым» на плоском холсте? Один из возможных путей – диалектическое решение: удержание на плоскости и в то же время выявление глубины, трехмерности пространства. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием. Даже в таких жанрах, как портрет или натюрморт, талантливые мастера наполняют изображение динамикой. Основное правило глубины, связанное с колористическим решением холста: тон заднего плана всегда холоднее переднего. Колористическая плотность живописи постепенно набирают силу к переднему плану. Мягкие грани на заднем плане также способствуют созданию глубины.

Каким образом ввести в картину элементы времени и движения? Каждый художник находит свои приемы решения этой сложной задачи. Эффект движения достигается при помощи диагональных линий, свободного пространства перед движущимся объектом, направлением линии рисунка, размытостью фона и т.п. Е.А. Кибрик подчеркивал, что, несмотря на темпоральную статичность станковой картины, художник обязательно должен понимать, что предшествовало изображаемому моменту и что за ним последует, и найти способы передать это понимание зрителю.

 4) Ритмическое членение плоскости:

а) пластическое (пластика – это организация плоскости);

б) тональное;

в) цветовое;

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Его можно задать линиями, цветовыми пятнами, игрой света и тени. Это одна из «волшебных палочек», которая помогает художнику реализовать многоплановые композиционные задачи. Размышляйте над проблемой равновесия форм, масс, цветовых пятен и движения в картине. Пусть ни одна сторона холста не будет перегружена. Используйте симметрию и асимметрию. Хороший эскиз перед началом работы помогает определить места основных форм живописи, а также формат и размер холста. Создавайте ритм и равновесие в чередовании изображаемых форм.

В картине Веласкеса "Сдача Бреды" ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла автора. Мысль о превосходстве организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. (Рисунок 7).

 

Рисунок 7. Веласкес "Сдача Бреды".

 

Выявление главного.

 

Решение этой задачи во многом обеспечивает гармоничность картины и цельность ее восприятия. Каким образом решать эту задачу? С помощью каких приемов? Ищите ответы на эти вопросы. Вот лишь некоторые возможные варианты:

а) напряжением цвета;

б) выделением тона, контрастом;

в) подчинением всего состояния выявлению главного;

г) заострением характера главного мотива на холсте.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное. Научитесь обобщать и прописывать главное. Откажитесь от второстепенных деталей, приглушите отвлекающие от главного контрасты. Чрезмерная навязчивость деталей не всегда уместна. Оставьте возможности для работы воображения зрителя. Старайтесь объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Главное – это визуальный центр картины, самая выразительная часть художественного образа. Область окружения дополняет эту важнейшую часть и зависит от нее. Определите, какие детали полнее раскрывают ваш замысел, а какие создают второстепенные центры интереса, конкурирующие с основной темой. Способность художника гармонично связать все элементы полотна, подчинить второстепенное главному – одно из условий цельности композиции [7].

Так, в картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом главные персонажи изображаемого события – фигура сына, лицо и руки отца. Всё остальное погружено в тень (Рисунок 8).

 

Рисунок 8. Рембрандт "Возвращение блудного сына".

 

Колорит

 

Колористическое решение – ядро образного начала. Колорит понимается как богатство и характер оттенков, введенных в живописное произведение и в его отдельные части, как превалирующий подбор тонов в картине [9]. Важнейшим компонентом в решении композиционных задач выступает цвет. Особенно велика его роль в процессе поиска образности работы. Прежде всего, колорит выражает эмоциональное содержание идеи, которая внедряется художником в состояние холста, наполняя его духовностью, делая трепетным и живым. Теплый или холодный колорит, плотный или прозрачно-мерцающий, комбинации цветов, цветовая нагрузка зависят от того какое настроение, переживание хочет выразить художник. Гармония цветовых отношений, их развитие внутри холста заслуживают самого пристального внимания. Например, красных: от оранжевых до бордовых; синих: от кобальта светлого до густого ультрамарина; желтых: от лимонных до оранжевых. То же самое можно сказать о декоративности больших пятен. Поиск ее обязателен независимо от степени разработки таких пятен. Речь идет о необходимости обобщения не только в изображении, репрезентации предметов, объектов и прочего, но и в выборе оптимальных колористических обобщений, способных адекватно выразить восприятие ситуации, мотива, состояния. Примером различных колоритов могут послужить работы Пабло Пикассо. Как известно, в его творчестве есть «розовый» и «голубой» периоды, отличающиеся палитрой цветов и настроением художника, которое он воплощает в работах (Рисунки 9, 10).

 

Рисунок 9, 10. П. Пикассо "Обнаженная с кувшином", "Гурман".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: