К основным правилам, или постоянным закономерностям, которые организуют построение двухмерного и трехмерного изображения, относятся [1]:
1. Правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого организма.
2. Правила равновесия – сочетание противоположных сторон изображения, равновеликих по массам.
3. Правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции.
4. Правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм, движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени.
5. Правила перспективы применительно к различным композиционным решениям – по иллюзорной перспективе, прямоугольной (ортогональной), воздушной.
6. Золотое сечение и ордер как закономерные членения в архитектуре.
7. Масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к натуральной величине.
8. Стилевое единство в ансамбле – в сочетании нескольких видов искусства.
|
|
9. Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.
Пожалуй, самой главной закономерностью композиции надо считать цельность. Как бы ни была сложна композиция по сюжету, сколько бы ни было в ней фигур, какими бы ни были они по масштабу, но коль скоро картина несет в себе свой особый изобразительный мир, то чем цельнее, монолитнее будет организм этого мира, тем яснее зритель будет воспринимать смысловое и пластическое решение. Поэтому как бы ни было своеобразно творческое лицо художника и оригинален его композиционный замысел, цельность – объективное средство композиции, одна из главных
ее закономерностей [3].
Объективными закономерностями конструктивно-пластического решения композиции нужно считать следующие:
1, Пределы ограниченности живописного поля, рамки композиции.
2. Пределы пространства и места сюжетного действия в картине.
3. Цельность.
4. Соразмерность компонентов, то есть ритм и пластика.
5. Нахождение зрительного центра.
Композиционные задачи.
В числе основных средств композиции называют обычно следующие элементы: формат, пространство, «центр внимания», ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамика и статика, равновесие, симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость. Работая с этими элементами, художник решает творческие задачи, которые позволяют ему выразить свой замысел на холсте, поделиться мыслями, ощущениями, эмоциями со зрителем. В ходе такой работы одновременно или в определенной последовательности решаются конкретные композиционные задачи. Выделим основные: организация пространства, выявление главного, колористическое решение как основа образного начала, выразительность как «воздействующая сила композиции» [7].