Последовательность работы над созданием композиции

 

Создание художественного произведения – это не отдельный изолированный акт, а многообразный, чаще всего с трудом, но все же расчленимый на ряд стадий.

Первая ступень творческого процесса художника – период первоначальных художественных накоплений. Он предшествует созданию произведения и характеризуется непроизвольностью‚ разнонаправленностью поисков, большим удельным весом случайностей, накапливанием разнообразных наблюдений, впечатлений, знаний. Поскольку у художника еще не сложился определенный сюжетный замысел, все, что привлекает его внимание, воспринимается с точки. зрения их общего эстетического смысла и значения. В этот период художник отчасти сознательно, а отчасти стихийно «складывает в копилку» материал действительности, еще не зная, пригодятся ли эти данные и когда они понадобятся. Постепенно активизируется и обостряется зрительная память, происходят качественные изменения в связи с целенаправленностью наблюдений на основе имеющейся информации, появляются новые мысли, суждения, оценки.

Период первоначальных накоплений ценен «перенасыщением опытом», информацией, что приводит к переходу количества в качество – зарождается замысел.

Замысел —это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел – это более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника. «Предельная выразительность и новизна пластического мотива являются основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того, стоит ли над ним работать дальше» [4].

Возникновение замысла как бы наводит порядок в хаотическом состоянии работы‚ придает ей целенаправленность, сохраняя, однако, в действии интуицию, фантазию (Рисунок 13).

 

Рисунок 13. В. И. Суриков. Эскиз к картине "Боярыня Морозова".

 

Первоначальный замысел, представляющий собой эскизную основу будущего произведения, как правило, отличают следующие конкретные элементы: сюжетная завязка, достаточно ясные наметки логической связи частей, основы образов, а также предполагаемые средства выразительности (Рисунок 14, 15).

 


  

Рисунок 14, 15. В. И. Суриков. Эскизы к картине "Боярыня Морозова".

 

В процессе возникновения замысла у художника особенно активно начинает работать воображение, фантазия, мышление, происходит отбор художественных средств в определенном направлении, расширяются представления о многогранной действительности. В результате замысел развивается, конкретизируется, частично изменяется (Рисунок 16).

 

Рисунок 16. В. И. Суриков. Эскиз к картине "Боярыня Морозова".

 

Многое изменено, что-то использовано как подсобный материал, а что-то и совсем отброшено. Для этой стадии характерно целостное видение художником всего произведения, он знает, как надо вести окончательную разработку композиции, каково значение деталей.

В своей творческой работе художник сочетает чувственное и логическое, следует объективным законам, используя разнообразные приемы и средства искусства. Как верно говорит Е. А. Кибрик, «только гармоническое соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное‚ законченное произведение» [2].

Завершающая стадия творческого процесса – это авторедактирование, окончательная отделка‚ правка, шлифовка отдельных деталей произведения. Иногда композиционная правка и переделки бывают настолько основательными, что правомерно говорить о втором рождении картины, скульптуры и т. д. (Рисунок 17).

 

Рисунок 17. В. И. Суриков "Боярыня Морозова".

 

В заключение разговора о творческом процессе необходимо отметить, что все его стадии взаимосвязаны, они не имеют жесткой последовательности и границ. Возможны случаи одновременного действия двух и трех фаз. Иногда некоторые звенья совсем отсутствуют. На длительность творческого процесса оказывают влияние как идейный замысел картины, так и различные внешние условия.

Говоря другими словами, и обобщив выше изложенное, творческий процесс делится на три этапа:

1.период «первоначального художественного накопления», определяющего идею, форму и характер образов;

2.обдумывание и вынашивание замысла;

3.написание произведения [6].

 

1.5. Особенности композиции станковой живописи

Станковая живопись, с одной стороны, базируется на всеобщих законах композиционного творчества, с другой стороны, имеет свою специфику, свои особенности, присущие только данному виду изобразительного искусства и проявляющиеся в каждом жанре станковой живописи (натюрморт, пейзаж, портрет и т. д.) по-своему.

 

Натюрморт.

 

Натюрморт может выступать как один из жанров станковой живописи, как самостоятельное произведение искусства, но может быть и составной частью композиции жанровой картины, портрета-картины, следовательно, и играет значительную роль в раскрытии смыслового содержания произведения, являться важным средством характеристики художественного образа, в том числе его психологической характеристики.

Композиционные задачи при изображении натюрморта решаются как в работе над учебной натурной постановкой, так и в процессе создания творческого натюрморта на основе возникновения замысла и разработки эскизов с использованием натурного материала.

Композиционная работа при изображении натюрморта с натуры ведется в плане поисков характера группировки и размещения предметов в пределах картинной плоскости, в формате. В зависимости от характера изображаемых предметов — их высоты и ширины, глубины намечаемого пространства, степени контрастности предметов по величине, форме и цвету — рисующий ведет уточнение формата и положения композиционного центра, находит тональное или цветовое решение — ведет поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое разрешение вопросы равновесия, пропорциональных отношений по величинам и т. д. Сюжетный центр выбирается с таким расчетом, чтобы он, притягивая к себе остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, благодаря контрасту форм, тона, цвета и т. д., но он не должен нарушать целостности изображения как совокупности взаимосвязанных по смыслу предметов.

Предметы, вещи, которые составляют содержание натюрмортов, имеют отношение к той или иной сфере деятельности человека, и через них художники показывают особенности людей той или иной профессии, рода занятий, передают характер эпохи.

Так, например, фламандский художник Франс Снейдерс в соответствии со стилем барокко писал большие натюрморты, раскрывающие всевозможное изобилие и предназначенные для больших парадных дворцовых помещений (Рисунок 18).

 

Рисунок 18. Ф. Снейдерс "Натюрморт с битой дичью и омаром".

 

Пейзаж.

 

В пейзажной живописи одинаково важны и рисунок, и живопись, и композиция.

В процессе работы надо обязательно учитывать действие законов целостности и контрастов. Особенно важно помнить о тональных и цветовых контрастах, о роли контрастов форм, размеров и других элементов, входящих в изображаемый мотив. На завершающем этапе необходимо посмотреть на картину через призму закона целостности и устранить распад композиции на части.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: