Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу

Основные законы композиции

 

Композиция – научная основа любого художественного творчества, поэтому имеет ряд своих законов:

 

Закон целостности.

 

Всякое произведение искусства прежде всего должно быть цельно и восприниматься как неделимая композиция, то есть произведение не может восприниматься как сумма нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Главная черта закона цельности – неделимость, которая закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

При нахождении конструктивной идеи следует вначале сочетать основные массы, в силуэты которых войдут детали. Значит, разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции [8].

К примеру, композиция картины Дейнеки «Оборона Петрограда» построена в два яруса: на смену раненым солдатам – защитникам идут новые отряды рабочих бойцов, движение принимает круговой ход, объединяющие части композиции в одно целое, создавая собственный единый замысел (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. А. А. Дейнека «Оборона Петрограда».

 

Еще одна черта закона – необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. То есть выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенное.

Также цельность подразумевает в себе неповторимость элементов композиции, включая сюда формы, размеры, пятна, интервалы, характеры, типы, жесты.

 

Закон типизации.

 

Для начала типизация характеризуется типичностью характеров и обстоятельств, в которых развивается композиционное действие. То есть создание художественного образа, в котором через характерное передается типическое, через единичное – общее. К примеру, каждый портрет крестьян у Ван Гога обладает индивидуальностью, характером, в тоже же время, всех их объединяет тяжелая жизнь и тяжелый каждодневный труд (Рисунок 2, 3).

 

               

Рисунок 2, 3. Ван Гог  "Портрет крестьянки",

"Портрет крестьянина".

 

Еще одна черта – передача в произведении искусства ощущения движения, развития действия во времени. И когда говорится о передаче движения, имеется ввиду передача ощущения движения.

Чтобы добиться этого чувства, необходимо в изображаемом событии найти и выделить кульминационный момент, содержащий признаки предыдущего и намеки на последующее развитие данного события [8].

 

Закон новизны.

 

Новое в живописи заключается главным образом не в невиданном ранее сюжете, а в хорошей своеобразной композиции, в силе выражения; таким образом обычную и старую тему можно сделать единственной в своем роде и новой [6].

Также в искусстве нужно не только владеть опытом прошлого, но и смело изобретать в интересах задуманного художественного образа.

Стимулом искусства является восторг, увлечение художника внезапно открывшимся ему новым и удивительным в окружающей обыденности. И все действительно выдающееся в искусстве отличается этой чертой — неожиданностью впервые созданного.

Новизна — драгоценнейшее качество композиции. Но тут же нужно сказать, что ничего нет хуже в искусстве, чем новизна как самоцель. Это приводит лишь к кривлянью, к «кокетству». Композиция картины Жака Луи Давида «Смерть Марата» была настоящим открытием по неожиданности, невиданности и смелости решения (Рисунок 4). Но это было пластическое воплощение мощного гражданского чувства великого художника. «Нарочно» выдумать такую оригинальную композицию без глубокого идейного стимула невозможно.

 

Рисунок 4. Ж. Л. Давид "Смерть Марата".

 

Настоящим новатором может быть только человек, открытый к восприятию «нового» в жизни, полный любопытства к этому «новому» и страстного желания утвердить это новое, запечатлев его, обратив на него внимание современников, и поэтому так важна для художника его идейная сущность, его пафос. Скептицизм же, душевная опустошенность, творчески бесплодны [2].

 

Закон контрастов.

 

Человек воспринимает окружающие его предметы, прежде всего, по контрасту их силуэтов и окружающей среды. И форму предмета человек воспринимает только благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создает плоскость [8].

Например, в портретном искусстве до сих пор силуэт строится на контрастах объекта и фона. Это можно увидеть и в автопортрете Серова. Более светлые части лица на более светлом фоне и наоборот (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Серов "Автопортрет".

 

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

 

Этот закон обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное, идейно-содержательное и высокохудожественное произведение. От произведения требуется, чтобы организация произведения во всех деталях и частях подчинялась не формалистическим мертвым схемам построения композиции, а идейному содержанию.

В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, то есть дает нравственную и эстетическую оценку. Эти обстоятельства становятся руководящей идеей автора. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности создаваемое воображением, становится художественным явлением тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности или изображение выдуманного, лишенной смысла и интереса.

Этот закон требует учета соотношения объемов (количественные и качественные), цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии. Он требует определения отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций, чтобы произведение создавало впечатление единого целого. Все эти вопросы должны решиться художником в соответствии с идейным замыслом [8].

В картине Делакруа «Свобода на баррикадах» все подчинено выражению замысла произведения. Свобода выражена в образе женщины: она возглавляет народ революции – это тема, идея картины. Девушка показана в движении, выделена как главный герой в сюжете. Выделена как местом расположения, так и более выделенным контрастом. И все остальные персонажи связаны со Свободой – подчиняются закону цельности (Рисунок 6).

 

Рисунок 6. Делакруа "Свобода на баррикадах".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: