Метод экспертной оценки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

 

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(наименование института полностью)

     Кафедра/департамент «                 Психология                     »

                                              (наименование кафедры/департамента полностью)

Психология 37.03.01.

(код и наименование направления подготовки/специальности)

Общий

(наименование профиля/специализации)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

  Психология стресса и стрессоустойчивого поведения

 (наименование дисциплины)

на тему: Особенности диагностики стресса в детском возрасте

 

 

 

Выполнил: обучающийся

группы        П/б-16-3

            К.С.Суховерхова__________

(инициалы, фамилия)

«  »                         20 г.

Научный руководитель:

         И.Л. Пономаренко___________

  (инициалы, фамилия)

«      »                         20 г.

 

 

Оценка:_______________________________

«  »                         20 г.

 

Севастополь

20 20

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

 

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(наименование института полностью)

     Кафедра/департамент «                  Психология                       »

                                              (наименование кафедры/департамента полностью)

Психология 37.03.01.

(код и наименование направления подготовки/специальности)

Общий

(наименование профиля/специализации)

Курс           4          Группа  П/б-16-з Семестр     8

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

студенту ___Суховерховой Кристине Сергеевне_______________________________________________

 (фамилия, имя, отчество)

1. Тема работы «Особенности диагностики стресса в детском возрасте» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

утверждена приказом по СевГПИ № ____ от«___»_____________ 20__ г.

2. Срок подачи студентом законченной работы «20»___ __05 ________ 2020 г.

3. Входные данные к работе:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 30 наименований. Основной текст работы изложен на 31 страницах печатного текста, содержит 3 рисунка и 4 таблиц на 6 страницах. Работа содержит аннотацию на 2 страницы. Общий объем работы 42 страниц.

4. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, которые нужно разработать):

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2) Рассмотреть особенности стресса и стрессоустойчивости;

3) Определить факторы срессоустойчивости в детском возрасте;

4) Провести эмпирическое исследование по выявлению стресса у детей.

Работа содержит содержит___3__ рисунков,___4____таблиц на ___6__страницах.

5. Дата выдачи задания _ 19.07.2019____________________________________________________

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

№ п/п Название этапов Курсовой работы   Срок выполнения этапов работы   Примечание
1 Выбор темы и разработка плана 19.07.2019  
2 Разработка методологического аппарата 13.01.2020  
3 Ознакомление с исследованиями по проблеме 28.01.2020  
4 Написание введения работы 29.01.2020  
5 Анализ теоретических источников и написание первой главы 10.02.2020  
6 Составление плана эмпирического исследования 12.02.2020  
7 Проведение эмпирического исследования 13.02.2020  
8 Анализ, обобщение, интерпретация и оформление результатов исследования 17.03.2020  
9 Написание выводов и заключения 19.03.2020  
10 Оформление работы 25.03.2020  
11 Представление чернового варианта работы 26.03.2020  
12 Представление чистового варианта работы 20.05.2020  

                                                                 Студен    ______________ Суховерхова К.С.

                                                                                 (подпись)             (фамилия и инициалы)

       Руководитель курсовой работы  _____________    доц.Пономаренко И.Л.

                                                                                  (подпись)               (фамилия и инициалы)

 

Аннотация курсовой работы по психодиагностике

Тема: Особенности диагностики стресса в детском возрасте
Цель: определение сущности стресса и стрессоустойчивости, а также диагностика стресса в детском возрасте
Объект: стресс и стрессоустойчивость как реакция организма.
Предмет: Особенности диагностики стресса в детском возрасте
Гипотеза: существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и коэффициентом страхов у детей.
Задачи: 1.Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы; 2. Рассмотреть особенности стресса и стрессоустойчивости; 3.Провести эмпирическое исследование по выявлению стресса и его влияния в детском возрасте.
Методы исследования: 1. Теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2. Эмпирические: анализ продуктов деятельности детей.
Использованы психодиагностические методики: 1. Методика «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой 2. Метод экспертной оценки 3.Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.
Краткое содержание: В первой главе «Теоретические аспекты стресса в детском возрасте» рассматриваются основные теоретические подходы к пониманию стресса. Подробно рассмотрен вопрос об особенностях стресса в детском возрасте.  Во второй главе «Эмпирическое исследование диагностики стресса в детском возрасте» приведены программа эмпирического исследования особенностей диагностики стресса в детском возрасте и анализ результатов. 
Выводы: 1. Стресс – это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой несет заряд – отрицательный или положительный; состояние обстоятельств (не всегда неблагоприятных), которое может нарушить нормальное психологическое и физиологическое функционирование. 2.Именно с вливанием в социальную среду ребенок и получает первые в своей жизни сильные стрессы. Ни для кого не секрет, что в младенческом и более старшем возрасте для малыша самым большим стрессом является длительное расставание со своей мамой. 3.Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проноситься через дни учебы в школе безо всякого труда, а вот для другого соперничество в школе кажется пугающим. Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. 4.Причиной стресса у детей становится, как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы. 5.Психологическая выносливость — это устойчивость к стрессу, тревоге и депрессии, в том числе способность противостоять горю, другими словами - стрессоустойчивость. В работе были использованы следующие методики: методика «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой), метод экспертной оценки, тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин). В результате проведенной методики «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой) с детьми были получены следующие результаты: Медицинские страхи – 77%, социально-опосредованные страхи – 11%, страхи животных и сказочных персонажей – 8%, пространственные страхи – 4 %. Коэффициент страха = 7,6. В результате проведения исследования уровня стресса у детей методом экспертной оценки, были получены следующие результаты: низкий уровень стресса– 75%, средний уровень – 25%, высокий уровень – 0%. Проанализировав полученный данные по тест-опроснику родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) результаты были следующие: Принятие/отвержение – средний уровень (80%), кооперация – средний уровень (80%), симбиоз – средний уровень (70%), контроль – высокий (50%), отношение к неудачам – средний уровень (50%). Вследствие сопоставления результатов по трем методикам было выявлено, что у родителей выражено положительное отношение к ребенку, проявляется искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает его способности. Не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему. Большинство родителей ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуют от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинированные рамки. Все дети данной группы имеют низкий и средний уровень стресса, что является нормой для данного возраста.

 

                                                                          

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 6

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА.................................................................................... 9

1.1 Понятие о стрессе и стрессоустойчивости................................................. 9

1.2. Особенности стресса в детском возрасте................................................ 14

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ......................................................................................... 17

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ НАЛИЧИЯ СТРЕССА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ...................................................................................... 18

2.1 Изучение стресса в детском возрасте....................................................... 18

2.2 Анализ результатов исследования диагностики стресса у детей............ 26

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ..................................................................................... 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................. 36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стресс (в психологии) – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований.

Стрессовые ситуации встречаются в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности не вызывает сомнений. Стресс оказывает немалое воздействие, как на физическое здоровье организма, так и на его психические процессы, на социально – психологические функции человека. Это имеет отражение во всех сферах жизнедеятельности человека и откладывает некий отпечаток на его возможностях и способах взаимодействия с окружающим миром. Влияние этого психического процесса может быть масштабным от длительного дискомфортно – негативного эмоционального состояния до физиологических и психических расстройств. Поэтому так важно человеку уметь определить в себе это состояние и правильно из него выйти.

Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием, объединяющим широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств.

Сложные социальные условия жизни в современном обществе вызвали большой рост возникновения стрессовых ситуаций у населения. Под наибольшим ударом находятся дети и подростки, так как психика у них еще недостаточно сформирована.

Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проноситься через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются спазмы в животе и головные боли даже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке. Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой.

Объектом в данной работе выступает стресс и стрессоустойчивость как реакция организма.

Предметом - Особенности диагностики стресса в детском возрасте.

Целью курсовой работы является определение сущности стресса и стрессоустойчивости, а также диагностика стресса в детском возрасте.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1) Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы;

2) Рассмотреть особенности стресса и стрессоустойчивости;

3) Провести эмпирическое исследование по выявлению стресса и его влияния в детском возрасте.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и коэффициентом страхов у детей.

Методы исследования:

1) Теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2) Эмпирические: анализ продуктов деятельности детей.

Психодиагностические методики:

1. Методика «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой

Метод экспертной оценки

3.Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.

База исследования:

Исследование проводилось на базе МБОУ г. Североморск детский сад №15. В исследовании участвовало 25 детей и их родители, воспитатели детского сада. Возраст детей – 4-5 лет. Из них 11 мальчиков и 9 девочек.

 




double arrow
Сейчас читают про: