Особенности стресса в детском возрасте

Каждый ребенок прилагает немало усилий для познания окружающего его мира, самыми главными и близкими людьми для него, и он это отлично знает, являются мама и папа. До определенного возраста рядом с малышом всегда находится мама, и ребенок учится вместе с ней переживать различные человеческие эмоции. Обида, радость, страх, жалость, сочувствие, удивление – все это малыш должен испытать до 3 лет и научиться отличать одно от другого. Развитие ребенка от 3 до 5 лет предполагает, что малышу должны прививаться навыки поведения в социуме, то есть в обществе. Для этого детей лучше определить в муниципальное или частное детское дошкольное учреждение [26]. Именно с вливанием в социальную среду ребенок и получает первые в своей жизни сильные стрессы. Ни для кого не секрет, что в младенческом и более старшем возрасте для малыша самым большим стрессом является длительное расставание со своей мамой. А стрессы, как известно, очень негативно сказываются на здоровье ребенка. Малыш становится раздражительным, пугливым, может плакать по самому незначительному поводу [8].

Причины стресса у детей:

    •необходимость разлуки с близкими людьми;

•перемены в привычном течении жизни;

•телевизионные программы;

•часто стрессовыми ситуациями являются походы к парикмахеру или врачу, отношение ребёнка к этим событиям часто связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей [9].

Временами бывает очень трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития.

Существует несколько признаков стресса у детей:

•продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным, но если ребёнок капризничает на протяжении недели, а то и месяца, то это должно стать поводом для волнений.

•возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребёнок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы совершенно нормальна, но если то же самое происходит с девятилетним ребёнком, то родители должны более внимательно присмотреться к малышу.

•интенсивность. Оказывает ли поведение ребёнка воздействие на всю его жизнь? например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребёнок не может заснуть от страха, думая о них?[23].

Если вам кажется, что ваш ребёнок переживает стресс, необходимо сначала выяснить, в чём причина. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный «путеводитель» по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов [10].

Грудные дети и дети до 2х лет: повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение сна. Причины стресса, как правило, болезнь, разлука с близкими, нарушение режима, а также стресс, переживаемый родителями. Снятию стресса у грудных детей лучше всего способствуют игры, особенно прятки. Уходя, всегда оставляйте с ребёнком его любимые игрушки, и, конечно, будьте с ним внимательнее, заботливее и ласковее [19].

От двух до пяти лет: поведенческая регрессия (возвращение к соске, начинает мочиться в кровать или штаны и т.д.), избыточные страхи, агрессивное поведение, нервные движения, слёзы. Помощь: хорошим способом выяснить, что происходит с ребёнком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которым малыш бывает гораздо более откровенен, чем рядом с взрослыми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: дайте ребёнку возможность покричать на улице. Сведите к минимуму просмотр телевизора, пусть хотя бы несколько часов в день ребёнок проводит в тишине, наедине с книгой или тихими, традиционными играми. Чаще болтайте с ребёнком, берите его на руки, обнимайте [25].

От пяти до десяти лет: необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от общения с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, нарушение сна и питания, отставание в школе. Причины стресса: как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учёбе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьёзной психологической нагрузкой. Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, рождение ещё одного ребёнка, переезд на другое место жительства или смерть домашнего питомца. Помощь: во-первых, необходимо выявить причину стресса. Выяснить это лучше в какой-либо неформальной обстановке. Ко всему прочему психологи рекомендуют говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть её, которая не приведёт к дополнительной травме ребёнка. И, конечно же, ребёнок должен знать, что родители любят его, поддерживают и гордятся им [11].

Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь, прежде всего, идёт об инстинктивной боязни остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьёй заложено природой в подсознании каждого ребёнка. Не нужно пугать ребёнка тем, что вы отдадите его детдом, если он не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро. При определённых обстоятельствах они могут вызвать глубокий стресс у маленького ребёнка [12].

Ученые предупреждают, что единожды попав под влияние стресса, человек становится все более уязвимыми для новых его атак. Отсюда вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже. В нашей жизни нервных перегрузок избежать совсем невозможно, но мы должны знать, как с ними бороться и внимательнее относиться к себе и окружающим. Счастливое детство - это самое главное наследство, которое мы оставляем своему ребенку. Поверьте, в трудную минуту эти положительные эмоции и уверенность в себе могут оказаться не менее важными, чем фамильный капитал [20].

Хочется обратить еще раз ваше внимание на механизм стресса. Это всегда противостояние внутреннего и неожиданно нового, которое насильно навязывается. Но человеческий опыт подсказывает: если вы искренне протягиваете руку помощи ребенку, демонстрируете ему свою настоящую любовь, то любой стресс сглаживается [13].

 

 

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ

 

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты сущности стресса в детском возрасте, можно сделать следующие выводы:

1)Стресс – это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой несет заряд – отрицательный или положительный; состояние обстоятельств (не всегда неблагоприятных), которое может нарушить нормальное психологическое и физиологическое функционирование.

2)Именно с вливанием в социальную среду ребенок и получает первые в своей жизни сильные стрессы. Ни для кого не секрет, что в младенческом и более старшем возрасте для малыша самым большим стрессом является длительное расставание со своей мамой.

3)Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проноситься через дни учебы в школе безо всякого труда, а вот для другого соперничество в школе кажется пугающим. Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному.

4) Причиной стресса у детей становится, как правило, необходимость разлучаться с близкими людьми, начиная от похода в детский сад и заканчивая самостоятельным посещением туалета, перемены в привычном течении жизни и, кстати, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы.

5) Психологическая выносливость - это устойчивость к стрессу, тревоге и депрессии, в том числе способность противостоять горю, другими словами - стрессоустойчивость.

 

 

 

 




double arrow
Сейчас читают про: