Правовой статус Министра внутренних дел РФ как официальная, формальная дефиниция

Правовой статус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.

В правовой статус входят: правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта); установленные законом права и обязанности; гарантии установленных прав; ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.

Обычно явление правового статуса исследуется в отраслевых юридических науках. Выделяют конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, административно-правовой статус и т. д.

Говоря о правовом статусе Министра внутренних дел РФ как официальной, формальной дефиниции, следует сказать, что"правовой статус" и "правовое положение" Министра внутренних дел РФ лучше всего рассматривать как тождественные. Данный вывод основывается на том, что слово "статус" в переводе с латинского, собственно, и означает "положение". Тем не менее можно встретить точку зрения о том, что "правовое положение" означает статику, а "правовой статус" - динамику соответствующего процесса. Обозначенные категории мы трактуем как одинаковые. На это, собственно, указывается и в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации"[6], в частности, глава 3 этого Закона называется "Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел". Исходя из приведенного примера видно, что законодатель трактует обозначенные категории как тождественные.

Правовой статус Министра внутренних дел РФ носит отраслевой характер, в этой связи можно провести определенную дифференциацию между общим правовым положением, конституционно-правовым положением и административно-правовым положением Министра внутренних дел РФ. Эта связь может быть выражена такой формулой, как общее, особенное и специальное (единичное). Именно обозначенный методологический подход позволит раскрыть содержание статуса Министра внутренних дел РФ - как субъекта административного права и, соответственно, определить его положение как участника государственно-служебных отношений.

Отметим, что Министр внутренних дел РФ является субъектом права[7]. Реализуя свою компетенцию, следует также отметить, что Министр внутренних дел РФ становится участником многих правоотношений. Одним из видов таких правоотношений, в которые вступает Министр внутренних дел РФ, являются именно административные правоотношения. В этой связи необходимо изучение административно-правового статуса соответствующего субъекта, а также разработка на этой основе необходимых научно-методических рекомендаций по совершенствованию его реализации. Административные правоотношения, участником которых выступает Министр внутренних дел РФ, достаточно разнообразны. Поэтому эти отношения позволяют раскрыть потенциал административной правосубъектности рассматриваемого субъекта права.

Размышляя непосредственно о содержании правового статуса Министра органов внутренних дел, заметим, что он имеет сложную конструкцию и подразделяется на общий, особенный, специальный, а также индивидуальный правовой статус. Общий статус предопределяется предписаниями Конституции России, согласно которой сотрудники органов внутренних дел обладают целым рядом личных прав, равны перед законом и судом, также они пользуются всеми правами и свободами, установленными и гарантированными Конституцией. Статус Министра внутренних дел РФ носит сложный характер. Это отмечалось и зарубежными учеными.

Особенный правовой статус Министра внутренних дел РФ связан с особенностями службы в органах внутренних дел. Нужно отметить, что несмотря на специфику службы в органах внутренних дел, ее организация подчиняется предписаниям нормативных правовых актов, которые носят универсальный характер

Следует сказать, что в целом правовой статус Министра внутренних дел РФ носит особенный, а в некоторых случаях и специальный характер. Если обобщить те задачи и функции, которые выполняет Министр внутренних дел РФ, то они сводятся преимущественно к обеспечению правопорядка, а также к защите прав и свобод граждан. Более детально правовой статус проявляет себя именно в специальном аспекте и определяется в соответствующем должностном регламенте, именно в этом нормативном документе закрепляются границы его должностной компетенции.

Правовой статус занимает центральное место в содержании правового положения рассматриваемого субъекта права. Он является базой для становления и развития самых различных аспектов служебного положения Министра внутренних дел РФ.

Сердцевиной обозначенного положения являются права, обязанности, запреты (ограничения), гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, а также ответственность. Все эти компоненты правового положения Министра внутренних дел РФ находятся между собой в определенной логической взаимосвязи, более того, они взаимно дополняют друг друга[8].

Говоря о правах Министра органов внутренних дел, необходимо отметить, что они могут быть подразделены на права, которые необходимы для непосредственного выполнения им своих должностных обязанностей, и права, связанные с реализацией функций органа внутренних дел. Министру предоставлены права, касающиеся его социальной и правовой защиты. Особо следует сказать о правах на профессиональный рост и развитие и др. Еще раз подчеркнем, что права Министру органов внутренних дел РФ предоставляются именно для выполнения возложенных на него обязанностей.

Что же касается обязанностей, то Министр обязан знать законодательство, которое касается предмета его профессиональной компетенции, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, поддерживать необходимый уровень физической подготовки и др. Режим службы в органах внутренних дел предполагает установление различного рода запретов, которые, собственно, и выражают сущность соответствующего режима. Большинство запретов, которые направлены на ограничение гражданской правосубъектности Министра органов внутренних дел, касаются противодействия коррупции, они также имеют целью обеспечение надлежащего служебного поведения. Обеспечить полноценную реализацию правового статуса Министра органов внутренних могут гарантии, которые подразделяются на правовые гарантии, организационные, экономические, идеологические, а также социальные гарантии. Обратим внимание на некоторые из перечисленных гарантий. Так, без экономических гарантий невозможно полноценно обеспечить работу органов государственной власти и управления, а также создать необходимые материально-технические условия для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Организационные же гарантии позволяют сформировать надлежащую систему управления теми процессами, которые протекают в ходе прохождения службы в органах и организациях системы МВД России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: